Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Образовательно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе направлен на интеллектуальное и духовное развитие личности. Содержание воспитания – передача и усвоение опыта мировой и национальной культуры; культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная, художественная и физическая культура; культура общения и семейное воспитание.
Содержание воспитания должно помочь человеку в конечном итоге определиться с целью и смыслом жизни, найти свое место в нынешнем практически цифровом обществе. Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что педагогический процесс не должен ограничиваться лишь учебной деятельностью. Если общение учителя с учениками происходит исключительно на уроках, то такое образование вряд ли является полноценным.
Внеклассная работа, проводимая с учащимися, имеет большое образовательное и воспитательное значение. Внеклассная деятельность, тесно связанная с урочной, классной работой, рассматривается как один из этапов учебного процесса, который направлен на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, способствует углублению знаний, расширению способов деятельности, созданию условий для реализации индивидуальных способностей учащихся, для пробуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию.
Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социально-культурные и образовательные потребности, чтобы в будущем создать огромные возможности для школьников заниматься любимым делом.
Так как внеклассная работа является одним из наиболее важных средств развития личности ученика, проблема организации данной работы имеет большое значение в общем образовательно-воспитательном процессе.
Являясь неотъемлемой частью воспитательной работы в учреждении образования, внеклассная деятельность направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоение учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта, а также формирование принятых этим самым обществом ценностей.
Разнообразие внеклассной деятельности способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразная внеклассная деятельность способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть позитивному самовосприятию. Привлечение учащихся к участию в разнообразных формах внеклассной деятельности обогащает их личный опыт, способствует познанию разнообразия человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки, к которым школьник склонен.
Итак, внеклассная работа – это учебно-воспитательная работа, выполнение которой ложится на классных руководителей, учителей-предметников. Основной целью внеклассной работы является пробуждение или углубление интереса учащихся к различным сферам знаний и видам деятельности, выявление способностей и талантов, стимулирование социальной активности, организация досуга, социальная адаптация учащихся.
К сожалению, педагогический опыт свидетельствует о том, что организация внеклассных комплексных мероприятий вызывает у педагогов определенные сложности. Сегодня учитель должен обучать тому, чтобы обучение влекло за собой развитие всех лучших качеств личности. Школьники только в том случае будут усваивать знания, умения, навыки, когда они активно действуют. Информация учителя должна быть интересной для учащихся.
Информатика – это молодая, интенсивно развивающаяся наука. Ее фундамент необходимо закладывать уже в начальной школе. Именно по этой причине, во многих школах изучение информатики сегодня начинается уже с первого класса. В этом возрасте основным видом деятельности является игра. Общаясь с объектами реальности и их моделями, школьники не только знакомятся с основами логики и теории алгоритмов, но и обогащают свои знания по другим предметам школьной программы.
Для закрепления интереса школьников к предмету информатики помимо уроков необходимо проводить и внеклассные мероприятия. Традиционно каждый год проходят олимпиады по программированию, а также конкурсы ученических программ. Это праздники логического и абстрактного мышления, аккуратности и проницательности, фантазии и трезвой практичности. Такие качества формируются в старшем школьном возрасте, поэтому в этих состязаниях принимают участие, в основном, учащиеся 9-11 классов.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что внеклассные мероприятия углубляют знания, повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески [1, 95].
Противоречие: при всём интересе школьников к курсу информатики, в настоящее время основное внимание методистами уделяется составлению программ факультативных занятий для старшеклассников. Среднему звену общеобразовательной школы отводится малая часть профессиональных педагогических исследований и рекомендаций.
Цель исследования: обосновать целесообразность организации и проведения внеклассных мероприятий по информатике в среднем звене школы, разработать примерную программу факультативного курса.
Объект исследования: формы внеклассных мероприятий по информатике для учеников среднего звена общеобразовательной школы.
Предмет исследования: факультативный курс по информатике для учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: если внедрить факультативную программу по информатике для учащихся среднего звена, то мотивация учения учащихся к данному предмету существенно возрастёт.
Задачи исследования:
- выделить и рассмотреть основные формы организации внеклассных занятий по информатике;
- описать формы организации внеклассной работы по информатике;
- разработать и внедрить факультативную программу по информатике для учащихся среднего звена общеобразовательной школы.
Методологической базой исследования послужили научные работы, статьи, диссертационные изыскания, методические рекомендации отечественных специалистов в сфере образования. В их числе:
- учебники и методические пособия Бочкина А.И., Евсеева Г.А., Кушниренко А.Г., Лапчика М.П. и других;
- диссертационные исследования Пинаева П.М. «Методика организации и проведения творческих соревнований по информатике» и Алексеева А.В. «Методическая система организации внеклассных мероприятий по информатике»;
- статьи из журнала «Информатика и образование» и др.
В работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ научной и методической литературы, психодиагностический метод (анкетирование), методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями-предметниками в процессе организации внеклассной работы по информатике в школе.
Экспериментальной базой исследования выступили учащиеся среднего звена МОУ СОШ ___________ г. ________________________.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ
1.1. Особенности организации, задачи и формы внеклассной работы
по информатике в общеобразовательной школе
Воспитание ответственного отношения к учебе, интереса к занятиям, увлеченности наукой проводятся в основном на уроке. Но учитель, как известно, весьма ограничен рамками школьной программы. Удовлетворе¬ние запросов и интересов школьников, развитие их склонностей и дарований, поддержание устойчивого интереса к предмету осуще¬ствляются в значительной степени посредством внеклассной работы [20, с. 16].
Задачи внеклассной работы по информатике следующие:
1. Выявление творческого потенциала и способностей любого ребенка, независимо от оценок по предмету. (Важно привить понятие о ПК как инструменте, необходимом практически в любой области человеческой деятельности).
2. Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.
3. Стимулирование поисково-познавательной деятельности. Показать, что информатика сложна только для тех, кто не хочет и не желает вообще ничего делать.
4. Углубление знаний теоретических основ информатики, про-граммирования, знакомство и работа с программным обеспечением.
5. Популяризация и изучение достижений в области информационных технологий.
6. Привитие учащимся навыков работы с компьютером и про-граммным обеспечением, интереса к исследовательской работе.
7. Воспитание интереса к чтению как обычной, так и электронной научно-популярной литературы, формирование умений и на¬выков в работе с ними.
8. Научить работать в коллективе.
9. Разумно сократить расстояние между учителем и учеником в процессе общения.
10. Профессиональная ориентация учащихся.
Внеклассные занятия оказывают положительное воздействие и на урочные занятия, поскольку учащиеся, члены кружков (факультативов) более тща¬тельно, углубленно изучают учебный материал, читают дополни-тельную литературу, осваивают работу с компьютером. Внекласс¬ные занятия мотивируют школьников на самостоятельное изучение основ ин¬форматики и вычислительной техники [4, с. 182].
Особенности внеклассной работы по информатике следующие:
1. Внеклассная работа по своему содержанию строго не регламентирована го¬сударственной программой. На внеклассных занятиях материал предлагается в соответствие со знаниями и умениями обучающихся: при подборе заданий и материала желательно ориентироваться на определенный уровень подготовки учащихся, но не обязатель¬но. Надо исходить исключительно из общего уровня развития учащихся.
2. Если обычные уроки планируются по 45 минут, то внекласс¬ные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на 5-10 минут (занимательные перемен¬ки), и на 1,5-2 часа. При проведении уроков следует обязательно придерживаться санитарных норм.
3. Если классно-урочная форма требует постоянного состава учащихся, объединенных в коллектив по возрастному признаку, с учетом района проживания, то для внеклассной работы уча¬щиеся могут объединяться в группы, обучаясь либо в одном и том же классе, либо в разных классах; при этом группы создаются на добровольных началах. Состав учащихся, даже при наличии одно и той же формы внеклассной работы, может меняться.
4. Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, коллоквиумы, викторины, турниры, вечера, олимпиады, кружки, заочные и дистанционные формы обучения.
5. Особенностью внеклассной работы по информатике в среднем звене общеобразовательной школы является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования,
6. Не маловажной особенностью внеклассной работы по информатике является оснащенность кабинета информатики соответствующим техническим оборудованием: наличие достаточного количества компьютеров, соответствующих современному уровню развития вычислительной техники; наличие периферийных устройств (принтеров, сканеров, систем мультимедиа); наличие локальной и глобальной сети; научной и научно – популярной периодической и обычной литературы.
7. Значимым фактором внеклассной работы по информатике является перспектива развития информатики и информационных технологий, которая предполагает использование компьютеров в профессиональной деятельности, как в будущем, так и в обычной, повседневной деятельности уже сегодня.
Внеклассная работа имеет и общие черты с классно-урочной. Их не много, но назвать следует:
- во-первых, в обоих видах работы в процессе обучения школьников должны соблюдаться одни и те же дидактические принципы: научность, сознательность и активность обучающихся, наглядность, индивидуальный подход, связь обучения с практикой.
- во-вторых, оба вида работы (как две части единого учебно-воспитатель¬ного процесса) не только содействуют формированию знаний, уме¬ний, навыков у школьников, но и организовывают подготовку будущего гражданина, способного свободно ориентироваться в цифровом обществе с высокоразвитыми инфор¬мационными технологиями.
Формы внеклассной работы по предметам в школе разнообразны.
Сегодня педагогической наукой и практикой накоплен колоссальный опыт внеклассной работы по различным дисци¬плинам. Умелое сочетание опыта внеклассной работы со специфи¬кой предмета информатики обеспечивают успех проведения внекласс¬ных занятий по информатике.
Формы внеклассной работы классифицируются по разным признакам: охвату обучающихся, времени про¬ведения, систематичности, дидактической цели и т.д. По система¬тичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные объединения (формирования), работающие, по крайней мере, в течение учебного года [9, 96].
К первому виду относятся:
1. Подготовка и проведение школьных олимпиад по информа¬тике.
2. Участие в районных, городских олимпиадах.
3. Летние компьютерные лагеря.
4. Выпуск стенной газеты.
5. Проведение викторин, турниров, вечеров, игр КВН по информатике.
6. Проведение тематических конференции и семинаров по информатике.
Ко второму виду внеклассных занятий относятся:
1. Разнообразные по формам, задачам кружки и факультативные занятия по информатике.
2. Школьные научные общества.
3. Организация различных форм заочного и дистанционного обучения.
По систематичности выделяют эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации. Приведенное нами выше деление внеклассных мероприятий, как свидетель-ствует практика школ, имеет условный характер. В реальной жизни во вне-классной работе нередко одни формы порождают другие, разветвляются на несколько новейших форм. К примеру, хорошо работающий кружок может выступить организатором вечера или инициатором выпуска стенной газеты по информатике [5, 28].
Индивидуальная работа имеет место быть во всех видах внеклассных занятий, она может выражаться в чтении литературы, в подготовке материала для стенгазеты, вечера, конференции, викторине, в обуче¬нии заочных или дистанционных школах и т. д.
Массовая работа выражается в проведении вечеров, конферен¬ций, конкурсов и олимпиад. Разнообразие форм внеклассной работы делает ее интересной. Таким образом, в этом части работы нами были всесторонне рассмотрены задачи, особенности и определённые «плюсы» форм внеклассной работы по информатике.
1.2. Особенности факультативных и кружковых занятий по информатике в школе
Работа кружков по информатике является основной формой внеклассных занятий по информатике, по содержанию связана с программой школьного курса информатики. С примером календарного плана по информатике можно ознакомиться в Приложении. Работа кружков и факультативов строится в соответствии с логикой пропедевтического курса при активном использовании межпредметных связей.
Профессионально организованный кружок информатики ставит перед собой цели:
- адаптировать школьника к компьютерной среде;
- развивать коммуникативные умения личности;
- формировать творческое воображение и исследовательские навыки.
В рамках адаптивной модели в школе создаются условия для самореализации и саморазвития каждой личности на основе её возможностей, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Рациональное использование вариативной части учебного плана, и работа предметных кружков позволяют удовлетворить образовательные и культурные потребности обучающихся, предоставив им право на творческое применение знаний [18, с. 67].
Показать больше