Фрагмент для ознакомления
2
Метод телетандемного обучения
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы телетандемного метода обучения иностранному языку. Анализируется сущность самого метода, особенности его применения, достоинства и недостатки использования, перспективы при оучении иностранному языку в России. Также, рассмотрен пример применения телетандемного метода и проанализированы его результаты.
Введение
Технологические достижения последних десятилетий, в частности, связанные с появлением Интернета, существенно изменили принципы, задачи и методы обучения. Информационно-коммуникационные технологии привнесли в образование вообще и в лингвистическое образование, в частности, новые возможности. Актуализировалась потребность понимания того, как эти новые возможности меняют то, что происходит внутри образовательного процесса, влияют на роли обучающих и обучающихся.
По этим вопросам необходимы исследования в попытке уловить нюансы нового контекста, сформированного технологическими изменениями, но, вместе с тем, все еще необходимо внимательнее взглянуть на то, как технологии помогают лингвистическому образованию в подготовке будущих учителей и какие новые проблемы возникают в этой связи.
Одним из инновационных методов обучения является телетандемный. Он представляет собой модель совместного обучения, при которой иностранному языку взаимообучаются пары: носители языка или компетентные пользователи. Изучение языка друг друга происходит посредством двуязычных бесед.
В рамках этого автономного, взаимного и совместного обучения каждый партнер становится одновременно изучающим иностранный язык и наставником. Телетандемный метод - это альтернативное предложение тандемного обучения, которое использует доступные в Интернете технологические инструменты для видеоконференцсвязи, такие как Skype, Zoom, WhatsApp и другие.
В этой связи представляется актуальным, основываясь на теории совместного изучения языка с особым упором на тандемное обучение, проанализировать особенности этого метода обучения в том числе для разных возрастных категорий, его сильные и слабые стороны, возможности и проблемы.
Основная часть. Телетандемный метод подразумевает виртуальный автономный контекст на основе технологии VoIP2 (изображения веб-камеры, голоса и текста). В этом контексте два ученика помогают друг другу выучить свой родной (или другой) язык посредством межкультурного и лингвистического сотрудничества .
Российский исследователь А. Назаренко определяет телетандемный метод как «инновационную форму обучения, предполагающую взаимодействие культур и характеризующуюся автономией обучающихся и личной ориентированностью процесса обучения» .
Истоки метода восходят к началу XIX века, когда в Англии Джозеф Ланкастер и Эндрю Белл установили «систему взаимопомощи», которая в значительной степени дополняла школьную деятельность учителя взаимопомощью учеников .
Питер Петерсен (немецкий педагог, 1884–1952) разработал нечто подобное в «школах Йенаплана», а с 1960 года аналогичные модели обучения начали появляться в США, где они получили новые импульсы развития.
В современном виде концепция «тандема» для двух людей, изучающих родной язык друг друга, впервые появилась в 1971 году, а оттуда она была перенесена на двусторонние немецко-французские молодежные встречи, которые и стали первым практическим опытом использования данного метода. Клаус Либ-Харкорт и Нюкхет Чимилли перенесли модель в свою работу с иммигрантами в немецко-турецком регионе, в Мюнхене. Успех мюнхенских курсов привел к тому, что языковые курсы по той же методике прошли в Бремене, Франкфурте и Цюрихе.
Новый метод изучения языков вдохновил в 1979 году Юргена Вольфа на разработку тандемной системы «посредничества» для партнеров по обучению, первоначально для испанского и немецкого языков, что послужило новым этапом развития телетандемного метода.
В 1982 году аналогичная программа курсов, разработанная Вольфом и его коллегами в Мадриде, позже стала основой сети TANDEM, позже созданной как сеть школ TANDEM, ставшая первой международной системой обучения иностранным языкам телетандемным методом .
С 1983 года модель школ TANDEM была принята в качестве альтернативного способа изучения языка, основные элементы которого включали в себя языковые курсы за границей, молодежный обмен, культурные туры, переписка и аналогичные трансграничные мероприятия, которые воспроизводятся в отдельных школах по всей Европе и далее по всему миру.
Сеть школ сотрудничает с различными образовательными учреждениями, включая E-Tandem Network, основанную в 1992 году и переименованную в International E-Mail Tandem Network в 1993 году, привнесшую новые подходы к пониманию и использованию телетандемного метода.
Между тем, телетандемный метод обретал все большую популярность. Появлялись новые международные сети школ. Так, TANDEM Fundazioa была основана в 1994 году для развития научного сотрудничества, образования и повышения квалификации со своим головным офисом в Доностии (Сан-Себастьян, Испания). В 2016 году компания Tripod Technology GmbH предоставила TANDEM Fundazioa лицензию на создание мобильного приложения Tandem. Это стало очередным шагом в развитии данного метода обучения иностранному языку. В России использование мобильных приложений в телетандемном обучении рассматривает С. Титова .
Большинство школ сети TANDEM создали ассоциацию «TANDEM International» со штаб-квартирой в Бремене, Германия. С марта 2014 года TANDEM International является владельцем бренда «TANDEM» .
Сеть школ с использованием телетандемного метода стала относительно известной в мире, с развитием информационно-коммуникационных технологий этот метод стал получать более широкое распространение даже там, где предпочтение отдавалось традиционному обучению.
Во время сеансов два студента, изучающих иностранный язык, взаимодействуют в сети, чтобы помочь партнеру выучить родной язык друг друга (или язык владения), следуя принципам изучения иностранного языка в тандеме.
Телетандемный метод, в котором ученики отчасти сами берут на себя функции учителя, ставит под сомнение традиционную роль преподавателя. Вместе с тем, без посредничества учителя телетандемные взаимодействия могут превратиться из изучения иностранного языка в обмен неглубокими представлениями заранее заданных мнений о себе и других.
Особенностью телетандемного метода является его демократичность. Современные технологии продвинули и упростили использование компьютерных телеконференций между людьми разных стран и языков, преодолевая географические и национальные границы, что сделало их доступными для людей разных социальных уровней и профессий .
За время использования телетандемный метод наполнился контекстом, который использует инструменты онлайн-телеконференций для содействия межконтинентальному и межкультурному взаимодействию между людьми, изучающими иностранный язык.
Одним из важных аспектов использования телетандемного метода является межкультурный онлайн-контакт, который открывает перед учителями иностранных языков инновационные возможности для развития межкультурного контакта и интерпретациями языка. Чтобы полностью понять межкультурный дискурс, лежащий в основе этого типа взаимодействия, необходимо сосредоточить внимание на культурные различия учеников, проявляющиеся через онлайн-общение. Это служит дополнительным фактором, который следует учитывать при изучении иностранного языка телетандемным методом.
Особенности тандемного метода изучения иностранного языка существенно варьируются в зависимости от того, используется он школьниками, студентами или взрослыми людьми.
Для учащихся школьного возраста телетандемный метод обучения может представлять собой принципиально новую форму обучения. В этой связи для школьников необходимо учитывать цели обучения.
К основным целям необходимо отнести:
- общеобразовательный уровень ознакомления и овладения иностранным языком;
- знакомство с иностранной культурой;
- получение опыта общения со сверстниками из иностранных государств;