Фрагмент для ознакомления
2
Иллюзионист – это артист, работающий со сложной аппаратурой, построенной на широком использовании оптики и механики. За последнее время иллюзионисты стали прибегать к помощи радио и электричества. Существенную роль в работе иллюзиониста играют его ассистенты, которые то появляются в аппаратах, то исчезают в них. Они должны обладать ловкостью и гибкостью, чтобы в какие-то доли секунды спрятаться в аппарате, приняв подчас самое неудобное положение, или, наоборот, молниеносно выйти из него. Достигается это упорной тренировкой.
Амаяк Акопян, раскрывая секреты фокусов и трюков из репертуара своей семьи, вспоминал слова отца, Арутюна Акопяна, утверждавшего, что «хороший манипулятор каждым пальцем каждой руки должен уметь действовать одновременно и по-разному.
Подобно тому, как пианист играет одновременно правой рукой мелодию, а левой аккомпанемент, глазами в это время следит за нотами, а ногой нажимает на педаль. Так и манипулятор – смотрит всегда не туда, где совершается самое важное для успеха фокуса, а туда, куда он хочет направить внимание зрителей, чтобы сбить их с толку.»
Великая ирония иллюзионного искусства состоит в том, что исключительные эффекты достигаются средствами заурядными, зачастую ничтожными. "Жизнь не так проста, как кажется,- говорил один остроумный человек.- Она гораздо проще". Чудес не бывает - утверждаю это как фокусник. Ведь что оно такое, чудо? Исключительный, словно посетивший нас из другого мира факт. А на поверку, если всмотреться в первопричину, обычно выясняется принадлежность его к одной из Двух категорий: либо оно, чудо, явилось результатом действия еще не познанного нами механизма, либо произошло из ряда вон выходящее совпадение обстоятельств. У фокусников не бывает ни того, ни другого.
И хотя у артиста все заранее отработано, все выверено до мелочей, случаются и парадоксы. Античудеса. Так сказать, фокусы со знаком минус. Когда свершившемуся удивляется сам фокусник. А зрители смеются. Я имею в виду провалы, которые случаются, когда артист пренебрегает незыблемыми законами сценического волшебства.
Вот почему иллюзионисты столь внимательны к демонстрационной технологии. "Достаточно развитая технология неотличима от, магии",- эти слова были произнесены английским писателем-фантастом Артуром Кларком при обсуждении проблем, связанных с невиданным ускорением научно-технического прогресса.
Стало быть, все очарование искусства волшебства сосредоточено в технологии?
Тогда становится понятной щепетильность кудесников иллюзорности, их необычайная чувствительность к разоблачению трюковых секретов. Недаром среди умельцев развлекательного колдовства бытует поговорка: если захочешь испортить отношения с фокусником, приди к нему и расскажи, как выполняются его трюки. А уж доказательств разрушительной силы разоблачений не счесть. Иные из них вписаны в разряд классических, хрестоматийных.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амаяк Акопян. Большая книга фокусов и трюков из репертуара Арутюна и Амаяка Акопяна. - Москва: ЭКСМО, 2007.
2. Вадимов А. А. Репертуар иллюзиониста. - М., Профиздат, 1967.
3. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач/ Сост. И. Прусаков; худож. Б. Школьник. – М.: Дет. лит., 1989. – 142 с.
4. Карташкин А.С. Искусство фокусов: Занимательная энциклопедия. – М.: – Бамбук, 2000. – 317 с.
5. Кио Эмиль. Фокусы и фокусники. Под. ред. Ю. Дмитриева. - Москва: Искусство, 1958, с. 60-61.