Фрагмент для ознакомления
2
Проблема изучения фольклора Кольских саамов
Особого внимания в младописьменных и новописьменных финноугорских литературах занимает отражение в них фольклора и традиций [7, с. 129].
В отечественном литературоведении имеется достаточно большой опыт исследования этого вопроса в литературах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в той или иной мере ему посвятили свои труды Ю.Г. Хазанкович, М.А. Мукабенова, А.В. Пошатаева, С.Д. Малзурова, Н.В. Цымбалистенко, В.Б. Окорокова, А.В. Ващенко, Е.С. Роговер, О.К. Лагунова, В.В. Огрызко и др. Фольклор в исследованиях этих ученых рассматривается как произведения, созданные народом, без авторства, традиции – как «дальнейшее существование варьированной системы прежних обычаев данного общества, связанных с определенными случаями» [1, с. 46].
Однако проблема традиций в новописьменной литературе российских саамов практически не исследована, в той или иной мере она поднимается в работах Л.Т. Пантелеевой, Ю.Г. Хазанкович, В.Б. Бакулы. Художественное мышление национальных писателей характеризует обращение к фольклору и мифологии: «Через художественное осмысление национального мифа и фольклора литература выявляет генетическую связь автора со своим этносом, современное художественное мышление с архаическим» [1, с. 46]. Этот процесс может происходить как осознанно, так и нет. Неосознанным обращением является использование в творчестве мотивов, образов-архетипов, языка народных произведений. Это объясняется тем, что «для прозаиков Севера фольклор – первичная художественно-эстетическая система, содержащая в себе архаические черты» [3, с. 70].
Мифология и фольклор являются духовным истоком национальной литературы. Для саамских писателей характерно неосознанное и осознанное обращение к нему. В творчестве национальных писателей обнаруживаются различные типы фольклоризма в зависимости от исторических этапов развития их литератур [1, с. 48].
В целях исследования вслед за И.А. Оссовецким под фольклоризмом понимается использование писателем «структурно-художественных элементов, восходящих или к сюжетам фольклора, или к образной системе, или к его поэтике, или к лексике и поэтической фразеологии» [2, с. 129], «наличие генетической или типологической связи литературного произведения с народно-поэтической традицией или нарочитое противопоставление ей (оппозиция)» [1, с. 48].
В то же время мы считаем важной составляющей для характеристики фольклоризма отражение в творчестве писателя народного мировоззрения, в нашем случае – мифологического [7, с.134]. В основание классификации типов фольклоризма кладут их функции в художественном произведении, уровневые соответствия в литературно-фольклорных отражениях [6, с. 118], степень переработки фольклорного материала («бессознательное» или сознательное обращение к нему, модернизация).
В интересах нашего исследования обратимся к классификации общих типов фольклоризма, предложенной А. Гореловым:
а)стилизация органическая (в жанре литературного сказа), неорганическая (псевдостилизация) и книжная (по мотивам Библий, летописей);
б) поэтический фольклоризм (использование всех элементов фольклорной поэтики в стилистических и других целях);
в) песенный фольклоризм (использование особого лирического эмоционального потенциала фольклорной песни, мелодики фольклорного стиха);
г) жанровый фольклоризм (обращение к жанрам фольклора);
д) мифологический фольклоризм (разработка в форме какого-либо жанра литературы мифологического сюжета, использование мифологической символики, особенностей мифологического мышления);
е) мировоззренческий фольклоризм (использование особенностей мировоззрения народа, его взглядов на мироустройство и т.п.» [1, с.49].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бакула В.Б. Религиозная лексика кильдинского диалекта саамского языка // VIII Масловские чтения: Сборник научных статей: В 2 ч. / науч. ред. Н.Г. Благова, С. А. Антошина – Мурманск: МГГУ, 2010. – Ч. 1. – С. 46–50 (0,3 п. л.).
2. Бакула В.Б. Духовная лексика саамов и источники ее изучения // Вопросы теории и практики в исследованиях магистров: Сборник статей / отв. ред. Л.Е. Туканова. – Мурманск: МГПУ, 2010. – Вып. 1. – С. 16–28 (0,8 п. л.).
3. Бакула В.Б. Источники изучения лексики духовной культуры саамов Кольского полуострова // Чарнолуские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 12–13 апреля 2010 г.: / отв. ред. Л.С. Вагинова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – С. 70–74 (0,25 п. л.)
4. Березович, Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования [Текст] / Е.Л. Березович. - М.: «Индрик», 2007. - 600 с
5. Волков Н. Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Каутокейно; СПб., 1996. 106 с
6. Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока / Сост. Е.С. Новик. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/novik/ 02IstoricheskiePredanija23-64.htm.
7. Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н. В. Дранникова, И.А. Разумова. М.: ОГИ, 2009. 304 с.