Фрагмент для ознакомления
2
Коммуникативное поведение — это в основном то, что говорящий сообщает слушателю. Такое впечатление, что они получают. Оратор может не осознавать эти впечатления, но они многое говорят о человеке.
Одним из приоритетных научных направлений антропоцентрической лингвистики является исследование коммуникативного поведения. В этом отношении внимание ученых привлекает не только язык как система коммуникативных средств, но и использование языка говорящим человеком.
Это касается области коммуникативной лингвистики, прагмалингвистики, гендерной лингвистики, социо- и психолингвистики.
Задачей таких исследований является практическое описание коммуникативного поведения личности, различных возрастных, социальных, профессиональных и гендерных групп, территориальных общностей, т.е. изучение языковых процессов и отношений, характеризующих взаимодействие людей.
Коммуникативное поведение понимается как «совокупность норм и традиций общения определенной группы людей» . Впервые этот термин был использован в 1989 г. в работе И.А. Стернина «О понятии коммуникативного поведения» и относился к национальному коммуникативному поведению .
Коммуникативное поведение любой социальной группы лиц или отдельной личности должно быть описано целостно, комплексно, в системном аспекте. Для этого необходимо исследование коммуникативного поведения в тех факторах и параметрах, которые демонстрируют наиболее яркую специфику общения в той или иной малой социальной группе. Вариантом реализации коммуникативного поведения являются речевые стратегии и тактики.
1.2. Речевые стратегии в контексте коммуникативного поведения
В современной науке есть несколько различных подходов к определению понятия речевой стратегии. В учебнике О.Я. Гойхмана и Т.М. Надеиной «Речевая коммуникация» под речевой стратегией понимается «осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения» . В учебном пособии Е.В. Клюева «Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия» под коммуникативной стратегией понимается «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» .
А.П. Сковородников в статье «О необходимости разграничения понятий “риторический прием”, “стилистическая фигура”, “речевая тактика”, “речевой жанр” в практике терминологической лексикографии» дает следующее определение понятию речевой стратегии: «Речевая стратегия – это общий план, или “вектор”, речевого поведения, выражающийся в выборе системы продуманных говорящим/пишущим поэтапных речевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осознания коммуникативной ситуации в целом и направленная на достижение конечной коммуникативной цели (целей) в процессе речевого общения» .
О.С. Иссерc понятие речевой стратегии рассматривает с лингвистической точки зрения и определяет как «специфические способы речевого поведения, осуществляемые под контролем “глобального намерения”» , подвергая исследованию лингвистические и интеракциональные характеристики, индикаторы речи, по которым можно определить, как и какими средствами могут быть достигнуты цели общения.
Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора. Мельчайшая единица исследования – диалоговый «шаг», фрагмент диалога, характеризующийся смысловой исчерпанностью. Число таких «шагов» в диалоге может быть различным в зависимости от темы, отношений между участниками общения и от всех прагматических факторов.
Как правило, стратегию определяет макроинтенция одного или всех участников диалога. Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ диалогического сотрудничества: это выбор тональности общения, выбор языкового способа представления реального положения дел.
Речевые стратегии по отношению участников диалога к принципу организации речевого общения можно разделить на кооперативные и некооперативные. К кооперативным стратегиям относятся разные типы информативных и интерпретативных диалогов (например, сообщение информации, выяснение истинного, положения вещей и др.). К некооперативным стратегиям относятся диалоги, в основе которых лежит нарушение правил речевого общения – доброжелательного сотрудничества, искренности (например, конфликты, угрозы, проявление агрессии и др.).
О.С. Иссерс предлагает следующую типологию речевых стратегий. В зависимости от степени «глобальности» намерений речевые стратегии могут характеризовать конкретный разговор с конкретными целями (обратиться с просьбой, утешить и т.п.) и могут быть более общими, направленными на достижение более общих социальных целей (установление и поддержание статуса, проявление власти, подтверждение солидарности с группой и т.д.). В связи с этим разграничиваются общие и частные стратегии .
Исчерпывающая классификация частных стратегий весьма затруднительна в силу многообразия самих коммуникативных ситуаций. Классификация общих коммуникативных стратегий зависит от избранного основания. С функциональной точки зрения можно выделить основные (наиболее значимые с точки зрения иерархии мотивов и целей) и вспомогательные (способствующие эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата) стратегии.
Реализация плана общения (речевой стратегии) допускает различные способы его осуществления. Если речевую стратегию понимать как совокупность речевых действий, направленных на решение общей коммуникативной задачи говорящего, то речевой тактикой следует считать одно или несколько действий, которые способствуют реализации стратегии.
«Каждая речевая стратегия характеризуется определенным набором речевых тактик. Речевая тактика – это конкретный речевой ход (шаг, поворот, этап) в процессе осуществления речевой стратегии; речевое действие (речевой акт или совокупность нескольких речевых актов) соответствующее тому или иному этапу в реализации речевой стратегии и направленное на решение частной коммуникативной задачи этого этапа. Реализация совокупной последовательности речевых тактик призвана обеспечить достижение коммуникативной цели речевого общения (конкретной интеракции)» .
В реальном общении люди часто имеют не одну цель. Цель общения задает общую стратегию инициатора диалога, ответные стратегии собеседника, определяет тактические ходы общающихся, характер их речевых действий. На разных этапах взаимодействия коммуникантов в зависимости от количества целей или их приоритетности партнеры по коммуникации корректируют свои речевые действия. Это становится возможным в силу того, что каждая речевая стратегия характеризуется набором определенных тактик.
Например, для реализации кооперативных стратегий речевого поведения используются тактики предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. Стратегии конфронтации, конфликта реализуются тактиками угрозы, запугивания, упрека, обвинения, издевки, колкости, оскорбления, провокации и др.
Существуют двухзначные тактики, которые могут быть как кооперативными, так и конфликтными. К ним относятся тактики лжи, иронии, лести, подкупа, замечания, просьбы, смены темы и др.
Речевые тактики выполняют функцию способов осуществления стратегии речи: они формируют части диалога, группируя и чередуя модальные оттенки разговора (оценки, мнения, досаду, радость и т.п.).
Таким образом, несмотря на широкое использование термина «стратегия», в лингвистике не существует общепринятой интерпретации этого термина .
То есть под коммуникативной стратегией можно выбирать выбор определенной линии речевого поведения в конкретной ситуации в интересах достижения цели коммуникации.
Говоря о коммуникативных стратегиях необходимо отметить, что их классификация может быть такой, как это предложено О. С. Иссерс показано на рис. 1 .
Рисунок 1 Схема речевых стратегий и тактик общественного дискурса
Реализуются стратегии с помощью тактик – конкретных речевых ходов, последовательности речевых актов на определенном этапе интеракции. Стратегический замысел определяет выбор средств и приемов его реализации, следовательно, речевая стратегия и речевая тактика связаны как род и вид .
На основе вышеприведённой классификации будет строиться практическая часть исследования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 288 c.
2. Анохина В. С. Стратегии и тактики коммуникативного поведения в малой социальной группе [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11658115_85067880.pdf
3. Бирюкова, Е. О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе // Вестник Череповецкого государственного университета, 2011. – Т. 11, 31 – С. 29-33.
4. Ваганова Е. С., Кузнецова, М. Ю. Структура дискурса: анализ речи Марка Цукерберга перед выпускниками Гарвардского университета // Синергия наук. 2018. – № 22. − С. 1379-1392.
5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: ИНФРА-М, 2001
6. Дейк, Т. А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: ЛИБРОКОМ. 2013. – 344 с.
7. Ершова, В. E. Стилистические особенности конфликтных текстов ток-шоу // Вестник ТГУ. Серия лингвистика, 2012. – T. 25. – № 5. – С. 15-18.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – Воронеж, НПО МОДЭК, 2001. – 432 с.
9. Зиновьева, Е. И. Лингвокультурология: от теории к практике.
Санкт-Петербург: Нестор-История, 2016. – 182 с.
10. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – М.: КомКнига, 2006.
11. Карпук, Г. В. Контактоустанавливающая функция языка: направления и перспективы исследования. – Минск, 2010. – C. 35-45.
12. Киселева, А. Ю. Английская языковая личность: фоновые знания // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. № 5. – Новосибирск: Сибирская ассоциация консультантов, 2012. – 458 с.
13. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002
14. Колесниченко В. Л. К вопросу об особенностях вербального и невербального коммуникативного поведения представителей английской и испанской лингвокультур // Труды Международ. науч.-практич. интернет-конференции ≪Преподаватель высшей школы в XXI веке≫. Сб. 7. Ростов н/Д., 2009. – С. 169–174.
15. Королькова, И. А. Речевые стереотипы в языковом этикете английского и русского языков / И. А. Королькова. // Молодой ученый, 2012. – № 5 (40). – С. 293-295.
16. Красных, В. В. Лингвокультура как объект когнитивных
исследований // Вестник московского университета. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2013. – № 2. – С. 7-18.
17. Куличенко, Ю. Н. Национально-культурные особенности коммуникативного поведения // Перевод и составительная лингвистика. – 2015. – Вып. 11. – С. 90-92.
18. Лашкова Г. В., МАтяшевская А. И. О современной лингвистической ситуации в Англии. К проблеме вариативности английского языка в Лондоне/ Изв. Сарат. ун-таю Нов.сер. Сер.Филология. Журналистика. 2019. Т.19, вып.3
19. Лемяскина Н.А., Стернин И.А. Коммуникативное поведение младшего школьника. –Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2000. С. 10.
20. Лейко, И. М., Маслова, В. А. Параметры описания речевого портрета языковой личности // Язык и социальная динамика. – 2012. – № 12-1. – С. 414-420.
21. Леонтович, О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. – М.: Гнозис, 2005. – С. 279-286.
22. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса– М.: Гнозис, 2003. – 280 с.
23. Маркелова, Т. В., Петрушина, М. В. Языковая игра как основа интернет-мема: оптимизация коммуникации в социальных сетях // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Москва, РУДН, 29-30 марта 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. А. В. Должиковой, В. В. Барабаша. – М.: РУДН, 2018. Т. 2. – С. 85-94.
24. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Академия. 2001. с. 183.
25. Павлычева, Е. Д. Характеристика особенностей понятия «речевой портрет» / Е. Д. Павлычева // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. – 2015. – № 6. – С. 110-115.
26. Практика коммуникативного поведения в социально-гуманитарных исследованиях: материалы международной научно-практической конференции 5–6 декабря 2010 года. / ред. А. С. Берберян,
Б. А. Дорошин, И. Г. Дорошина, Е. Кашпарова, – Пенза – Ереван – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – 200 с.
27. Принц Гарри “раздражал” Королеву и принца Филиппа с “не-королевской” чертой характера [Электронный ресурс] https://thecrowns.ru/svezhie-novosti/princ-charlz-razdrazhal-korolevu-i-princa-filippa-s-ne-korolevskoj-chertoj-haraktera.html
28. Психологический портрет Марка Цукерберга [Электронный ресурс] https://tipolog.livejournal.com/1391439.html
29. Сабитова, З. К. Лингвокультурология – М.: ФЛИНТА, 2013. – 524 с.
30. Салихов, А. Ю. Коммуникативно-прагматические особенности дискурса ток-шоу на примере телепередач США // Вестник Челябинского государственного университета, 2014. – № 6. – С. 78-81.
31. Седов, К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной
компетенции. – Москва: Лабиринт, 2004. – 320 с.
32. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика – Лингвистика. Вып. 5: Сб. статей. – Смоленск: СГПУ, 2004. – С. 5-11
33. Степанов, В. Н. Провокативные речевые жанры как инструменты непрямой коммуникации: лингвистические признаки и анализ // Теория и практика судебной экспертизы, 2014. – № 4 (36). – С. 89-99.
34. Стернин И.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunikativ-funktionale Sprachbetrachtung. Halle, 1989. S.279-28.
35. Стернин И. А., Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского коммуникативного поведения [Электронный ресурс] http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Kommunikativnoe_povedenie_narodov_mira/Anglijskoe_kommunikativnoe_povedenie_2003.pdf
36. Стернин, И. А. Фактор адресата в речевом воздействии. Воронеж: Истоки, 2012. – 51 с.
37. Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
38. Торсуева И. «Интонация и смысл высказывания.» М., 1979.
39. Ухова, Л. В. Современный публичный диалог: структура и коммуникативные типы // Риторическая культура в современном обществе: тез. IV междунар. конф. по риторике. – М., 2000. – 103 с.
40. Федорова, К. И., Николаева, С. В. Реализация речевой агрессии: стратегия самопрезентации в англоязычных СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 8 (62): в 2-х ч. – С. 162 – 165.
41. Фёдорова, К. И., Сабурова, Н. В., Николаева, С. В. Реализация речевой агрессии: стратегия дискредитации и стратегия манипулирования в англоязычных СМИ // Вестник СВФУ. – 2016. – № 5 (55). – С. 154 – 165.
42. Фокс, Кейт. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения
/ Кейт Фокс; пер. с англ. И. П. Новоселецкой: М.: Рипол классик, 2011. – 512 с.
43. Чеботникова, Т. А. Речевое поведение как один из способов актуализации личности // Филология. Искусствоведение. – 2011. – № 59. – С. 138-143
44. American culture [Электронный ресурс] https://culturalatlas.sbs.com.au/american-culture/american-culture-communication
45. British culture [Электронный ресурс] https://culturalatlas.sbs.com.au/british-culture/british-culture-communication
46. Bonvillain, N. Language, Culture and Communication: The Meaning of Messages. – New Jersey: Prentice Hall, 2003. – 420 p.
47. Korneeva, A. Communicative behaviour as the way of expressing cultural // SHS Web of Conferences. – 2018. – NO. 55. – P. 2-8
48. Tolson, A. Television talk shows: discourse, performance, spectacle. Responsibility. – New York: Erlbaum, 2001. – 216 p.
49. Wong, A. The Evolution of Mark Zuckerberg’s Public Speaking Style [site]. – URL: https://www.speeko.co/blog/2019/7/26/the-evolution-of-mark-zuckerbergs-public-speaking-style (дата обращения: 17.12.2019)
Источники
50. FULL Interview: Prince Harry and Meghan Markle - BBC News [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=LQicq60aJaw&t=288s
51. Prince Harry Interview on Military Service, Las Vegas Incident [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=FwjGDl38Fgw
52. Prince William, Prince Harry & The Prince of Wales interview with Ant and Dec [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=lBvix8cJ_zc
53. Prince Harry Opens Up on Princess Diana, Having Kids & What Drives Him in Candid New Interview [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=_A_QThYTjZA
54. Prince Harry and Meghan Markle speak out [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=_4kWaiDuTYU
55. Mark Zuckerberg's 2004 Interview: See How Far He And Facebook Have Come [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=cUNX3azkZyk&t=159s
56. Facebook CEO Mark Zuckerberg answers questions, addresses possibility of regulation [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=DttOQhE0ksg
57. Mark Zuckerberg : How to Build the Future [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=Lb4IcGF5iTQ
58. Inside the home of Facebook CEO Mark Zuckerberg and wife Priscilla Chan [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=LhQOn9IOmeE
59. Talking Tech and Holograms with Mark Zuckerberg! [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=eAagtcAup0o