Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в России насчитывается около двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья и данный показатель имеет тенденцию к стремительному росту.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого- педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа инвалидов.
За период развития общественных отношений к инвалидам цивилизация прошла противоречивый путь как равнодушия, преследования, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Сегодня – это толерантные партнерские отношения инклюзивного образования.
Последнее время всё чаще поднимается вопрос о введении инклюзивного образования.
Это социальная потребность, веяние времени и требование правительства РФ. Организация инклюзивного образования предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов. Вместе с тем, введение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Главная проблема человека с ОВЗ заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к людям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования людей с ограниченными возможностями
Как и любое новое начинание, введение инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Одной из главных трудностей является настороженное и порой негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Толерантность– это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких – либо отличий.
Проблема толерантности разрабатывается рядом наук: психология, социология и право, поскольку это понятие связано с правами человека, особенностями его существования в обществе и регулированием отношений в этом обществе.
Понятие толерантности было введено на международном уровне в 1995 году Декларацией ООН, где оно определяется как «ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданское общество должно быть другим» [1]. Декларация утверждает, что терпимость должна проявляться на уровне отдельных лиц, групп и государств. В то же время, в понимании ООН, толерантность является условием социализации личности и заключается в способности личности жить в мире с самим собой и окружающим обществом.
В Российской Федерации основным документом для определения толерантности является Конституция, но понятие толерантности в Россия чаще определяется через нарушение прав и свобод, чем через принятие различий и свобод всех индивидов - это определяет сущностный контраст с пониманием толерантности в европейском контексте.
Понимание толерантности, через понятие нарушения прав и свобод, упускает суть термина толерантность, а именно принятие различий между всеми людьми.
В научной литературе рассматривают толерантность, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Педагогическая толерантность - способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нём носителя иных ценностей, логики, мышления, иных форм поведения. Воспитывать у сверстников толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Толерантность - это непредвзятое отношение к людям, несмотря на их внешность, цвет кожи, состояние здоровья.
Люди с ограниченными возможностями имеют полное право на существование в социуме.
Толерантность обеспечивает равное отношение ко всем людям, каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над слабым, неуважение старости или национальная вражда. Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.
2. Исследование отношения студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья
Формирование готовности общества к тому, что рядом будут находиться люди, имеющие физические, психические и интеллектуальные проблемы, является важной задачей на пути к становлению гражданского общества.
В связи с актуальностью рассматриваемой темы нами было проведено исследование, направленное на изучение отношения студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В анкетировании приняли участие 60 человек в возрасте от 20 до 23 лет. Анкета состоит из 12 закрытых вопросов (Приложение 1).
Рассмотрим результат исследования.
На первый вопрос: "как часто вы встречаете людей с ограниченными возможностями в своей повседневной жизни?" ответы распределились следующим образом:
10 человек – довольно часто,
23 – иногда,
25 – редко,
2 – никогда не встречались.
Это свидетельствует о том, что студенты редко вступают в контакт с людьми с ограниченными возможностями.
Рисунок 1 – Результаты ответа на вопрос: "как часто вы встречаете людей с ограниченными возможностями в своей повседневной жизни?"
Отвечая на вопрос, как студенты относятся к людям с ограниченными возможностями, большинство студентов отметили жалость (35 чел.) и сочувствие (21 чел.).
Рисунок 2 – Результаты ответа на вопрос об отношении к людям с ограниченными возможностями
На следующий вопрос анкеты "как, по-вашему, люди с ограниченными возможностями относятся к здоровым людям?" 25 студентов ответили, что они дружелюбны, в то время как 15 респондентов считают, что они обижены, а 16-насторожены.
Это говорит о том, что студенты не имеют четкого представления о людях с ограниченными возможностями.
Рисунок 3 – Результаты ответа на вопрос об отношении людей с ОВЗ к здоровым людям
Далее мы попытались выяснить, как студенты будут реагировать на то, что люди с ограниченными возможностями будут учиться вместе с ними. Большинство респондентов ответили, что отнеслись бы к этому вполне нормально и постарались бы подружиться с ними.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! — 2004. —с. 6—11
2. Конвенция о правах инвалидов от 13 дек. 2006 г. // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/2565085 (дата обращения: 04.04.2019).
3. Айдаров В.И. Психолого-педагогические особенности личности с ограниченными возможностями здоровья / В.И. Айдаров, В.Ш. Масленникова, Т.Ю. Масленников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. - С. 216-223.
4. Айдаров В.И. Педагогический контекст реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья / В.И.Айдаров, Ф.Ш. Мухаметзянова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2016. - № 1(29). - С. 173-179.
5. Айдаров В.И. Интеграция организационнопедагогических условий психолого-педагогического сопровождения в процесс медицинской реабилитации лиц с ограниченными возможностями / В.И. Айдаров, С.З. Хайбуллина, В.И. Красильников // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 393-400
6. Булгакова М. Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. — ЗАО «МЦФЭР», 2008. — № 8
7. Вовк, Л. А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л. А. Вовк // Валеология: научно-практический журнал. — 2003. — № 3. — С. 51–52
8. Вульфов, Б. З. Воспитание и толерантность: сущность и средства / Б. З. Вульфов // Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи, 2002. – № 6. – С. 5–10
9. Гуманистическое наследие в культуре и образовании: материалы XIII Международной научно-практической конференции 13 декабря 2018 г. – Уфа: Издательство БГПУ, 2018 – 326 с.
10. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. — М.: АРТ, 2009. — 672 с.
11. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛИЦАМ С ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20166:
12. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 26–30. – URL: Кленова. Н. В. «Дополнительное образование » - 2006. № 3 – стр. 17 - 22
13. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю. Юсупова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 175 с.
14. Калимуллина О.А. Формирование гражданской позиции студенчества в условиях современного вуза / О.А. Калимуллина // Материалы Международной электронной научно-практической конференции. - Казань: Астор и Я, 2016. - С. 244-249
15. Калимуллина О.А. Сущностные характеристики молодежи в контексте социокультурной реальности / О.А. Калимуллина // Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань: ООО Издательско-полиграфическая компания "Бриг", 2016. - С. 228-231.
16. Ковалева Н.В., Деткова И.В. Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «группы риска»: сборник научно-методических материалов / Н.В. Ковалева, И.В. Деткова, А.В. Леонтьева и др.; под редакцией Е.Н. Панченко. - М.: Майкоп, 2006. - 180 с.
17. Моисеева, Т. А. Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Моисеева, О. Д. Стародубец, А. Ю. Ооржак, Ю. О. Юртаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 261-265
18. Осипов П.Н., Осипова Л.Н. Ценностные ориентации студентов / П.Н. Осипов, Л.Н. Осипова // Право и образование. - 2017. - № 6. - С. 45-52
19. Суменкова А. М. Толерантность как ценностная основа инклюзивного профессионального образования // Образование и воспитание. 2017. № 5 (15). С. 50-55