Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
I. CУЩНОСТЬ И ВИДЫ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА, СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ 4
II. МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Прохождение практики было осуществлено в период с 14.11.2019 по 12.01.2020 в ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте».
Цель практики – формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в части исследования разрабатываемой научной проблемы с последующим использованием полученных результатов в выпускной квалификационной работе (ВКР).
Согласно индивидуальному заданию необходимо выполнить следующий перечень задач:
‒ Провести обзор существующих научных исследований, по теме диссертации, используя литературу в ЭБС университета,
‒ Провести поиск и обзор существующих электронных ресурсов отражающих отраслевой характер объекта исследования и включающие статистические данные по теме диссертации;
‒ Осуществить апробацию собственного проводимого научного исследования на научной конференции факультета или университет;
‒ Изучить ГОСТы по оформлению научных работ (рефератов), в том числе публикаций;
‒ Выявить отечественные и зарубежные исследования за последние 5 лет по теме диссертации, понять проблему и противоречия в развитии предмета исследования – отразить в реферате;
‒ Понять, осознать, что такое научный реферат. Выполнить его в логике цели и предмета исследования. Оформить его по ГОСТ;
При подготовке отчета были использованы различные источники, такие как учебные пособия современных отечественных и зарубежных финансовых специалистов, научные статьи, средства массовой информации, интернет и собственные наблюдения в ходе практики.
Данный документ представляет собой отчет, который состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников.
I. CУЩНОСТЬ И ВИДЫ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА, СУЩНОСТЬ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ
Стоимость выступает одним из наиболее важных факторов рыночного и социально-экономического развития, в связи с чем, на протяжении всего периода существования экономической науки дискуссионными остаются вопросы определения сущности понятия стоимости.
Так, эволюция теории стоимости, направленная на изучение стоимости в качестве экономической категории прошла несколько этапов, основными из которых являются следующие :
– теория издержек (А. Смит, Дж. Миль, Дж. Мак-Куллох);
– теорию факторов производства (Ж. Б. Сей, Дж. Кларк)
– трудовая теория стоимости (К. Маркс, В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо);
– информационная теория стоимости (П. Стоуньер, К. К. Вальтух),
– энергетическая теория стоимости (С.А. Подолинский) и т.д.
Несмотря на различие научных взглядов на концепцию стоимости вышеназванных теорий, все они направлены на трактовку сущности стоимости исходя из затрат определенных ресурсов для создания благ или, соответственно, их стоимости. В данном контексте прослеживается затратный подход к определению сущности стоимости.
Кроме того, существуют и другие теории стоимости, концепция которых связана с системой обращения, среди них можно выделить :
– теорию спроса и предложения (А. Маршалл, Дж. Кейнс),
– теорию предельной полезности (Дж. Кларк, Ф. Галиани, К. Менгер).
В данных теоретических концепциях прослеживается доходный и рыночный подход к определению сущности стоимости.
По отношению к стоимости бизнеса также возможно применение затратного, доходного и рыночного подхода.
Так в соответствии с затратным подходом стоимость бизнеса представляет собой «затраты, которые несет владелец бизнеса и материализуются в данном бизнесе» .
Доходный подход к трактовке сущности стоимости бизнеса определяет данную категорию как «совокупный поток доходов, ожидаемый к получению инвесторами или владельцами бизнеса и выраженный в денежной форме» . Здесь прослеживается тождественность категорий «стоимость» и «полезность».
Что касается рыночного (или сравнительного) подхода, то стоимость бизнеса представляет собой «цену бизнеса в сравнении с аналогичными объектами, реализованными на рынке» . В данном подходе происходит отождествление понятий стоимость и цена.
Однако, по нашему мнению, нельзя в полной мере отождествлять понятие «стоимость» с понятиями «полезность» и «цена», так как понятие стоимости гораздо шире в экономическом плане. В данном случае правомерно применение системного подхода, в соответствии с которым «понесенные затраты и полученная полезность образует основу рыночной цены бизнеса» . Именно на системном подходе к определению сущности стоимости бизнеса базируется концепция управления на основе стоимости (Value Based Management – VBM).
Необходимо отметить, что существуют различные виды стоимости, применяемые в теоретических и прикладных разработках системы управления и оценки бизнеса, среди которых обычно выделяют следующие :
– рыночная капитализация (Market Capitalization of Equity) – произведение цены публично торгуемой акции на число выпущенных акций;
– рыночная стоимость (Market Value) – наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства;
– фундаментальная стоимость (Fundamental Value) – стоимость, которую инвестор на основе оценки или доступных фактов рассматривает как «истинную» стоимость, которая станет рыночной стоимостью, когда остальные инвесторы придут к такому же заключению;
– инвестиционная стоимость (Investment Value) – стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;
– ликвидационная стоимость (Liquidation Value) – чистая сумма денег, которая может быть получена, если бизнес прекратит работу и его активы будут проданы по частям. При этом, ликвидация может быть как планомерной, так и принужденной;
– балансовая стоимость (Net Book Value) – разница между чистыми активами и обязательствами компании по балансу.
В рамках концепции управления на основе стоимости (VBM) применяют рыночную и фундаментальную стоимость бизнеса. При этом использование стоимости как наиболее важного критерия устойчивого развития бизнеса аргументировано следующими предпосылками :
– стоимость позволяет оценивать результативность управления бизнесом с точки зрения доходности и риска (включая финансовый и операционный риск);
– ориентация стоимости на долгосрочную перспективу и стратегические цели бизнеса;
– возможность учесть интересы всех стейкхолдеров при формировании показателей оценки;
– интегральность показателя, основанного на взаимосвязи различных показателей деятельности;
– стоимость является наиболее наглядным и доступным показателем эффективности бизнеса для всех стейкхолдеров.
В данном контексте особую актуальность на прикладном уровне принимает развитие системы управления бизнесом на основе стоимости (далее по тексту VBM), сущность которой заключается в максимизации стоимости бизнеса на всех этапах развития. В целом, концепция VBM заключается в построение интегрированной системы анализа и оценки результатов бизнеса на основе его стоимости, с целью дальнейшей разработки инструментария эффективного управления.
Основная цель концепции VBM определяется ориентацией системы управления на повышения стоимости бизнеса, а не на максимизацию прибыли, как в классическом варианте управления.
Среди основных принципов концепции VBM в соответствии с подходом Т. Коупленда, Дж. Муррина и Т. Коллера можно выделить следующие :
– максимизация стоимости является основной финансовой целью бизнеса;
– определение факторов, оказывающих влияние на рост стоимости бизнеса;
– разработка решений, направленных на рост стоимости бизнеса.
В данном контексте VBM фокусируется на создании внутренней (фундаментальной) стоимости бизнеса, что может свидетельствовать о возможной ограниченности данной концепции.
Дальнейшее развитие концепции VBM основано на управлении посредством оценки фактической рыночной стоимости бизнеса, что предполагает непосредственные отношения с инвесторами. Так, в соответствии с подходом Бостонской Коналтинговой Группы отношения с инвесторами в рамках реализации концепции VBM должны базироваться на следующих принципах :
– ориентация на инвесторов;
– учет ожиданий инвесторов;
– сегментация инвесторов (отношение к инвесторам как к клиентам);
– инструменты для идентификации и оценки возможностей роста фактической рыночной стоимости;
– определение размеров премий и скидок, применяемых инвесторами и т.д.
Необходимо отметить, что особую важность в системе управления, в том числе в рамках концепции VBM принимают эффективные финансовые решения, методические аспекты которых будут рассмотрены далее.
II. МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ БИЗНЕСА
Исследователи имеют разные точки зрения на трактовку сущности и определение роли эффективных финансовых решений, в том числе в процессе управления стоимостью бизнеса.
Так, например, идея определения эффективных финансовых решений А.Д. Чандлера основывалась на следующем процессе: «менеджерами устанавливаются долгосрочные направления финансового развития бизнеса, базирующиеся на определении общих целей и методов их достижения при воздействии различных внутренних и внешних факторов» .
Изучая вопросы разработки эффективных финансовых решений, И. Хоминич делал акцент на «органичном элементе общего управления бизнесом с целью максимизации прибыли и роста эффективности» .
Нужно принять во внимание, что определение Г. Клейнер более обоснованно, т.к. представляет эффективные финансовые решения как «формирование таких программ, которые способны привести бизнес к устойчивому развитию и росту стоимости в долгосрочной перспективе» .
Из выше приведенного анализа можно сделать вывод, что эффективные финансовые решения представляют собой программу действий, которая охватывает вопросы обеспечения устойчивости и роста стоимости бизнеса в условиях нестабильной экономической среды.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – 2-е рус. изд. (пер. с 7-го междунар. изд.). – М., 2008. – с. 116
2. Бродунов А.Н. Совершенствование системы финансового корпоративного управления на основе подходов Value Based Management (VBM): монография / А.Н. Бродунов, К.Г. Буневич, А.И. Багнюк; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. – М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. – С. 10
3. Бродунов А.Н. Управление стоимостью компании: учебник / А.Н. Бро-дунов; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте, каф. ФиК [Электронное из-дание]. ‒ Москва: изд-во ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. – С. 15-16
4. Бродунов А.Н. Управление стоимостью компании: учебник / А.Н. Бро-дунов; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте, каф. ФиК [Электронное издание]. ‒ Москва: изд-во ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2018. – С. 15-16
5. Гусев А.А. Стоимость бизнеса в системе стратегических управленческих решений / А.А. Гусев. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – С. 24
6. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран. – 11-е изд. перераб. и доп.– М.: Альпина Паблишер, 2018. – С. 56
7. Егерев, И. А. Стоимость бизнеса: искусство управления : учеб. пособие. – М. : Дело, 2003. – С. 112
8. Ивашковская И.В., Кукина Е.Б., Пенкина И.В. Экономическая добавленная стоимость. Концепции. Подходы. Инструменты // ЖУРНАЛ "КОРПОРАТИВНЫЕ ФИ-НАНСЫ" №2(14) 2010. – с. 61
9. Клейнер Г.Б. Предприятие в нестабильной экономической среде. – М. : Дело и сервис, 2013
10. Коупленд Т. и др. Стоимость компаний: оценка и управление [Текст] / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. – М. : Олимп-бизнес, 2015.
11. Криворотов, В. В. Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием : учеб. пособие по специальности «финансы и кредит» / В. В. Криворотов, О. В. Мезенцева. – М. : Юнити-Дана, 2017. – С. 32
12. Мордашов, С. Н. Рычаги управления стоимостью компании // Рынок ценных бумаг. – 2001. – № 15
13. Оценка стоимости активов и бизнеса : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. А. Федотова, В. И. Бусов, О. А. Землянский ; под ред. М. А. Федотовой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 18
14. Оценка стоимости бизнеса : учебник / коллектив авторов ; под ред. М. А. Эскиндарова, М. А. Федотовой. 2-е изд., стер. М. : КНОРУС, 2016. – с. 46
15. Теплова Т. В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Прак-тика российских предприятий. М. : Вершина, 2018. – с. 118
16. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании. – М. : Дело, 2016. – С. 74
17. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компании – М. : Российская экономическая академия, 2017
18. Шихвердиев А.П. и др. Управление рыночной стоимостью компаний в концепции устойчивого развития [Текст] / А.П. Шихвердиев, С.Н. Большаков, Е.А. Рауш // Вестн. Науч.-иссл. центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского гос. ун-та. – 2016. – №1. – С. 97
19. Anthony J.H., Ramesh K. Association between accounting performance measures and stock prices. A test on the life cycle hypothesis// Journal of Accounting and Economics,1992,(15),pp.203-227
20. Castro P., Tacson M. T., Amor-Tapia B. The Role of Life Cycle on The Firm’s Capital Structure//Pecvnia,2014,(19),pp.131-155
21. Chandler А. D. Strategy and Structure. М. I. Т. Press, Cambridge, Mass., 1962.
22. Coleman, S. Capital Structure in Small Manufacturing Firms: Evidence from the Data// Journal of Enterpreneurial Finance,2006,(11),pp.104-122
23. Ivashkovskaya I. V., Gushchin A. S., Rukavishnikov Y. M. Capital Structure Choice at Different Life-Cycle Stages in Turbulent Environment: the Evidence from Russian Emerging Capital Market// Economic and Social Development: Book of Proceedings of the 2ndIntermational Scientific Conference,2013,pp.311-321
24. La Rocca M., La Rocca T., Cariola A. Capital Structure Decisions During a Firm’s Life Cycle// Small Business Economics,2011,(37),pp.107-130
25. Miller M., The Modigliani-Miller Propositions after Thirty Years// Journal of Economic Perspective,1989,(3), pp.99-121
26. Modigliani F., Miller M., The Cost of Capital, Corporation Finance and the Theory of Investment// The American Economic Review,1958,(3), pp.261-297
27. Motahedin A., Mirmostafaee E. Reviewing the Relationship between Capital Structure Policies and the Life Cycle of Listed Companies in Tehran Stock Exchange// International Journal of Management, Accounting and Economics,2014,(1), pp.28-36
28. Myers S.C. The Capital Structure Puzzle// Journal of Finance,1984,(3), pp.575-592
29. Ottoson E., Weissenrieder F. Cash Value Added – a new method for measuring financial performance //Study N1996:1. Sweden. 10p.
30. Pinkova P., Kaminkova P. Corporate Life Cycle an Determinant of Capital Structure in Companies of Chezch Automotive Industry//Act a universitat, 2012,(34), pp.255-259
31. Rappaport, A. Creating Shareholder Value: The New Standard for Business Performance. – New York : Free Press, 1986.
32. Salehnejad S. H., Shahiazar M. A., The Relationship Between Capital Structure and The Life Cycle Listed in Tehran Stock Exchange// Kuwait Chapter of Arabian Journal of Business and Management Review, 2014,(6), pp.76-86