Фрагмент для ознакомления
2
На началах юридического позитивизма строились также концепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально-догматической методологии. Характерным представителем такого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 - 1913 гг.). Он являлся представителем юридической школы государствоведения, суть которой сводится к выведению государства из конституции формально-правовыми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от социологии.
В своей книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.) Эсмен утверждал, что конституционное право и социология имеют абсолютно различные области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Соответственно этому Эсмен дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации; оно является субъектом и воплощением общественной власти». Обращая внимание исключительно на формально-правовую сторону, Эсмен утверждал, что современное представительное государство, где провозглашено равенство всех перед законом, служит не какому-либо одному классу или сословию, а всему обществу: «Национальный суверенитет - это, в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы».
Эсмен определял, что национальный суверенитет находит наилучшее выражение в представительном и парламентском правлении, которое может осуществляться как при республике, так и при конституционной монархии.
Учение о государстве и праве А. Эсмена
Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы развивающееся гражданское общество освобождалось от пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, делало чисто номинальными дворянские титулы. Теряли былое значение привилегии дворянства, духовенства, церкви. Права и свободы индивидов, поначалу выраженные в частном праве, вскоре потребовали публично-правовых гарантий, ограничивающих абсолютизм государственной власти, ее вмешательство в частно-правовые отношения.
Становление в конце XIX в. концепции «государства законности» («Etat legal»), предшествующей утверждению идей правового государства, выступило следствием стабилизации политического режима во Франции в форме парламентской республики и утверждения доктринального приоритета юридического позитивизма, чьи аполитичность, стремление к беспристрастному обобщению достижений правовой мысли, умеренный реформизм в либерально-демократическом контексте обусловили его популярность на фоне кризиса иных политико-правовых учений, не способных выработать консолидированный теоретический идеал. Значимость этих воззрений в плане развития научного видения государства, дискуссионный характер и длительность существования политического строя, основания которого они фиксировали, обусловливают актуальность их исследования1.
Развитие представительного государства в этот период связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических партий, участвующих в выборах и деятельности законодательных учреждений. Немалую роль в политической жизни играли широкие демократические движения (за всеобщее избирательное право, в том числе для женщин, за социальные реформы и др.).
Буржуазные политические и правовые учения этого периода в основном продолжали развитие идей либерализма первой половины XIX в. Основной программной задачей этих учений было объяснение и оправдание процессов развития гражданского общества при сохранении и совершенствовании таких его основ, как частная собственность, товарно-денежные отношения, формальное равенство субъектов права. Эта задача обусловливала резкое противостояние буржуазной политико-правовой идеологии различным направлениям социализма и коммунизма, особенно революционным.
Наряду с «юриспруденцией интересов» разрабатывались и другие концепции буржуазного правоведения.
Характерным представителем этого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 – 1913 гг.). Эсмен – представитель юридической школы государствоведения, суть которой сводится к выведению государства из конституции формально-правовыми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от социологии. В книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.) Эсмен утверждал, что конституционное право и социология имеют абсолютно различные области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Соответственно этому Эсмен дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации; оно является субъектом и воплощением общественной власти». Обращая внимание исключительно на формально-правовую сторону, Эсмен утверждал, что современное представительное государство, где провозглашено равенство всех перед законом, служит не какому-либо
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бочкарев С.В. Французский конституционализм второй половины XIX века: идеи и их реализация // Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2019. 338 с.
2. Доржиев Ж.Б., Намжилова Д.Ц. Понятие конституционализма в правовой и политической науке // Проблемы и перспективы развития государства и права в XXI веке. Материалы VIII -й Всероссийской научно-практической конференции. под ред. И.А. Шаралдаевой; отв. ред. Е.А. Хлыстов. 2017. С. 41-48.
3. Стефанов А.Ю. Методология науки государственного права в конце XIX - начале XX веков // Научные труды. Российская академия юридических наук. Российская академия юридических наук, ООО «Издательство «Юрист». Москва, 2019. С. 106-109.
4. Эсмен, А. Основные начала государственного права : пер. с фр. / А. Эсмен. М. : Тип.-ли-тогр. В. Рихтер, 1898. 460 с.
5. Esmein, A. Elements de droit constitutionnel frangais et compare / A. Esmein. 4eme ed. Paris : Sirey, 1906. 972 p.