Фрагмент для ознакомления
2
Сегодня вертолеты активно применяются в поисково-спасательных операциях. В районах, расположенных вдалеке от крупных населенных пунктов, вертолетные службы выполняют жизненно важные функции. Они помогают искать пропавших людей, спасать потерпевших бедствие на во-де, в горах, доставлять пострадавших в медицинские учреждения. Пре-имущества вертолета в том, что он может садиться на неподготовленные площадки, а в некоторых случаях эвакуировать людей даже без приземле-ния. В условиях городской застройки и плотного трафика вертолет быст-рее доберется до места техногенной катастрофы, пожара или дорожно-транспортного происшествия. Вертолетная техника эффективнее других видов транспорта способна укладываться в «золотой час», медицинская помощь в течение которого наиболее результативна.
В России существует несколько организаций, применяющих верто-леты для спасения людей. Министерство по чрезвычайным ситуациям по данным на октябрь 2019 года владеет парком из 57 вертолетов. Это моде-ли Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т и зарубежные машины Bo 105 и ВК 117. Они используются для авиаразведки, борьбы с паводками и пожарами, участвуют в санитарной эвакуации и перевозят гуманитарные грузы. Вер-толетчики МЧС работали в местах вооруженных конфликтов, спасали лю-дей во время землетрясений, сильнейших пожаров и наводнений, участво-вали в международных операциях.
В 2003 году в Москве был создан Московский авиационный центр, который обеспечивает ежедневное и круглосуточное дежурство вертолетов легкого класса в столице. Такой режим работы был введен к Чемпионату мира по футболу 2018 года и показал свою эффективность. Специалисты МАЦ летают на вертолетах Ми-26Т, Ка-32А, ВК 117С-2 и Bell 429. В 2019 году более 650 человек воспользовались помощью вертолетов Московско-го авиационного центра, было совершено 46 вылетов на пожары. Более 12 крупных пожаров Москвы потушены в том числе силами вертолетов МАЦ.
Ежедневно дежурство несут два пожарных и три санитарных вер-толета. В управлении центра находится 5 вертолетных площадок на тер-ритории городских клинических больниц, одна площадка на МКАД и 21 площадка в Новой Москве. Долететь до любой точки Москвы вертолет может за 7-15 минут. С 2019 года при центре работает служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения (СПАСО), бригады которой круг-лосуточно находятся в повышенной готовности к работе с применением оборудования и средств спасения в случае возникновения ЧС. Спасатели имеют допуск к беспарашютному десантированию с борта вертолета. С помощью спускового устройства спасатель может опуститься, например, на крышу многоэтажки и в сцепке с собой эвакуировать человека.
Кроме того, в настоящее время в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется программа развития санитарной авиации, направленная на обеспечение своевременной медицинской помо-щью граждан, проживающих в труднодоступных районах нашей страны. На сегодняшний день на дежурстве в регионах РФ находится более 100 санитарных вертолетов, основную массу которых составляют машины ти-па Ми-8 и «Ансат». За время действия программы, запущенной в 2016 го-ду, в медицинские учреждения было перевезено на вертолетах уже более 20 тысяч пациентов.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУ-ГОМ
2.1 Поисково-спасательные и санитарные вертолеты России
Поисково-спасательная версия корабельного противолодочного вертолета Ка-27 создана для спасения экипажей морских и воздушных су-дов, терпящих бедствие. Выпускается с 1980 года. Вертолет оборудован специальной поисковой аппаратурой и различными спасательными сред-ствами. Для поиска в ночное время используются мощные прожекторы. Спуск и подъем грузов до 300 кг и людей осуществляется с помощью элек-тролебедки. Также существует отдельная модификация для поиска спуска-емых космических аппаратов и эвакуации космонавтов.
Пилотажно-навигационный комплекс вертолета позволяет осу-ществлять автоматизированный полет вертолета по запрограммированно-му маршруту, посадку вертолета на корабль и разгрузку корабля без остановки последнего, автономное висение вертолета над заданной точкой, а совместно с радиолокационной станцией «Осьминог» вывод вертолета в точку, заданную пилотом. Вертолеты Ка-27ПС оснащены системой надув-ных баллонет, обеспечивающих плавучесть вертолетов в случае их ава-рийной посадки на водную поверхность. Механизм складывания лопастей позволяет существенно уменьшить габариты вертолетов при их хранении в ангарах кораблей и аэродромов.
Средний транспортник Ка-32 с соосной схемой несущих винтов вы-пускается с 1985 года в различных версиях и является развитием вертоле-та Ка-27ПС. Машина отличается высокой для своего класса грузоподъем-ностью и может поднимать 5 т груза на внешней подвеске. Вертолет как нельзя лучше подходит для спасения людей, тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. В течение многих лет вертолет с успехом применяется в борьбе с природными и техногенными пожарами в разных точках мира. В зависимости от поставленных задач вертолет мо-жет оснащаться внешней подвеской для перевозки грузов, водосливным устройством, спасательной лебедкой, гидравлическим захватом или систе-мой пожаротушения на высотных зданиях. Также на вертолете может устанавливаться инфракрасное оборудование для работы в темное время суток. Благодаря своим компактным размерам Ка-32 может садиться на площадку размером 22 на 22 метра.
Лебедка используется для десантирования спасателей и эвакуации пострадавших из мест, где приземление затруднено. Гидравлический за-хват применяется для разбора завалов, например, при крупных ДТП, ко-гда нужно быстро расчистить трассу от обездвиженных машин. Захват представляет собой большую металлическую клешню, которая может рас-крываться на 2,2 метра и переносить груз весом до пяти тонн. Управление такой системой считается высшим пилотажем в гражданской авиации.
Специально для вертолетов Ка-32 создана уникальная система го-ризонтального, бокового и вертикального пожаротушения. В 2012 году она была успешно применена на тушении пожара высокой сложности в одной из башен комплекса «Москва-Сити». Также используется водослив-ное устройство, которое за несколько секунд может набрать 5 тонн воды практически в любом водоеме глубиной от 2 метров и сбросить их на очаг пожара.
В настоящее время холдинг «Вертолеты России» ведет разработку новейшей
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боевые вертолеты России. Электронный ресурс: https://ivanurakov.livejournal.com/27478.html. Дата обращения: 30.11.2020
2. От "Омеги" до "Аллигатора": Николай Якубович — Москва, Эксмо, Яуза, 2019 г.- 320 с.
3. Скибин В.А., Солонин В.И., Ланшин А.И. Прогноз развития науки и
технологий в авиационном двигателестроении. Двигатель. 2018. № 5 (77), С. 2-6.
4. Форсайт развития авиационной науки и технологий до 2030 года и
дальнейшую перспективу. 2018. Общая часть, С. 2-3.
5. Электронный ресурс: http://rostec.ru/news/4513399. Дата обращения: 30.11.2020
6. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/news/19061. Дата обра-щения: 30.11.2020
7. Электронный ресурс: http://finance.rambler.ru/news/economics/133841600.html. Дата обра-щения: 30.11.2020
8. Электронный ресурс: http://kk.convdocs.org/docs/index10642.html?page=8. Дата обращения: 30.11.2020