Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты социальной работы реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей 5
1.1 Особенности социальной реабилитации и адаптации 5
1.2 Современные технологии коррекционной работы 9
1.3 Цели, задачи и методы арт-терапии 15
2. Технологии социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей: практический подход 19
2.1 Опыт МКУ ДО «Центр внешкольной работы» по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, детей из приемных и опекаемых семей 19
2.2 Применение технологии терапии творчества «Лоскутная деревенька» в рамках социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Фрагмент для ознакомления
2
На базе МКУ ДО «Центр внешкольной работы» работает клуб «Мы – особые» руководитель Боровченко Н.Х.Вся деятельность клуба направлена на выполнение основной цели: формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья, организация их свободного времени, а также, обеспечение адаптации детей к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности.
Достижение цели происходит через решение основных задач, стоящих перед коллективом: 1) обеспечение необходимыми условиями для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности обучающихся в возрасте до 18 лет; 2) социальная адаптация обучающихся к жизни в обществе; 3) формирование общей культуры; 4) организация методической работы, направленной на совершенствование ДООП, образовательного процесса, форм и методов деятельности творческих объединений, 5) профессионального мастерства педагогических работников; 6) организация содержательного досуга; 7) организация и проведение культурно-досуговых мероприятий; 8) организация массовой работы для всех возрастных категорий при взаимодействии с различными учреждениями города; 9)работа с родителями.
В Центре занимаются дети разных социальных категорий, том числе и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель работы клуба, в том числе: психологическое сопровождение процесса создания благоприятной креативной среды в образовательном учреждении, способствующей успешной социализации и самореализации всех участников образовательного процесса.
Для решения поставленных задач деятельность осуществляется со всеми участниками образовательного процесса по следующим Направлениям: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, просвещение, организационно-методическая, экспертная и издательская деятельность.
Просветительская деятельность с родителями проводится в форме выступлений на родительских собраниях и групповых консультаций. Просветительская работа с родителями представлена достаточно широко. Рефлексия мероприятий со стороны педагогов и родителей позволяет сделать вывод о качественной подаче материала. Наличие запросов на индивидуальные консультации после родительских собраний также подтверждают актуальность и полезность групповых родительских встреч. Основные причины обращения к психологу: особенности личности и поведения ребенка (гиперактивность, агрессивность, невнимательность, обидчивость, конфликтность, демонстративность, неуверенность в себе, заниженная самооценка), проблемы коммуникации и социализации, особенности воспитания детей с ОВЗ и инвалидов.
Психологическое сопровождение осуществляется на основании коррекционных индивидуальных программ. Занятия детей по данным программам помогают детям с ОВЗ адаптироваться к жизни в обществе, формируют общую культуру, развивают коммуникативные способности детей, расширяют рамки свободы выбора при определении своего жизненного и профессионального пути.
Клуб «Мы – особые» направлен на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует правильной оценке своих возможностей детей. Также способствование адаптации детей через творческую деятельность. Работа реализуется в течение всего года. Цель: создать интегративную творческую среду, способствующую тому, чтобы дети с нарушениями зрения могли реализовать себя как субъекты собственной жизни, деятельности и общения.
Задачи: 1. Психолого-педагогическое сопровождение: 1) разработка индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ; 2) комплексная диагностика и организация коррекционных занятий; 3) создание творческой среды, способствующей раскрытию способностей детей с ОВЗ; 4) проведение совместных эстетических тренингов для детей ОВЗ как система психологической и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями и их родителей; 5) обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказанием им психологической поддержки.
2. Реализация образовательных программ: 1) обучение специалистов работе с детьми ОВЗ; 2) разработка индивидуальных планов и программ; 3) мониторинг качества дополнительного эстетического образования.
Деятельность клуба является комплексной и включает в себя деятельность по организации самостоятельной игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности детей; совместной деятельности детей и взрослых.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2013. 368 с.
2. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 268 с.
3. Валеев Н.В. Социальная реабилитация: учебник. М.: Инфа-М, 2013. 320 с.
4. Гурович И.Я., Cторожакова Я.А. Психосоциальная реабилитация // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. Т. 11. № 3. C. 45 - 48.
5. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы // Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. СПб., 2001.С. 75 - 78.
6. Долматова Е.С.,Назаркина А.С., Шелудько О.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья// Бюллетень мед. интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 62 - 65.
7. Емельянов Ю.А. Активное социально-психологическое обучение. CПб.: Питер, 2015. 312 с.
8. Зверева Н.А. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь, 2018. 176 с.
9. Кабанов М.М. Проблема реабилитации и качество их жизни // Социальная и клиническая психиатрия. 2001. Т. 11. № 1. C. 50 - 53.
10. Климов Е.А. Основы психологии: учеб. для вузов. М.,2017. 486 с.
11. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие / под. ред. Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В.Чешихина.М.: «Академия», 2015. 322 с.
12. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. М. 2014. 398 с.
13. Малеванов Е.Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.,2009. 24 с.
14. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: учеб. для вузов. М.: Академ.проект, 2013. 528 с.
15. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М., 2017.264 с.
16. Руденко А.М.,Самыгин С.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие. Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2018. 320 с.
17. Руководство по социальной психиатрии / под ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: Медицина, 2017. 412 с.
18. Селевко Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2015. 144 с.
19. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями / под ред. А.Г. Пашкова и Н.С. Степашова. Курск, 2016. 288 с.
20. Специальная педагогика: учеб. пособие / под. ред.Н.М.Назаровой. М., 2017. 434 с.
21. Старостина А.Б. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов в среде сверстников Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2015/forum. - (дата обращения: 07.01.2020)
22. Таиров В.П. Основы интенсивной реабилитации. ДЦП. М., 2015. 254 с.
23. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья [// Психолог - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2015. С. 15 – 19.
24. Юмашев Г.С. Основы реабилитации, К. Реннер. М., 2018. 354 с.