Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопрос о самостоятельности субъектов гражданского оборота необходимо рассматривать, учитывая их возможные устойчивые организационные взаимосвязи с другими участниками имущественных отношений. В качестве особой разновидности такой правовой связанности выступает зависимость юридических лиц от аффилированных лиц. Научная теоретическая мысль за рубежом по изучаемому нами вопросу уже не один десяток лет отмечает проблематику экономической зависимости, которая возникает в хозяйственных отношениях между субъектами предпринимательства. Эта зависимость прослеживается в определенных связях фирмы, основанных на договорных отношениях, например, с владельцами акций, с ее руководством, иными субъектами бизнеса. И если посмотреть официальной стороны, то получается, что каждое лицо взаимоотношений выглядит как самостоятельный субъект права. Однако на самом деле все иначе, одно лицо явно подчинено другому, контролируемо им, находится у него в зависимости, воля его скова- на. При таком положении дел, судебные органы США и Великобритании, осуществляя правосудие по делам об ответственности по обязательствам юридического лица, несмотря на то, что закон в таких случаях устанавливает ограниченную ответственность владельцев акций, руководства фирмы, иных субъектов бизнеса, зачастую принимают решение не в их пользу. Такая концепция получила на западе название «доктрина снятия корпоративной вуали» [10].
Законодательство Российской Федерации прямо не регламентирует подобную ситуацию, при этом содержит множество нормативно-правовых актов, применяющих понятие «аффилированные лица» в различных отраслях права, что требует более детального раскрытия содержания данного понятия для предупреждения и недопущения скрытой аффилированности.
Изучение научных взглядов и дискуссий показывает, что аффилированность является предметом исследования ученых разных областей права. Специфика обязательственных отношений между хозяйствующими субъектами в сфере деятельности фирм являлась предметом исследования таких ученых, как С.С. Занковский, О.С. Иоффе и др. Аффилированность как взаимозависимость лиц в системе налоговых правоотношений стала предметом анализа Е.В. Алтуховой. Аффилированность как социально-правовое явление в сфере противодействия коррупции изучают Т.А. Терещенко и Е.А. Ганюшин. Вопросы о необходимости разграничения аффилированности в сфере публичного и частного ставит в своих работах С.Н. Хорунжий [6].
Цель исследования – изучить и проанализировать проблемы современного законодательства РФ об установлении аффилированности юридических и физических лиц.
Задачи исследования:
1) выполнить правовую характеристику аффилированных лиц;
2) совершить анализ проблем современного законодательства РФ об установлении аффилированности юридических и физических лиц.
Объект исследования – установление аффилированности юридических и физических лиц.
Предмет исследования – проблемы современного законодательства РФ.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФФИЛИРОВАННЫХ ЛИЦ
1.1 Аффилированные лица: понятие и признаки
Происхождение понятий «аффиляция», «аффилированность», «аффилированные лица» имеет зарубежные корни (латинские либо английские), что отмечают в любые общедоступные словари, причем, соответствующий термин применяется в зависимости от конкретной отрасли общественных отношений. Их семантическое толкование мы находим в различных языках: латинском, английском, французском, немецком. Несмотря на их различие, можно заметить, что везде присутствует единый, обобщающий рассматриваемые термины, элемент, определяемый как «связь», которая включает в себя, в зависимости от конкретной ситуации, возможность влияния или зависимости, или принадлежности, или общности и т. д. Теоретико-правовые аспекты понятия «аффилированность» заложены в философско-правовом понимании данного термина.
Так, в философской литературе аффилированность рассматривается как отношение, характеризующееся с точки зрения его внутреннего содержания, наполненности определенными промежуточными звеньями между соотносимыми объектами [17], когда-то или иное отношение создает возможность образования различных связей. В юридической литературе общественные отношения рассматриваются с точки зрения их правового регулирования. При этом для обозначения таких общественных отношений используется понятие правоотношения, к определению которого существует множество различных подходов в мировом праве. Условно их можно разделить на три группы: рассматривающие данную категорию как особое идеологическое отношение, позволяющее регулировать общественное отношение (Ю.К. Толстой [18]); отождествляющие их с понятием «общественное отношение» (О.С. Иоффе [3]); использующие для определения правоотношения понятие правовой связи (С.С. Алексеев [9]).
Таким образом, учитывая философское и общеправовое понимание правоотношения, можно прийти к выводу, что правоотношение представляет собой разновидность общественного отношения, которое подвергается правовому регулированию [13] и для которого характерно состояние связанности. А как мы отмечали, зарубежное понимание исследуемого термина, также, в первую очередь, соотносит его с пониманием «связь». Анализ российских нормативно-правовых актов приводит нас к выводам о том, что дефиниция «аффилированное лицо» используется отечественным законодателем в отдельных нормах для обозначения связи между лицами, причем в таком контексте, что одно от другого зависимо.
Так исследуемый термин мы встречаем в отчасти еще действующем Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [16]. В указанном нормативно-правовом акте детально изложено рассматриваемое нами понятие, названы существенные признаки перечисленных в законе лиц. По мысли законодателя эти признаки должны жестко ограничивать возможности отнесения к лицам указанной категории.
Чуть позже понятие «аффилированность» стало предметом рассмотрения ГК РФ [21], где был выделен один существенный признак – «отношения связанности лиц». При этом, в нормативных актах, относящихся к сфере гражданско-правового регулирования, для которых институт аффилированности более близок, например, законодательстве об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью и других смежных нормативно-правовых актах, аффилированность не раскрывается, а лишь дана отсылка к действующему законодательству России. Такое положение дел приводит к неопределенности правового регулирования, когда суды по аналогичным делам выносят диаметрально-противоположные решения.
Кроме явных признаков аффилированности, перечисленных в упомянутых выше нормативных актах, о зависимости организации и связанного лица можно судить, например, по степени контроля компании в конкретных хозяйственно-экономических обстоятельствах.
В частности, в постановлении Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 разъясняется, кто именно разделит ответственность с непосредственными участниками процедуры банкротства организации:
Юридическое и физическое лицо, являющиеся исполнительным органом (управляющая компания и ее руководитель – ст. 65.3 ГК РФ) несут солидарную ответственность – пункты 3 и 4 ст. 53.1 ГК РФ, ст. 1080 ГК РФ. Ответственность указана в статьях 61.11 – 61.13, 61.20 Закона «О банкротстве».
Контролирующим признается лицо, которое имело право «совместно с заинтересованными лицами распоряжаться 50 и более процентами акций» организации, а также более, чем половиной голосов в общем собрании или уставного капитала ООО (п. 4 ст. 61.10 Закона о банкротстве). Кроме того, к контролирующим относятся те, кто мог назначать руководителя компании.
Номинальный руководитель, передавший фактическое управление другому по доверенности или указанию третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий, не утрачивает статус контролирующего лица. Указанные обстоятельства не освобождают номинального руководителя от возможности влиять на должника, в частности обеспечивать надлежащую работу системы управления юридическим лицом (п. 3 ст. 53 ГК РФ). Номинальный и фактический руководители несут субсидиарную ответственность.
1.2 Анализ законодательства об аффилированных лицах
Согласно статье 4 Закона «О конкуренции…» под аффилированными лицами понимаются те компании или сотрудники (а также представители «той же группы», в том числе родственной), которые могут влиять на деятельность организации и принимаемые ее руководящим составом стратегические решения.
Конкретные критерии отнесения к аффилированным структурам мы привели в статье «Аффилированные или взаимозависимые лица». В этой же публикации подробно говорится и об аффилированных связях в группе лиц, которые описывает статья 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Характер аффилированности здесь может быть:
- имущественным;
- договорным;
- организационно-управленческим;
- семейно-правовым;
- смешанным.
Антимонопольное и антикоррупционное законодательство РФ предъявляет свои требования по отношению к сделкам, в которые вступают аффилированные юридические лица.
Одно из них – ведение реестра аффилированных лиц, благодаря которому:
- Снижается риск того, что сделку признают недействительной, например, из-за неодобрения исполнительного коллегиального органа.
- Потенциальный контрагент получает возможность оценить все риски и перспективы будущей сделки. Следовательно, уменьшается опасность того, что данный факт хозяйственной жизни предприятия признают фиктивным из-за наличия в нем заинтересованности и непредоставления партнеру информации о наличии аффилированных отношений в структуре партнерской организации.
- Сохраняются капитал и инвестиции вследствие снижения вероятности вмешательства в работу сторонних организаций.
- Осуществляется антимонопольное регулирование.
- Выполняется норма, предусмотренная приказом Минфина от 29.04.2008 № 48н: юрлицо обязано информировать налоговую о сделках со связанными лицами.
Обязанность вести реестр закреплена в статье 50 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ (ред. от 23.04.2018). Законодательно форма списка не определена. Хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации.
С 21 декабря 2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев (ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…»).
2 Анализ проблем современного законодательства РФ об установлении аффилированности юридических и физических лиц
2.1 Проблемы правовой категории аффилированности в гражданском праве
Показать больше