Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Юридическая деятельность всегда ассоциировалась с престижем и уважением в обществе. Поэтому исследование профессионально-нравственных проблем в сфере юриспруденции остается актуальным. Личность адвоката в его практической деятельности несет приоритетный характер, так как общество, оценивая свою защищенность законами и нормами, подвергает оценке и представителей их защиты, что формирует так же их нравственные идеалы.
Совокупность принципов нравственности и права должны сопровождать профессиональную деятельность любого адвоката, ведь именно их действия и решения будут олицетворять нравственный аспект закона.
К сожалению, на сегодняшний момент, мы сталкиваемся с проблемой искажения представителями правопорядка норм и законов, что приводит к негативному отношению общества к структурам исполнительной власти.
Советский правовед М.С. Строгович утверждал, что решение «должно быть законно и справедливо;… законным может быть лишь справедливое решение, несправедливость не может быть законной, что подчеркивает необходимое сочетание правового и нравственного в сфере юриспруденции.
Цель работы состоит в исследовании профессионально-нравственных требований, предъявляемых к адвокату.
Профессионально-нравственные требования, предъявляемые к адвокату
Дефиниция понятия нравственности, несмотря на его частое употребление в обществе является затруднительным, поскольку устойчивое определение отсутствует. Нравственность часто употребляется как синоним термина «мораль», реже – с определением «этика».
Немецкий философ Гегель в своей работе «Философия права» (1821 г.) проводит грань между данными понятиями, в связи с чем, нравственность представляется философом как финальный этап развития объективной одухотворенности. Нравственность, трактуемая Гегелем, является сферой практической свободы, как возвышение воли над желаниями и субъективными мнениями. «В себе и для себя сущие законы и учреждения…» – так описывает нравственность знаменитый философ, утверждая, что ее проявление непосредственно связано с семьей, обществом и государством .
Профессор А.З. Рахимов (доктор психологических наук Республики Башкортостан, академик Академии акмеологических наук, создатель четырех новых направлений в психолого-педагогической науке), видит в нравственности высшее достижение духовной регуляции между личностью и обществом и описывает две основные функции нравственности:
образец поведения и критерии оценки;
воспитание потребности в поступках по вышеуказанному образцу .
В научной среде существуют различные мнения по поводу соотношения понятий «нравственность» и «мораль». Одна сторона (Цицерон, А.З. Рахимов) отождествляет понятия «мораль» и «нравственность», вторая же (А.С. Арсеньев, Н.П. Шитякова), наоборот – указывает на их различия.
Так, в Большом энциклопедическом словаре (универсальное справочное издание области современного знания, 1993) «нравственность» отождествляется с «моралью», обосновывая это их переводом с латинского («moralis» – «нравственный»), под которыми понимается формы «общественного сознания и отношений между людьми. Это действия людей согласно нормам, несущим идеи добра и зла, справедливости и т.д. Данная норма регулируется лишь внутренним механизмом оценки и самооценки человека своих поступков.
Мнение о тождественности данных понятий исходит из идеи, что личность является социальным субъектом, частью общества. Таким образом, мораль и нравственность является типом социальной регуляции в организации жизнедеятельности личности.
Но стоит рассмотреть и иные подходы, указывающие на различия вышеупомянутых феноменов, определяя для «нравственности» область практических поступков, при этом относя «мораль» к форме знания. Отсюда, «мораль» – этопринципы поведения под воздействием различных критериев, оценок и общественного мнения. Нравственность олицетворяет свободу личности, когда требования социума совпадают с ее личными мотивами, что побуждает человека к спонтанной добродетели.
Представляет интерес мнение архиерея Русской православной церкви Митрополита Зиновия (член Комиссии по вопросам духовнонравственного воспитания), который определяет мораль как некие способы и механизмы сотворения добра, тогда как нравственность является содержанием этого добра, действия к которому и входят в разряд моральных. Тем самым он ставит нравственность на высшую ступень человеческой природы в отличие от морали .
При анализе литературы понятия нравственности и морали могут рассматриваться в изучении личности как взаимовспомогательные так и взаимозаменяемые определения.
В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (универсальная энциклопедия, изданная в Российской империи дореволюционным российским типографом И.А. Ефроном и немецким издателем Ф.А. Брокгаузом) «нравственность» определяется таким термином как «этика» – «учения об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле» .
В своей научной работе «Нравственность: к вопросу об определении понятия» Гарщук С.С. считает данное понятие ошибочным, считая его тавтологичным, поскольку, согласно определению этика формируется на основе нравственности, а нравственность определяется как сама этика. Второй момент, с которым не согласен автор, заключается в том, что в культуре отсутствует единомнение в вопросе добра и зла .
В советском же словаре понятие «этика» является более узким, как философская наука о морали и нравственности. Этика как наука о морали представляет собой исследование системы моральных ценностей, определяя их фундаментальные и предельные основания справедливых и разумных действий личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
2. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 20.04.2017) // "Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", N 2, 2017.
3. Гаращук С. С. Нравственность: к вопросу об определении понятия // Символ науки.– Вып. 8. – 2016. – С. 142–144.
4. Доронина Н. Н., Король А. И. Исследование нравственных качеств молодежи // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – Вып. 6. –Том 25. – 2016. – С. 187–192.
5. Ильина О. В. Роль права в развитии юридического образования в Российской Федерации // Вестн. Моск. ун-та им. С. Ю. Витте. Сер. 2: Юридические науки. 2017. № 3 (12). С. 24–27.
6. Нагорная В.С. Профессионально-нравственные требования, предъявляемые к адвокату в уголовном процессе // В сборнике: Политика и право. Ученые записки. Благовещенск, 2018. С. 126-130.