Фрагмент для ознакомления
2
1.Система нормативного регулирования общественных отношений
Система социальных регуляторов неотъемлемая часть любого общества, они в совокупности оказывают влияние на социальные отношения, на поведение людей. Термин «регулирование» обозначает определять поведение людей и их объединений, упорядочивать его, задавать чёткий ориентир. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы реализуются с помощью норм, путем создания четких рамок поведения участников социальных отношений. Цель регулирующего воздействия нормативных регуляторов - упорядочение общественных отношений, достижение нужного их состояния, также и при помощи механизма общественного принуждения. Социальные принуждения бывают:
а государственные, которое применяется при нарушении норм права; а моральные, которые выражаются в социальном осуждении нарушения нравственных и этических норм; а со стороны общественных объединений, при нарушении устава организации; а со стороны мирового сообщества - в случае нарушения принятых норм и принципов международного права.
Что касается нормативных регуляторов, то они выражаются с помощью нормы права, морали, политических и корпоративных норм и других. Так, судебный прецедент и правовой обычай- правовые регуляторы. К нестандартным нормативным регуляторам принадлежат религиозные нормы. Все нормативные регуляторы взаимно контактируют в процессе регулирования социальных отношений, также они взаимодействуют и с другими регуляторами, которые принято называть ненормативные.
Ненормативные регуляторы бывают:
ценностные;
директивные;
информационные.
Ценностный регулятор формирует поведение членов социума при помощи сложившейся в процессе времени системы общественных ценностей, образцов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор закрепляется в памяти народа и сохраняет свое регулятивное влияние на последующих лет.
Он включает в себя обрядовые, традиционно-ритуальные, символические формы, которые применяются в трудовых, национальных
и семейных отношениях.
Директивный регулятор формирует поведение членов общества при помощи директивы, указания, приказа, которые направленны на реализацию того или иного плана организации.
Информационный регулятор, в свою очередь, есть способ влияния на социальные процессы при помощи средств массовой информации. Институт гласности обеспечивает рентабельность информационного ресурса, то есть данный институт дает гражданам возможность принимать участие в реализации своих интересов и быть осведомлёнными в вопросах положения дел в своем государстве.
Итак, если говорить о нормах, то их, как правило, разделяют на две категории: социальные и технические. Социальные нормы представляют собой некие стандарты, модели, образы поведения участников общественного взаимодействия. Технические нормы, в свою очередь, упорядочивают взаимоотношения между гражданами и окружающим миром - природой, техникой. Технические нормы необходимо соблюдать ради предотвращения возможной аварии, катастрофы. Биологические, санитарно-гигиенические, экологические, технологические нормы - основа технической категории норм. Те нормы, которые наиболее важны, закрепляются в нормах права и за их соблюдение гражданин юридически ответственен.
Далее мы рассмотрим группы социальных норм. Самая старшая группа социальных норм - обычаи. Это правила поведения, которые сложились в результате постоянного применения, вошедшего в привычку. Очень часто люди думают, что термины «обычаи», «традиции» и «нравы» равнозначны, но это ошибочно. Итак, «нравы» - это понятие, отражающие психологические установки людей одной нации, одного народа и так далее. «Традиции» же отражают правила поведения, которые передались от поколения к поколению. Сюда можно отнести вкусы, предпочтения, взгляды, образ жизни и многое другое. Одна из категорий обычаев это деловой обычай. Он регулирует отношения в сфере бизнеса, делового партнерства [5].
2.Соотношение публично-правового и частноправового регулирования общественных отношений
Дуализма права в его классическом понимании представляет собой деление права на публичное и частное. В то же время о дуализме говорят и применительно к частному праву, понимаемому в европейской правовой науке как обособленность норм, регулирующих торговую (коммерческую) деятельность, от гражданского права в противоположность монизму, при котором нормы гражданского оборота встроены в систему единого гражданского права.
В современном частном праве (независимо от правовой системы) наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, оно тяготеет к дифференцированному регулированию однородных общественных отношений в зависимости от их субъектного состава, а с другой - к унификации норм частного права. Указанные тенденции проявляются как в сохраняющемся стремлении торгового права к той или иной степени самостоятельности, так и в его неуклонном сближении с традиционным гражданским правом. Разные правовые системы решают вопрос об учёте этих тенденций в различных формах:
отдельных кодексов (гражданского и торгового), т. е. на уровне самостоятельных отраслей права и законодательства;
самостоятельных групп норм торгового права, объединённых в институты, содержащиеся в отдельных нормативных актах и (или) в гражданском кодексе;
отдельных норм, регулирующих исключительно коммерческие (торговые) отношения, которые включены в отдельные нормативные акты и (или) в гражданский кодекс.
В основе таких решений лежат прежде всего правовые традиции, обусловленные историческими причинами. Как известно, многие высокоразвитые страны не имеют и никогда не имели торговых кодексов (Англия, Канада, Нидерланды, Швейцария и др.). Как указывается в литературе, в США и Англии неоднократно предпринимались попытки кодифицировать нормы договорного и торгового права, но безуспешно. Многие правоведы полагают, что по мере стирания в обществе сословных границ происходило сначала сближение, а потом и слияние норм гражданского и торгового права, что привело к осознанию мысли о необходимости отказа от дуализма частного права. Зарубежные учёные в качестве решающего фактора, способствующего стиранию границ гражданско-правового и специального торгового регулирования, называют изменения в экономической сфере.
В настоящее время в западноевропейских государствах происходит либо унификация гражданского и торгового права, либо уменьшение роли торговых кодексов в системе источников торгового права. Этот процесс свидетельствует о перемещении границ между гражданским и торговым правом и о тенденции к устранению дуализма частного права в традиционном его понимании (как деления частного права на гражданское и торговое). Не влияют на данную тенденцию и новейшие кодификации западноевропейского торгового права (новый Торговый кодекс Франции от 18 сентября 2000 г. и новая редакция Торгового кодекса Австрии от 2005 г.), поскольку, как верно отмечается в юридической литературе, эти кодификации полностью сохранили частноправовой характер и теснейшую субординационную связь с гражданским правом, показав при этом свой глубоко национально-правовой характер.
Большинство современных мексиканских юристов, например, утверждают, что дуализм частного права сегодня не имеет прагматического смысла, и направляют свои усилия на поиск оптимальных форм унификации основных институтов гражданского и торгового права. В частности, учёные Аргентины, аргументируя необходимость такой унификации, говорят о том, что в отношении Торгового кодекса Аргентины 1889 г. практически идёт процесс декодификации, поскольку на сегодняшний день от последнего уже ничего не осталось. Иногда в доктрине приводится иное (по мнению некоторых авторов, противоположное) обоснование процесса стирания границ между гражданско-правовым и специальным торговым регулированием. Например, бразильские правоведы объясняют его существованием тенденции к коммерциализации гражданского права. Представляется, что указанные тенденции не следует противопоставлять, поскольку коммерциализация гражданского права, в свою очередь, приводит к такому перераспределению правового материала, при котором наличие двух кодификационных актов (торгового и гражданского) становится нецелесообразным. В то же время нельзя утверждать, что приведённый подход является общепринятым. Например, законодатель Перу (в отличие от Аргентины, Бразилии и Парагвая), отказавшись от унификации гражданского и торгового кодексов, избрал частичную консолидацию гражданского и торгового права.
3.Признаки и содержание метода частноправового регулирования
Метод правового регулирования общественных отношений раскрывается в четырех основных признаках: характере правового положения участников регулируемых отношений; особенностях возникновения правовых связей между ними; специфике разрешения возникающих конфликтов; особенностях мер принудительного воздействия на правонарушителей1.
С учетом особенностей частноправового регулирования эти признаки в гражданском праве выглядят следующим образом2:
- экономическая независимость и самостоятельность участников, регулируемая гражданским правом отношений, закрепляются путем признания их юридического равенства, составляющего основную характеристику метода гражданского права. Юридическое равенство означает лишь отсутствие принудительной власти одного участника частноправовых отношений над другим, но вовсе не равенство в содержании конкретных прав сторон (например, в отношениях займа должник, как правило, вообще не обладает никакими правами, поскольку на нем лежит лишь обязанность вернуть долг). Самостоятельность и независимость участников, по общему правилу исключает возникновение между ними каких-либо правоотношений помимо их согласованной, общей воли (по воле одного из них или по указанию какого-либо органа публичной власти). Поэтому наиболее часто встречающимся (хотя, конечно отнюдь не единственным) основанием возникновения прав и обязанностей участников гражданского оборота является их договор (соглашение). Равенство участников гражданско-правовых отношений означает равные критерии возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у их носителей независимо от материального и социального неравенства, организационно-властной зависимости друг от друга, а также равные критерии ответственности за гражданские правонарушения. «Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами» (п. 1 ст. 17 ГК). «Права всех собственников защищаются равным образом» (п.4 ст. 212 ГК). От этой идеи производны все остальные признаки гражданского права.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бреднева В.С. Инструментальная теория права в российском правоведении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2015. № 10. Ч. 3.С. 32-34. ISSN 1997-292X.
2. Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права. - М., 2005. - 832 с.
3. Дробышевский С.А., Данцева Т.В. Формальные источники права: монография – М.: Норма, 2013. – 256 с.
4. Иванов А. А., Иванов В. П. Теория государства и права. - М., 2007. - 298 с.
5. Иванов Р.Л. Стадии правового регулирования // Вестник Омского университета. 2013, № 1 (34). - С. 6-13
6. Лукашева, Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение: Монография, Институт государства и права РАН. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
7. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М., 1997. - 445 с.