Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность нашей работы заключается в том, что до настоящего времени психологическое консультирование в отечественной психологии и педагогике рассматривалось как помощь для развития личности в процессе жизни, так и социально - психологическая помощь. В наше работе мы рассмотрим психологическое консультирование в сфере личностного самоопределения старшеклассников. Личностное самоопределение – очень важный процесс в подростковом возрасте, образовательная система сейчас поддерживает и развивает стремление подростков к саморазвитию.
Исследованиями в сфере психологического консультирования и сопровождения занимались такие авторы как: Дубовская Е. М., Петровская Л. А., Овчарова Р. В., Александровская Э. М., Битянова М. Р. Изучением в сфере профессионального самоопределения занимались Чистякова С. Н., Сальцева С. В., Платонов К. К.
Целью работы является: изучение психологического консультирования различных возрастных групп.
На наш взгляд подростковый возраст и проблема самоопределения старшеклассников является актуальной проблемой, поэтому работу мы проведем над этой возрастной группой.
В рамках изучения саморазвития и личностного самоопределения в нашей работе мы используем изучение профессионального самоопределения подростков, как частного случая, личностного самоопределения.
Объект исследования: личностное самоопределение старшеклассников. В работе нами будет рассмотрено профессиональное самоопределение, как неотъемлемая часть личностного самоопределения подростка.
Предмет исследования: психологическое консультирование и сопровождение самоопределения старшеклассников.
Гипотеза: профессиональное самоопределение старшеклассников будет успешным при условии специально разработанной психологической программы консультирования на основе занятий по самопознанию с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Задачами являются:
1. Определить сущность понятия «психологическое консультирования и сопровождения», «личностного развития» и «профессионального самоопределения»;
2. Изучить психологические особенности старшеклассников;
3. Рассмотреть особенности профессионального самоопределения старшеклассников
4. Апробировать программу по психологическому консультированию и сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.
5. Провести эмпирическое исследование по профессиональному самоопределению подростков
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; Голомшток А. Е. «Карта интересов», программа консультирования и сопровождения.
Практическая значимость: составленная программа психологического консультирования и сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников будет полезной специалистам образовательных организаций, Центров профориентологии, родителям старшеклассников и всем заинтересованным лицам.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические основы «психологического консультирования» и особенности личности подростка
Практика отечественного образования свидетельствует о непрекращающемся интересе к проблеме самоопределения личности. Теоретический анализ существующих источников, изучение нормативной и правовой документации, связанной с модернизацией образования, доказывает дефицит специальных работ, посвященных вопросам теории и практики сопровождения самоопределения обучающихся
1.1.Сущность понятия «психологическое консультирование»
Психологическое консультирование — это новая, зарождающаяся профессия; консультанты должны иметь соответствующее образование, успешно пройти соответствующие квалификационные испытания. В своей работе психологи-консультанты опираются не на интуицию, а на знание соответствующих теорий. Консультирование может быть средством развития личности или вмешательством, способствующим адаптации клиента; оно проводится как с людьми, считающими себя благополучными, так и с людьми, имеющими значительные проблемы.
В настоящее время в России психологическое консультирование является не самостоятельной профессией, а одним из видов деятельности различных специалистов. В основном, психологическое консультирование осуществляется психологами и психотерапевтами, но в некоторых организациях оно вменяется в обязанность педагогам, социальным педагогам, работникам служб социальной помощи и обеспечения, служб спасения. При этом, не существует каких бы то ни было нормативных документов, регламентирующих эту деятельность, нет системы повышения квалификации и аттестации, не разработаны профессиональные стандарты и критерии оценки деятельности, не существует соответствующей профессиональной ассоциации. Психологическое консультирование, осуществляемое частнопрактикующим лицом, не требует обязательного лицензирования и формально может осуществляться любым гражданином, даже не прошедшим специальную профессиональную подготовку. Следует признать, что сложившаяся практика не обеспечивает защиты клиента от оказания нему некачественных услуг и непреднамеренного нанесения вреда. В Российской Федерации учебные дисциплины, обеспечивающие систематическое обучение искусству психологического консультирования, входят лишь в образовательный стандарт подготовки специалистов по специальности «психология». Это позволяет утверждать, что именно дипломированные специалисты-психологи имеют основания заниматься психологическим консультированием [25].
Специалист, оказывающий консультативную помощь, называется консультантом. Человек, являющийся получателем помощи – является клиентом. Сторона, выступающая инициатором консультации, оплачивающая деятельность консультанта и оценивающая его работу — заказчик. Если клиент и заказчик — одно лицо, психологическое консультирование осуществляется в формате двусторонних отношений, на основе консультационного контракта. Если клиент и заказчик – разные лица (например – родитель привел на консультацию ребенка), их интересы и цели могут не совпадать, и консультация проводится в формате трехсторонних отношений после согласования интересов сторон, поскольку ее цель – помощь клиенту, а не заказчику, который может иметь скрытые или явные интересы, отличающиеся от интересов клиента.
Психологическое консультирование имеет много общего с психотерапией. И тот и другое – используется для оказания помощи клиенту в преодолении психологических затруднений; при этом применяются одни и те же техники; и психологическое консультирование и психотерапия базируются на одних и тех же персонологических теориях.
Р. Кочюнас считает, что если на одном полюсе воображаемой шкалы поместить психологическое консультирование, направленное на оказание помощи в решении конкретной локальной проблемы и содействие личностному росту клиента, а на другой полюс поместить психотерапию, подразумевающую фундаментальные изменения личности, повышающие уровень ее адаптированности, то каждый конкретный случай психологической помощи всегда будет находиться между этими полюсами. Таким образом, разница между психотерапией и психологическим консультированием состоит не в содержании работы, а в том, что они осуществляются разными специалистами: психотерапия – врачами-психотерапевтами, имеющими соответствующую специализацию, а консультирование – психологами, прошедшими соответствующую последипломную подготовку [14].
В зависимости от характера и уровня затруднения, переживаемого клиентом, можно выделить несколько уровней психологического консультирования.
Таблица 1.
Виды консультирования и действия психолога
Человек, обращающийся за консультацией к психологу, находится в проблемной ситуации, требующей от него какого-либо решения. Информационное консультирование заключается в передаче психологом информации, необходимой клиенту для обоснованного принятий решения. Эта информация может касаться специфических знаний о закономерностях поведения, мышления, эмоциональных переживаний, развития и изменения. При этом психолог убежден, что клиент адекватно сознает проблему и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барабанщиков, В. А. Психология человека в современном мире [Текст]/ В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
2. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017/2221/31094
3. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013.— №10. — С. 497-499.
4. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017/2360/29611
5. Галуцкая М.Ю. Особенности психологической готовности к личностному самоопределению в юношеском возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64912 (дата обращения: 02.02.2020)
6. Глэддинг С. Психологическое консультирование – СПб.: Питер, 2002
7. Горлова Н. А. Современные дети и их возможности [Текст]. - 2009. - № 2. С 20- 26.
8. Горская, Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте/ Н. Е. Горская, Е. В, Глызина // Вестник иргту. – 2011. - №1 (48).
9. Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05 (май).
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) [Электронный ресурс] // Психология развития. 2009. URL: http://ural- education.ru/wp-content/uploads/2018/04/Возрастная-психология.- Учебник.pdf
11. Камионская, Т. Б Психологические особенности подростка [Текст] / Т. Б. Камионская. М.: - 2010 г.
12. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических подходов организационной психологии в образовательной практике высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru
13. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [Текст]/ Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова , А. Э. Сенцов А. Э, Павловская Е. В. // Молодой ученый. — 2015. — №11.
14. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2000.-153 с.
15. Корякина, И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Академический проект, 1999.
17. Максимова, Т. В. Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности [Текст] / Т. В. Максимова // Педпортал. – 2015.
18. Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова // Молодой ученый. — 2015.— №4. — С. 659-662.
19. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 798-801.
20. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. - Москва , 2014 г.
21. Романцова Е.Б. Психология развития: учебное пособие / Е. Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. – 66 с.
22. Ронжина, Н. В. Роль профессиональной педагогики в развитии допрофессионального образовани / Н. В. Ронжина // Вестник ЧГПУ – 2013. - № 7.
23. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.- практ. Конф.-№ 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –№ 1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.
24. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
25. Сластёнин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Завед. / В. А. Сластёнин, И. А. Колесникова; – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 288
26. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в формировании профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2014. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6
27. Фоменко, Н. В., Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2014. - № 2.
28. Хилько М. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. Изд-во Юрайт, 2010.
29. Чирина, О. В. Особенности развития логического мышления учащихся 5-6 классов / О. В. Чирина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10.
30. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина Е. В// Журнал Молодой ученый. — 2016. —№28.