Фрагмент для ознакомления
2
Глава 3 Проблемы реализации права на образование
§ 1. Доступность образования для социально-незащищенных групп населения и других категорий граждан
Принятие Конституции РФ 1993 г. четко зафиксировало реальное состояние образовательной сферы, от которого и отталкивался законодатель при конструировании права на образование. Статья 43, закрепляющая право на образование, состоит из 5 частей и в течение 25 лет существования действующей Конституции не менялась.
Первая часть гласит, что «каждый имеет право на образование», во второй гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также закрепляются формы их получения (не только в государственных либо муниципальных образовательных учреждениях, но и на предприятиях). В третьей части закреплен конкурсный отбор для бесплатного получения высшего образования.
Часть четвертая устанавливает обязательность получения основного общего образования и возлагает ответственность за это на родителей ребенка либо лиц, их заменяющих. Наконец, в пятой части говорится о том, что в России устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты и обеспечивается поддержка разнообразных форм образования и самообразования. Как видим, круг лиц, наделенных правом на образование, в настоящее время практически безграничен.
Слово «каждый» может толковаться предельно широко, и получение образования, таким образом, не зависит не только от каких-либо цензов (имущественного, возрастного, гражданства и др.), но и от состояния здоровья человека. Согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, конституционное право на образование «неотчуждаемо и принадлежит каждому человеку от рождения, являясь личным неимущественным правом гражданина… возникает у человека изначально, при рождении, только лишь потому, что он человек».
Тем самым подтверждался принцип равноправия, на котором базировалась и «брежневская» Конституция. Федеральное законодательство в сфере образования направлено на «повышение гарантий равенства прав каждого жителя страны на качественное образование, обеспечение единства образовательного пространства, нормативно-правовое обеспечение, развитие и обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления системой образования, формирование экономических механизмов функционирования и развития системы образования, развитие международного сотрудничества и международной деятельности в области образования».
Действовавший до 29.12.2012 г. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 содержал сугубо позитивистскую трактовку образования, под которым понимался «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». Любопытно, что, в отличие от Конституции Российской Федерации – России в редакции 1992 г. и Конституции РФ 1993 г., Закон РФ «Об образовании» закреплял право получения образования лишь за гражданами.
Кроме того, в нарушение положения Конституции РФ о гарантиях бесплатности среднего профессионального образования Закон РФ «Об образовании» ограничил право получения его на бесплатной основе – гражданин мог воспользоваться этим правом лишь при получении образования данного уровня впервые. В действующем Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» нашла отражение принципиально новая трактовка понятия «образование». В отличие от Закона РФ «Об образовании», в котором образование редуцировалось к документально подтвержденному образовательному цензу, новый закон учитывает полисемантичность образования и рассматривает его «в трех аспектах: общественного и частного блага, целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства и совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенного объема и сложности».
В этом нельзя не видеть проявления ключевого принципа современной государственной образовательной политики, в соответствии с которым образование призвано иметь гуманистический характер и способствовать свободному развитию личности обучающегося. Вместе с тем Л.А. Нудненко, анализируя недостатки Федерального закона 2012 г., указывает, что в нем «смешиваются два различных подхода к образованию – как к общественному благу и как к деятельности по оказанию образовательных услуг, что порождает их противоречие.
Образование становится сферой экономики, а не культуры. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» внес существенные коррективы в структуру образования. В настоящее время она включает в себя четыре вида образования (общее, профессиональное, дополнительное, а также профессиональное обучение). При этом общее образование теперь делится не на ступени, как ранее, а на уровни (дошкольный, начальный общий, основной общий, средний общий). Профессиональное образование также делится на уровни. Начальным уровнем профессионального образования теперь является среднее профессиональное образование. Высшее образование (без приставки «профессиональное», существовавшей ранее) делится на следующие уровни: 1) бакалавриат, 2) специалитет и магистратура и 3) подготовка кадров высшей квалификации. Дополнительное образование делится на подвиды (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование); профессиональное обучение в законе не структурировано.
Из положительных изменений в закреплении права на образование, с которыми связано принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в первую очередь необходимо отметить создание гарантий общедоступности и бесплатности среднего профессионального образования. Кроме того, право на образование, в полном соответствии со ст. 43 Конституции РФ, стало признаваться не за гражданином, а за человеком. Ряд федеральных законов конкретизирует право на образование, закрепленное за отдельными категориями лиц. Например, в ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится о том, что «государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения».
Поддержка обучения инвалидов должна содействовать реализации ими принадлежащим им прав и свобод на равных условиях с другими гражданами, развитие личностных качеств и способностей каждого лица с ограниченными возможностями, превращение их в полноправных членов общества. В этих целях закон предусматривает разработку особых образовательных программ, адаптированных к возможностям инвалидов, создание необходимых для них условий в образовательных организациях, организацию обучения по общеобразовательным программам на дому. Нормативные акты Президента РФ могут быть рассмотрены в качестве дополнительных источников права на образование.
Указы Президента РФ закрепляют гарантии реализации права на образование в виде стипендий и льгот, а также иных мер социальной защиты обучающихся. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 2016 г. № 227 «в целях совершенствования системы государственной поддержки талантливой молодежи, дальнейшего развития интеллектуального потенциала Российской Федерации» был увеличен размер стипендий Президента РФ, учрежденных в 2011 г. для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
Неравенство в образовании - это неравное распределение академических ресурсов, включая, но не ограничиваясь: финансирование школ, квалифицированные и опытные учителя, книги и технологии для социально изолированных сообществ. Эти общины, как правило, исторически находятся в невыгодном положении и угнетены. В большинстве случаев лицам, принадлежащим к этим маргинализованным группам, также отказывают в доступе к школам с богатыми ресурсами. Неравенство ведет к серьезным различиям в образовательной успеваемости или эффективности этих людей и в конечном итоге подавляет социальную и экономическую мобильность .
Измерение эффективности образования варьируется в зависимости от страны и даже провинции / штата внутри страны. Как правило, для измерения успеваемости используются оценки, баллы GPA, результаты тестов, процент отсева, статистика поступления в колледж и процент окончания колледжа. Это меры академической успеваемости человека. При определении того, что следует измерять с точки зрения образовательного успеха человека, многие ученые предполагают, что средний балл успеваемости, результаты тестов и другие показатели способностей к успеваемости - не единственные полезные инструменты для определения эффективности. Помимо академической успеваемости, при определении образовательного успеха отдельных лиц следует измерять и учитывать достижение целей обучения, приобретение желаемых навыков и компетенций, удовлетворенность, настойчивость и успеваемость после учебы. Ученые утверждают, что академическая успеваемость - это только прямой результат достижения целей обучения и приобретения желаемых навыков и компетенций.
Чтобы точно измерить эффективность обучения, необходимо разделять академические достижения, потому что они отражают только успеваемость учащегося, а не обязательно его обучение или способность эффективно использовать то, что они узнали. Во многом неравенство в образовании объясняется экономическим неравенством, которое часто сводится к расовому признаку, и многие современные разговоры о равенстве в образовании объединяют эти два понятия, показывая, как они мочатся из жилого района, а в последнее время - из-за языка. Неравенство в образовании между белыми учащимися и учащимися из числа меньшинств продолжает увековечивать социальное и экономическое неравенство. Во всем мире предпринимаются постоянные попытки реформировать образование на всех уровнях.
Это неравенство трудно искоренить, имея различные причины, глубоко укоренившиеся в истории, обществе и культуре. Хотя это сложно, образование жизненно важно для движения общества вперед. Он способствует гражданству, самобытности, равенству возможностей и социальной интеграции, социальной сплоченности, а также экономическому росту и занятости», и по этим причинам широко поощряется равенство. Признание глобального неравенства в образовании привело к принятию Цели 4 в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций, которая способствует всеобщему и справедливому качественному образованию для всех.
Среди глобальных проблем современного человечества особое место занимает проблема бедности. В отличие от большинства указанных проблем она зародилась не в ХХ веке, а практически с появлением человечества, много веков назад. Одним из практических аспектов этой проблемы является неравенство людей в доступе к социальным благам, в том числе и образованию .
Актуальность этой темы очевидна, внимание этой проблеме уделяют правительства развитых государств, международные организации, общественные деятели, журналисты и научно-публицистические издания. В конце прошлого века был разработан международный нормативно-правовой акт, опирающийся на Всеобщую декларацию прав человека, закрепляющую за каждым человеком право на образование. Этот документ носит название «Всемирная декларация об образовании для всех», в нем декларируется необходимости удовлетворения базовых образовательных потребностей, придание всеобщего характера доступу к образованию и содействие обеспечению равенства, расширение сферы базового образования, улучшение условий образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2019. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2017. - № 4. – С. 15.
3. Аюшеева, А.О. Роль и значение системы образования в развитии экономики региона / А.Ю. Аюшеева, Н.Э. Хардаев, О.Д. Дагбаева, Е.С. Соктоева // Новая наука: опыт, традиции, инновации. - 2019. - № 4-1 (77). - С. 19-23.
4. Бадина, В.В. Система образования региона как объект управления / В.В. Бадина, М.В. Гаврилова, М.В. Гаврилова // В сборнике. Экономика и управление в контексте реиндустриализации: теория и практика. – Чебоксары, 2019. - С. 36–41.
5. Балыкин, Г.А. Тенденции развития управления системой регионального образования / Г.А. Балыкин, Ю.В. Федотова. - СПб.: Питер, 2016. - 224 с.
6. Беляев, А. Корпоративное многоступенчатое образование - современная концепция управления развитием человеческих ресурсов / А. Беляев, Л. Воробьева, О. Воробьева // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 9. – С. 15-17.
7. Беляков, С.А. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием / С.А. Беляков, В.Д. Куклин // Народное образование. – М.: ИЭ РАН, 2017. – 122 с.
8. Воробьева, Е.А. Развитие региональных образовательных систем как фактор инвестиционной привлекательности территорий / Е.А. Воробьева // Экономика и управление. - 2018. - № 7 (81). - С. 146-151.
9. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2017. - 208 с.
10. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2017. - № 33. – С. 10-12.
11. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2017. – №1. – С. 35 – 41.
12. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. - № 7. - С. 8-10.
13. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2017. - № 2. – С. 6-12.
14. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2017. - № 8. – С. 18-20.
15. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2017. – 136 с.
16. Дубовикова, Е.Ю. Место и роль системы образования в хозяйственном развитии региона / Е.Ю. Дубовикова // В сборнике: народный поиск модели хозяйственного развития России (к 250–летию вольного экономического общества России) материалы Международной научно–практической конференции. - 2017. - С. 64-68.
17. Зернова, И. Основные направления государственного регулирования образовательной деятельности / И. Зернова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - № 1. – С. 13-16.
18. Канашина, Г.А. Федеральные государственные образовательные стандарты как вектор обновления перехода на новые образовательные стандарты / Г.А. Канашина, Т.В. Деревянных // Сборник научно – методических статей. - Йошкар–Ола, 2017. – №1. – С. 13 – 20.
19. Кураков, А.Л. Основные принципы организации системы планирования и прогнозирования при управлении региональной системой образования / А.Л. Кураков // Вестник Чувашского Университета. – Чебоксары, 2018. – №1. – С. 93 – 96.
20. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2017. – 352 с.
21. Филиппов, В.М. Новая динамика развития образования в мире и российская школа / В.М. Филиппов. – М: ЭКСМО, 2017. – 168 с.
22. Юрченко, В.В. Экономические методы управления в сфере образования / В.В. Юрченко. – М.: Амипринт, 2018. – 156 с.