Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вольфганг Амадей Моцарт. Сегодня невозможно встретить ни одного человека в просвещенной части мира, который бы не знал или не слышал об этом композиторе. Нужно сказать, что Моцарт стал важным, если не эпохальным событием в мире музыки.
В отличие от своих современников Моцарт постоянно занимался музыкой. Его отец Леопольд Моцарт каждый день тренировал своего сына. В результате маленький Вольфганг Моцарт уже в восемь лет смог написать свое первое произведение.
В тоже время нужно заметить, что Моцарт жил в довольно интересное время. Дело в том, что тогда существовали, если так можно выразиться, универсальные правила создания музыкальных произведений. Другими словами в музыкальном мире было установлено количество и тип аккордов, которые должны быть в симфонии, сонате, квартете и т.д.
Такие правила были нужны для ускорения и удешевления написания композитором нового произведения. Моцарт в этом отношении ничем не отличался от других композиторов своего времени.
1. Биография Вольфганга Моцарта
Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков, его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.
Рассмотрим особенности раннего детства композитора [10, с. 129-139].
В городе Зальцбурге, бывшем на тот момент столицей Зальцбургерского архиепископства, на улице Гетрайдегассе в доме 9 появился на свет музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт. Это произошло 27 января 1756 года. Папа Вольфганга, Леопольд Моцарт, служил в придворной капелле у местного князя-архиепископа композитором и скрипачом. Мама малыша, Анна Мария Моцарт (девичья фамилия Пертль), была дочерью комиссара-попечителя Санкт-Гильгенской богодельни, она родила всего семь детей, но живыми остались лишь двое – Вольфганг и его сестра Мария Анна.
То, что малыши одарены от природы музыкальным талантом, было заметно с самого раннего детства. Девочку уже в семилетнем возрасте отец стал обучать игре на клавесине. Это занятие нравилось и маленькому Вольфгангу, ему было только 3 годика, а он уже садился за инструмент после сестры и развлекался, подбирая созвучные мелодии. В таком раннем возрасте он мог по памяти проиграть на клавесине некоторые фрагменты услышанных им музыкальных пьес. Отец был впечатлён способностями своего сына и стал разучивать с ним менуэты и пьесы на клавесине, когда мальчику было чуть больше 4-х лет. Уже через год Вольфганг сочинял свои первые маленькие пьесы, а отец записывал за ним. А к шести годам, кроме клавесина, мальчик самостоятельно научился играть на скрипке [1, с. 39-40].
Отец очень любил своих детей, и они платили ему взаимностью. Для Марии Анны и Вольфганга папа стал самым хорошим человеком в их жизни, воспитателем и учителем. Брат с сестрой ни разу в своей жизни не посещали школу, при этом получили отличное образование на дому. Маленький Моцарт в полной мере увлекался тем предметом, который изучал в данный момент. К примеру, когда он обучался арифметике, весь дом, стол, стены и стулья исписывались мелом, кругом были только цифры, в такие моменты он даже на время забывал о музыке.
2. Популярность Вольфганга Моцарта
Моцарт, пожалуй, самый гениальный композитор. За свои 36 лет он написал более 600 музыкальных произведений: оперы, симфонии, концерты, сонаты и песни.
Гениальность Моцарта в том, что он начал сочинять музыку в 4 года, а популярность получил в 6 лет за свое виртуозное владение несколькими музыкальными инструментами, за чудеса импровизации и феноменальный слух. В семь лет юный композитор написал свою первую симфонию, а в 12 – оперу [14, с. 110].
Но, несмотря на свою гениальность, он был веселым и добрым ребенком. Жизнерадостность и гармоничность натуры малыша ощущали все, кто его знал. Моцарт не терял присутствия духа, даже тогда, когда испытывал материальные трудности и лишения. В 14 лет он написал оперу «Митридат, царь Понта», которая стала очень популярной. В это же время он стал академиком филармонии.
Заключение
В конце работы были сделаны следующие выводы:
1. Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт (1756 – 1791) – виртуозный австрийский музыкант и композитор, самый популярный среди всех композиторов-классиков, его влияние на мировую культуру в области музыки огромно. У этого человека был феноменальный музыкальный слух, память и способность импровизировать. Его сочинения стали шедеврами мировой камерной, симфонической, хоровой, концертной и оперной музыки.
2. В. Моцарт умер в зените творческого развития. После себя Моцарт оставил богатое наследие.
3. Моцарт, пожалуй, самый гениальный композитор. За свои 36 лет он написал более 600 музыкальных произведений: оперы, симфонии, концерты, сонаты и песни.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова Т.А., Дементьева Н.С. Европейские композиторы XVIII века. Истории успеха. – Казань: Меридиан, 2018. – 374 с.
2. Вознесенская А.М., Кузнецова С.А. Вольфганг Амадей Моцарт. Гениальность против бездарности. – Воронеж: Альянс, 2017. – 322 с.
3. Долгих С.И., Чумаченко А.В. Вольфганг Моцарт. Непонятые гении XVIII века. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Зайцева В.А. Европейская музыка в XVIII столетии. Особенности развития. – Волгоград: Пламя, 2019. – 377 с.
5. Ларионов Ю.Д., Борисов С.Б. Достоинства и недостатки музыки В.А. Моцарта. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Нестерова А.М. Григорьева Ю.С. Эпоха Возрождения и ее музыка. Представители. Достоинства и недостатки. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Петрова М.В. Вольфганг Амадей Моцарт. / М.В. Петрова. – Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. – 2020. – № 10. – С. 50-65.
8. Ползунова М.С., Васильева М.А. Европейская классическая музыка. Эпоха Возрождения. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
9. Самсонов О.В., Демидов С.С. Классическая музыка XVIII века. От Гайдна до Баха. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
10. Терентьев С.М. Творчество В.А. Моцарта. Сходства и различия с общими европейскими традициями / С.М. Терентьев. – Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Культура и искусство – 2020. – Т. 11 – № 1. – С. 129–139.
11. Устинов О.А., Богданова Г.С. Моцарт В.А. Личность. Гений. Муж. Отец. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фролова К.С. Вольфганг Амадей Моцарт и его наследие. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Хохлова Я.Д. Моцарт В.А. Исследовательский этюд. – Казань: Астория, 2020. – 656 с.
14. Чистякова В.М., Щербакова А.А. Моцарт. Причины популярности. – Волгоград: Вертикаль, 2019. – 338 с.