Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Идея яркой художественной индивидуальности И.Н. Полянской (1952–2004), укоренившейся в сознании читателей и исследователей по мере знакомства с ее небольшими прозами и романами - «Прохождение тени» (1997), «Читающая вода» (1999), «Горизонт событий» (2002), «Как трудно оторваться от зеркал» (2005), сегодня не вызывает сомнений. Несмотря на недолгую творческую жизнь, писательница смогла найти собственный взгляд и голос в русской литературе конца ХХ - начала XXI века, обнаружив способность творчески ассимилировать традиции русского реалистического письма и приемы постмодернистской поэтики. Неслучайно исследователи затрудняются определить его творческий метод, назвав его «постреализмом» (Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий), «трансметареализм» (Н.И. Иванова), «сверхреализм» (Д.М. Штурман), «Нео-традиционализм» (В.И. Тюпа). Проза И.Н. Полянская оказывается «открытой книгой», где раскрывается «дружеское» соседство слова с музыкой, кино, фотографией и живописью. Реалистично воссозданные, психологически надежные персонажи «уживаются» с элементами «языковой игры», подчиняясь творческой воле автора, не допускающего хаоса в представлениях о мире и человеке в нем. Яркая проза И. Н. Полянская неоднократно становилась предметом изучения критиков и литературоведов. В 80-е и 2000-е годы творчество писателя рассматривалось в статьях М. Абашевой, Г. Ермошиной, В. Кардина, А. Латыниной, Д. Марковой, А. Марченко, Н. Панченко, Ю. Семикина и другие.
Тема работы «Кино и литература в романе И. Полянской «Читающая вода».
Объектом нашего исследования является специфика роли кино и литературы в романе И. Полянской «Читающая вода».
Предмет исследования: влияние авторского отношения на проблемы романа И. Полянской. Материалом исследования является роман «Читающая вода» (1999).
Гипотеза исследования: взаимодействие роли кино и литературы.
Цель работы - проанализировать литературные образы, мотивы и контекст кино в идейно-художественной структуре романа И. Полянской.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- собирать и анализировать критические, исследовательские и читательские суждения о творчестве И. Полянской;
- изучить теоретико-методические работы по взаимодействию литературы и кино;
- проанализировать кинематографическую и литературную составляющую в проблемно-поэтическом романе «Вода для чтения».
Теоретической и методологической основой исследования являются:
- теоретические работы, учитывающие содержание понятия «художественный мир» (М.М.Бахтин, Н.К. Бонецкая, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Д.Е. Максимов, И.Н.Сучих, Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, Л.В. Чернец, В.Е. Хализев и др.);
- научные исследования, посвященные характеристике основных направлений и направлений современной русской литературы (В. В. Агеносов, А. Ю. Большаков, С. Ю. Воробьева, А. П. Герасименко, С. А. Касаткина, Т. Г. Кучина, А. В. Леденев, И. С. Скоропанова, С. И. Тимина и др.)
- литературные произведения, анализирующие проблематику и поэтику И.Н. Полянской (М. Абашева, О. Гаврилина, Г. Ермошин, А. Латынина, Д. Маркова, А. Марченко, А. Сидорова, О. Славникова и др.)
В работе используются историко-функциональный, структурно-семиотический и системный методы литературного анализа.
Научная новизна произведения заключается в том, что впервые сделана попытка в полной мере проанализировать художественный мир прозы Ирины Полянской, методы ее создания во взаимосвязи компонентов, характеризующих эволюцию прозы.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в уточнении понятия «художественный мир произведения» и его компонентного состава в произведениях современной русской прозы, для которых характерно сочетание традиции реалистического письма с элементами постмодернизма.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских исследованиях истории русской литературы, в программах 7 спецкурсов, посвященных изучению современного литературного процесса, а также творчества, факультативные предметы общего образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абашева М. Теневая магия // Дружба народов. 2015. №5.
2. Вострышев М. Очаровательная Целиковская. М., 2015.
3. Кролик И. Черные розы - Татьяна Окуневская // Культура. 2017. №5.
4. Комиксы Markhasev Л. С. Эйзенштейна // Нева. 2015. №8.
5. Липовецкий М. Н. Постмодернизм России. Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 2017.
6. Марьямов Г. Кремль. Сталин смотрит фильм. М., 2018.
7. Мастера литературы, театра и кино / сост. Х. Б. Сергеева. М., 2016.
8. Полонская Н. Эйзенштейн в Алма-Ате // Простор. 2019. №6.
9. Полянская И. Теневой переход // Новый мир. 2017. №2.
10. Полянская И. Читающая вода // Новый мир. 2019. № 10.
11. Полянская И. Читающая вода // Новый мир. 2019. № 11.
12. Раззаков Ф. На память. М., 2015. С. 183-189.
13. Ромм М.И. Как в кино. Устные истории. Ниж. Новгород, 2017.
14. Семицветов И. «Странная биография» Сергея Эйзенштейна // Огонек. 2016. № 50.
15. Тюпа В. И. Аналитика художественного. М., 2018.
16. Цивян Т.В. Заметки к расшифровке «Поэмы без героев» / Учен. приложение. Пирогр. по системам сигнализации. 2015. Т. 5. Вып. 284. С. 255-277.
17. Черняева Е. Литература - это сообщение // Вопр. освещенный. 2015. №1.
18. Эйзенштейн С.М. Автобиография // Избранные сочинения: в 6 томах. М., 2018.