Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Духовые инструменты в русской музыкальной культуре представляют собой яркое и самобытное явление. В различных документальных источниках, в исследованиях по истории русской музыки можно обнаружить многочисленные свидетельства, подтверждающие популярность духовых инструментов во всех видах музыкальной практики (церемониальной, пленэрной, военной, роговой, театральной, концертной и др.) и их широкое использование в различных камерно-инструментальных ансамблях (дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет, септет, концертная симфония, соната, дивертисмент, партита, серенада и т.д.).
Слишком часто молодые музыканты забывают о звуке, увлекаясь блистательной техникой. Нужно тщательно подходить к правильной постановке амбюшюра и дыхания, что непременно даст глубокий, насыщенный, сочный звук. При достижении такого результата непременным условием является тренировка ушей и губ для преодоления естественных недостатков в интонировании.
Технические аспекты исполнительства должны прорабатываться одновременно с проблемами звучания - так, чтобы солист мог с легкостью сыграть техничное соло или пассаж и в то же время показать качественный звук в более мелодичных местах. Пока что многие музыканты посвящают себя только одному параметру в то время, как ощущается большая потребность во всестороннем исполнителе, который был бы способен исполнять музыку самых разных направлений.
За последние десятилетия многие композиторы написали оригинальные сочинения для эуфониума. Музыка французских авторов написана для его тамошнего собрата, саксгорна. Композиторы в колледжах и университетах проявляют интерес к сочинению новой музыки для этого инструмента.
Однако в отечественном музыкознании до сих пор отсутствует специальное научное исследование, где были бы систематизированы сведения о практике бытования духовых инструментов в России, их роли в социально-общественной и культурной жизни, где бы рассматривались вопросы становления традиции духового ансамблевого музицирования, как одного из видов музыкально-исполнительской деятельности, и уделялось должное внимание периоду формирования интереса русских композиторов к созданию камерно-инструментальных произведений для духовых инструментов.
Учитывая, что в наше время уровень духового исполнительства продолжает расти в связи с особым интересом к этому виду музицирования профессиональных музыкантов, задача его целостного изучения во всей многоликости исторических процессов становится насущной.
Свой вклад вносят и современные композиторы, которые обогащают репертуар для духовых инструментов. Конечно же, уровень исполнительства на духовых инструментах тесно связан с их качеством и совершенством, которого постоянно добиваются музыкальные мастера.
Сегодня исполнителю, играющему в военном ансамбле, а также оркестранту недостаточно просто хорошо владеть инструментом, ему необходимо обладать необходимыми историко-теоретическими знаниями, которые помогут ему глубже понять авторский замысел и стилистические особенности сочинения.
Нам известно немало славных имен среди инструменталистов исполнителей на духовых инструментах. В число выдающихся исполнителей входят: П.В. Петров, И.Ф. Уткин, М.Е. Смоляк, А.Я. Яковлев, Н.А. Слепнев – представители Лениградской консерватории. К числу Московских начала ХIX века относятся: А.С. Яницкий, А.А. Валениус, Ф.М. Никифоров, А.И. Кретов, В.В. Васильев и другие.
Таким образом, изучение исторического прошлого, связанного с историей исполнительства на духовых инструментах является необходимым критерием для более глубокого освоения музыкального наследия прошлого, понимания достижений и перспектив развития современной музыки для духовых инструментов.
Объектом исследования являются духовые инструменты в русской музыкальной культуре.
Предметом изучения выступают особенности появления и развития эуфониума.
Цель исследования – рассмотреть историю появления и развития эуфониума, а также роль эуфониума в военной музыке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития эуфониума.
2. Выделить конструкции, типы и общие характеристики эуфониумов.
3. Изучить становление и развитие отечественной школы игры на эуфониуме.
4. Рассмотреть традиции и роль эуфониума в военной музыке.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Исторические особенности появления и развития эуфониума
1.1. История развития эуфониума
Гармоничное соответствие трубки инструмента с мензурой и мундштуком, совпадение расходуемого при игре воздуха и естественным объемом дыхания, свободное положение амбушюра исполнителя способствуют превосходной насыщенности, певучести, теплоте и экспрессивности общего звучания баритона. Очевидно, поэтому и произошло его наименование «эфониум» - «хорошо звучащий».
Нижний регистр отличается мужественным, несколько суровым оттенком. Наиболее выразителен средний регистр. В верхнем регистре возрастающее напряжение не отражается на мягкости и сочности звука. Способность баритона к выразительной напевности выдвинула его в разряд ведущего оркестрового голоса тенорово-альтовой тесситуры. По своим техническим возможностям сходен с тенором.
«Euphonia» с языка греков переводится, как «чистое звучание». Как и большинство других духовых музыкальных инструментов, эфониум имеет «прародителя». Это серпент – изогнутая змеевидная труба, которую в разное время производили из сплавов меди и серебра, а также из дерева. На основе «змеевика» французский мастер Элэри создал офиклеид. Военные оркестры Европы стали активно использовать его, отмечая мощное и точное звучание. Но разница строев между различными моделями требовала виртуозного мастерства и безупречного слуха.
Теноровая туба, Тенорная туба (англ. euphonium) — басовый музыкальный инструмент семейства туб. Является самым популярным инструментом из этого семейства. Играет роль ведущего тенорового голоса в военных и духовых оркестрах. Слово «эуфониум» происходит от греческого «euphonia», что означает «приятно звучащий».
Тесно взаимосвязан с термином баритон, в значении медная труба и иногда употребляется как синоним.
В середине XIX века звук инструмента был усовершенствован за счет расширения мензуры, а настоящую революцию в мире духовой оркестровой музыки произвело изобретение помповых клапанных механизмов. Адольфом Саксом были изобретены и запатентованы несколько басовых туб. Они очень быстро распространились по странам Европы и стали единой группой. Несмотря на небольшие отличия, все представители семейства имели одинаковый диапазон.
Эуфониум (эфониум, теноровая туба, тенорная туба, духовой баритон)
В семействе саксгорнов эуфониум занимает особое место, пользуется популярностью и имеет право на сольное звучание. Подобно виолончели в струнных оркестрах, ему отведены теноровые партии в военных и духовых. Медный духовой инструмент полюбился также джазменам, используется он и в симфонических музыкальных коллективах.
Эуфониум относится к семейству медных духовых инструментов , в особенности медных, у которых много родственников. Он очень похож на баритонный рог. Разница в том, что размер отверстия баритонового рупора обычно меньше, чем у эуфониума, а баритон имеет преимущественно цилиндрическое отверстие, тогда как эуфониум имеет преимущественно коническое отверстие.
Это спорный ли это достаточно, чтобы сделать их двух различных инструментов. В семействе тромбонов тромбоны с большим и малым
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Апатский В. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. - НМАУ им. П.И. Чайковского. - Киев, 2008.
2. Арбан, Ж.-. Полная школа игры на корнет-а-пистоне и трубе. The Complete Method for cornet a piston and trumpet : учебное пособие / Ж.-. Арбан. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2019. — 244 с.
3. Бахтиярова, Е.Э. В дворцах и театральных залах: условия бытования скрипичного исполнительства в России конца XVIII века / Е.Э. Бахтиярова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 2 ч. Ч. I. - 2012. - № 8 (22). - C. 41-45.
4. Березин, В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма / В.В. Березин. - М.: Изд. инст. общ. средн. образования Российской Академии образования, 2006. - 388 с.
5. Березин, В.В. Немного нового о хорошо забытом старом: к истории духового ансамбля Harmoniemusik / В.В. Березин. // Старинная музыка. - 1999. - №2. - С. 10-12.
6. Берс А.А. Воспоминания об императоре Александре III. Старина и новизна. Кн. 3. СПб., 1900. C. 314-338.
7. Блажевич, В. М. 70 этюдов для тубы. – М. : Музыка, 1959.
8. Богатыренко Е. Маленькая школа игры на тубе. - СПб. : Союз художников, 2009.
9. Болотин С. Энциклопедический биографический словарь музыкантов исполнителей на духовых инструментах : 2-е изд. – М., 1995.
10. Волков Н. Теория и практика искусства игры на духовых инструментах. – М., 2008.
11. Гержев, В.Н. Методика обучения игре на духовых инструментах : учебное пособие / В.Н. Гержев. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 128 с. — ISBN 978-5-8114-1750-6.
12. Григорьев, Б. П., В. М. Блажевич. Тромбонист, педагог, дирижер // Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории. – М. : Музыка, 1979. С. 168-181.
13. Гузий, В.М. Исполнительство на духовых и ударных инструментах в диссертационных исследованиях : учебное пособие / В.М. Гузий. — Ростов-на-Дону : РГК им. С.В. Рахманинова, 2013. — 64 с. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/66258
14. Доброхотов, Б.В., Келдыш, Ю.В., Лебедева, А.В., Левашев, Е.М., Левашева, О.Е. История русской музыки: в 10 т. / Б.В. Доброхотов, Ю.В. Келдыш, А.В. Лебедева, Е.М. Левашев, О.Е. - М.: Музыка, 1985. - Т. 3: XVIII век. - 425 с.
15. Долгорукий, И.М. Славны бубны за горами или путешествие мое кое-куда 1810 года / И.М. Долгорукий. - М.: Университетская тип. (Катков и К), 1870. - 355 с.
16. Долгоруков, И.М. Повесть о рождении моем, происхождении и всей жизни, писанная мной самим и начатая в Москве 1788 года в августе месяце, на 25-ом году от рождения моего. - Пг.: Сириус, 1916. - 454 с.
17. Долгушина, М. Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века в её связях с европейской культурой / Марина Долгушина. - СПб.: Композитор, 2014. - 448 с.
18. Долгушина, М. О некоторых музыкальных контактах Василия Львовича Пушкина / М. Долгушина // Старинная музыка. - 2014. - № 1 (63). - С. 1 - 4.
19. Домострой по рукописям императорской публичной библиотеки; ред. В. Яковлева. - Спб.: тип. Имп. Акад. Наук, 1867. - 196 с.
20. Емохонова, Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г. Емохонова. - М.: Академия, 2005. - 544 с.
21. Журнал «Ежегодник императорских театров» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rgali.ru/object/413045679 (дата обращения 2 апреля 2019).
22. Имханицкий, М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры / М.И. Имханицкий. - М.: Музыка, 1987. - 190 с.
23. Истомин, К. Букварь [Электронный ресурс] / Карион Истомин. Режим доступа: http://istomin1694.narod.ru/Index.htm
24. История русской литературы X — XVII вв.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Электронный ресурс]; ред. Лихачева Д.С. - Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/zakl.html
25. Карамзин, Н.М. История государства российского: в 4 кн. / Н.М. Карамзин. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1995. - Кн. 1 (т.- I-III). - 512 с.
26. Карс, А. История оркестровки / А. Карс. - М.: Музгиз, 1932. - 259 с.
27. Квашнин, К.А. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах / К.А. Квашнин ; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, Кафедра деревянных духовых инструментов. – Нижний Новгород : Издательство Нижегородской консерватории, 2014. – 100 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312218
28. Келдыш, Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю.В. Келдыш. - М.: Наука, 1965. - 464 с.
29. Келдыш, Ю.В., Левашева, О.Е. История русской музыки: в 10 т. / Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашева, - М.: Музыка, 1984. - Т. 2: XVIII век. Ч. 1. - 335 с.
30. Клозе, Г. Школа игры на кларнете : учебное пособие / Г. Клозе. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 352 с.
31. Колокольцов К.В. Хор любителей духовой музыки, состоящий под августейшим государя императора покровительством: очерк 1858-1897. СПб.: скоропеч. «Надежда», 1897. 272 с.; Липаев И.В. Оркестровые музыканты. СПб., 1904. 212 с.
32. Лебедев А. Школа игры на тубе. Ч. 2. - М. : Музыка, 1986.
33. Левашкин А.Р. Александр III и музыкальная культура России // Сайт «Туба в России» - Алексей Чарыков [Электронный ресурс]. 1999-2018. URL: http://www.tuba.org.ru/AIII/
34. Левашкин А.Р. Картинки из истории тубы в России // Сайт «Туба в России» - Алексей Чарыков [Электронный ресурс]. 1999-2018. URL: http://www.tuba.org.ru/kniga.php
35. Левашкин А.Р. Туба мира // Сайт «Туба в России» - Алексей Чарыков [Электронный ресурс]. 1999-2018. URL: http://www.tuba.org.ru/ tubamira.php
36. Левашова, О., Келдыш, Ю., Кандинский, А. История русской музыки / Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А.; под ред. А. И. Кандинского. - М.: Музыка, 1972. - Т. 1: От древнейших времен до середины XIX века. - 595 с.
37. Левин, С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: в 2 ч. / С.Я. Левин. - Ч. I. - Л.: Музыка, 1973. - 264 с.
38. Левин, С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры: в 2 ч. / С.Я. Левин. Ч. II. - Л.: Музыка, 1983. - 192 с.
39. Леонов В., Палкина И. Методика обучения игре на духовых инструментах. - Ростов-на-Дону, 2012.
40. Леонов, В.А. Методика обучения игре на духовых инструментах / В.А. Леонов, И.Д. Палкина ; науч. ред. К.А. Жабинский ; г.к. Ростовская. – Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2012. – 240 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=440887
41. Леонов, В.А. Школа игры в ансамбле духовых инструментов / В.А. Леонов ; г.к. Ростовская. – Ростов-на-Дону : Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2015. – Вып. 1.. Дуэты. Часть 1. – 64 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=440888
42. Лушин, С. Аристократическое музицирование на виолончели старинная музыка / С. Лушин // Старинная музыка. - 2004. - №№ 3-4 (25-26). - С. 28-30.
43. Малиновский, К.В. Фёрстер, Ферштер Иоганн Кристофор / К.В. Малиновский // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь; отв. ред. А.Л. Порфирьева. - Спб.: Композитор, 2000. - Т. 1: XVIII. Кн. 3: Р - Я. - С. 187-189.
44. Масса, И., Геркман, Э. Сказания Массы и Геркмана о Смутном времени в России / Исаак Масса, Элиас Геркман. - СПб.: Изд. Археографическая комиссия, 1874. - 371 с.
45. Мемуары графа С.Д. Шереметева / Сост., подгот. текста и примеч. Л.И. Шохина; Федер. арх. служба России. Рос. гос. арх. древних актов. М.: Индрик, 2001. 735 с.
46. Порфирьева, А.Л. Штадлер Антон / А.Л. Порфирьева // Музыкальный Петербург: энциклопедический словарь; отв. ред. А.Л. Порфирьева. - Спб.: Композитор, 2000. - Т. 1: XVIII. Кн. 3: Р - Я. - С. 276-279.
47. Путеводитель по фондам РГАЛИ. Ф. 500: Придворный оркестр МИДв [Электронный ресурс]. URL: http://www.fgurgia.ru/object/27609757
48. Путеводитель по фондам РГАЛИ. Ф. 659: Московская контора императорских театров (1806-1917) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.rgali.ru/object/11026322
49. Толмачев, Ю.А. Духовые инструменты. История исполнительского искусства : учебное пособие / Ю.А. Толмачев, В.Ю. Дубок. — Санкт-Петербург : Планета музыки, 2015. — 288 с.
50. Третенков, В.М. Методика обучения игре на инструменте (духовые инструменты) / В.М. Третенков ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт музыки, Кафедра эстрадного оркестра и ансамбля. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 63 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472724
51. Тутунов, В.И. История военной музыки России / В.И. Тутунов. - М.: Музыка, 2005. - 496 с.
52. Тутунов, В.И. История военной музыки России / В.И. Тутунов. – М.: Музыка, 2005. – 489 с. 305.
53. Усов Ю. «История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М. : Музыка, 1997.
54. Усов, Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах / Ю.А. Усов. – М.: Музыка, 1989. – 207 с. 306.
55. Штелин, Я. Известия о музыке в России / Якоб Штелин. - СПб.: Союз художников, 2002. - 381 с.