Фрагмент для ознакомления
2
29 марта 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося математика, педагога Александра Николаевича Барсукова, чье имя носит Гимназия №1 города Коврова.
Табличка на здании школы гласит: «Здесь в бывшем реальном училище преподавал математику и физику А.Н. Барсуков, первый председатель Ковровского Совета рабочих депутатов, впоследствии известный советский математик» .
Деятельности А.Н. Барсукова, его научным и педагогическим открытиям каждый год посвящается городская математическая конференция «Шаг в науку», являющаяся заключительным этапом одноименного городского конкурса исследовательских работ учащихся 5-11 классов.
Такой интерес к личности и деятельности А.Н. Барсукова не является праздным. Дело в том, что Александр Николаевич оставил после себя богатое научное наследство. Он первым среди педагогов-математиков осознал важность сближения математики начальной школы и алгебры преподаваемой в средней школе. Нужно сказать, что подобного рода учебника или методического пособия для учителей в России просто не было .
В целом следует сказать, что Александр Николаевич прошел в науке нелегкий путь. Тяжелая эпоха Революции, Гражданской войны и последствий Гражданской войны не сломили молодого ученого. Александр Николаевич упорно совершенствовался. При этом он никогда не забывал свою любимую математику. Такое трудолюбие позволили А.Н. Барсукову добиться успеха не только на поприще математики, но и в педагогике .
Именно Барсукову принадлежит идея выработки переходного периода который нужен для того что бы связать в сознании школьника математику начальной школы и начало алгебры в 5-6 классах средней школы. Точно так же А.Н. Барсуков подходил к вопросам обучения детей математическим операциям. Особенно в этом ряду стоит обучение операциям с дробями.
А. Барсуков учил учителей корректно предоставлять детям информацию. Детей можно и нужно заинтересовать математикой. Это наука, которая допускает моменты творческого подхода к решению задач и заданий. Именно по этой причине Барсуков поощрял учеников, которые стремились решать задачи не только общеизвестными способами, но и экспериментировали с подходами .
Таким же образом Александр Николаевич готовил педагогов. Он учил учителей творчески подходить к преподаванию своего предмета. Нельзя допускать страха непонимания у учеников. Точно так же требуется развивать кругозор у учеников .
Однако самое сложное – это связать математику начальной школы с алгеброй. Здесь Барсуков указывал на то, что для этого учителям требуются другие методические материалы. Старые общепринятые материалы позволяли учить детей, но эти материалы были буквально лотереей. Другими словами эти материалы не гарантировали усвоения детьми азов алгебры .
Сам Барсуков по этому поводу отмечал, что нет никакого смысла в методических разработках, которые не гарантируют усвоения детьми основных материалов. Без понимания азов алгебры невозможно дальнейшее продвижение ребенка. По этой причине А. Барсуков буквально предлагал педагогам «играть» с детьми в усвоение алгебры. Азы алгебры тем более будут понятны ребенку, если он их будет воспринимать не столько в виде формул и примеров. Гораздо эффективнее обучение будет происходить, если это будет своеобразное путешествие .
Учитель выступает в роли проводника, который ведет своих учеников к конечной цели – знаниям. При этом учитель постоянно страхует своих учеников. Такой страховкой является предыдущий изученный материал, накопленный опыт и специально продуманные задачи. Булгаков первым ввел постепенное усложнение заданий. Фактически первые задачи дети решают привычными с начальной школы способами. В дальнейшем путь решения становится сложнее. Все чаще используются правила и законы алгебры .
Точно такой же добросовестный подход к своему делу показывал А.Н. Булгаков и в случае с литературой. Здесь следует заметить, что специально для студенческого театра, а так же для кружка «Юный зритель» сестра А.Н. Булгакова создавала афиши и программки, которые распространяли ловкие мальчишки .
В этом отношении следует заметить, что такая практика заканчивалась травматизмом у детей и прохожих. Врачи своей решимостью заставляли детей и прохожих уступать им дорогу. Точно так же решительно врачи перемещались в любом городе России .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Математика в России. История отечественных подходов к математике. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Математика в Советском Союзе. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Жилина Е.Ю. Математика. История изучения науки в России. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
4. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Математика. Педагогические подходы к науке. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Педагогика в математике. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Наследие Александра Николаевича Барсукова. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Сто русских математиков. От Ломоносова до Перельмана. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Математика в школе. История журнала. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика преподавания математики в России. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фортуна, 2018. – 623 с.
10. Фадеева А.Ю., Родионова И.В. Советская математика и педагогика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
11. Хохлов В.О., Алексеева Е.А. Математика в России. От Российской империи до Российской Федерации. – Хабаровск: Призма, 2019. – 795 с.
12. Яковенко А.В., Круглов М.С. Век развития математики в Советской России и Российской Федерации. – Екатеринбург: Экскурс, 2020. – 775 с.