Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогическая диагностика с практикумом
1. Характеристика хода психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика проводилась в период с 15.02.2021 по 19.02.2021 года на базе БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» в городе Великий Новгород.
В работе по психолого-педагогической диагностике приняло участие 20 школьников в возрасте 13 лет, обучающихся в 7 классе.
В качестве методики в рамках психолого-педагогической диагностики детей школьного возраста была выбрана методика «Школьный тест умственного развития» («ШТУР») [1].
Школьный тест умственного развития
Данная методика предназначена для диагностики умственного развития детей подросткового возраста и включает 6 субтестов. Каждый субтест состоит из однородных заданий, количество которых колеблется от 15 до 25.
Первый два субтеста направлены на выявление использования в активной и пассивной их речи некоторых терминов и понятий.
Третий субтест направлен на определение умений испытуемых устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – обобщения, шестой – нахождение закономерности построения числового ряда.
Тест является групповым, при этом время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено (таблица 1).
Таблица 1.
Время проведения субтестов «ШТУР»
Субтест
Количество заданий
Время на выполнение
(мин.)
1. Осведомленность 1.
20
8
2. Осведомленность 2.
20
4
3. Аналогии.
25
10
4. Классификации.
20
7
5. Обобщения.
19
8
6. Числовые ряды.
15
7
Содержание заданий методики «ШТУР» и ключи к субтестам представлены в приложении (Приложение 1).
При проведении тестирования испытуемым объясняется цель проводимых измерительных процедур в соответствии с инструкцией, которая должна быть зачитана испытуемым. Эта инструкция прилагается к тестовым материалам методики «ШТУР».
Задания выполняются на стандартных бланках, в которых напротив номера каждого задания во всех шести субтестах следует написать вариант своего ответа. В процессе тестирования производится учет времени, после истечения промежутка времени, предназначенного на выполнение одного субтеста, экспериментатор обрывает работу испытуемых над вопросами этого субтеста, бланки откладываются, переходят к выполнению следующего субтеста на новых бланках.
Обработка результатов тестирования.
1. Во всех заданиях субтестов, за исключением субтеста № 5, индивидуальные показатели подсчитываются путем суммирования количества правильных ответов на каждое задание субтеста.
2. Результаты заданий субтеста №5 оцениваются следующим образом:
2 балла – обобщение, сделанное испытуемым, соответствует обобщению, приведенному в таблице правильных ответов;
1 балл – обобщение, сделанное испытуемым, категориальное – более широкое по сравнению с правильным обобщением, приведенным в таблице правильных ответов, аналогично, если дано более узкое обобщение;
0 баллов – неправильный ответ.
Максимальное количество баллов за 5 субтест – 38 баллов, что соответствует 100% выполнения заданий субтеста № 5.
3. Подсчет индивидуального показателя производится суммированием баллов по всем субтестам.
4. При сравнении среднегрупповых показателей между собой или среднегруппового показателя с социально-групповому нормативу, который принимается за условные 100%, используются значения среднеарифметического и моды.
5. Качественный анализ результатов проводится по следующим направлениям:
А) для заданий субтеста № 3 выявляются:
— самый легкий и наиболее трудный типы логических связей из заложенных в тест: вид-род, причина-следствие, часть-целое, противоположность, функциональные связи;
— типичные ошибки при установлении логических связей;
— наиболее усвоенные и наименее усвоенные содержательные области теста и школьных дисциплин.
Б) для заданий субтеста № 4 выявляются:
— какое задание выполняется лучше и хуже всего;
— какого типа задание выполняется хуже всего – с конкретными или абстрактными понятиями,
В) для заданий субтеста 5 выявляются:
— характер типичных обобщений;
— характер типичных ошибок, в каких понятиях (конкретных, абстрактных) они возникают.
Тестирование по методике «ШТУР» (вариант А) проводилось в группе школьников вне учебных занятий, испытуемым читалась инструкция, они выполняли тестовые задания по инструкции.
2. Анализ результатов
Результаты тестирования по методике «Школьный тест умственного развития» («ШТУР») были проанализированы. Результаты представлены ниже в таблицах и на диаграммах.
По субшкале «Осведомленность 1» в группе испытуемых были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты по субшкале «Осведомленность 1»
Показать больше