Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Говоря о творчестве Н.В. Гоголя, мы должны упомянуть глубокое его влияние не только на современников, но и на более поздних деятелей литературы. В.Я. Линков отмечает, что Гоголь в своем творчестве радикально расходится с тенденциями других современных ему писателей. В то время, как А.С. Пушкин задает литераторам цель показать в работах дух времени, новые культурные и политические идеи, и их влияние на человека.
Гоголь практические не уделяет внимания веяниям современности, он не выдвигает никаких идейных течений своего времени в своих произведениях. Но это равнодушие к одним сторонам жизни обеспечило пристальное внимание к другим.
«Мертвые души» в соответствии с этой концепцией не поднимают вопроса духовности и идейности, но зато великолепно изображают бездуховность и безыдейность мира.
Эта книга явилась передовым произведением своего времени, во многом идущим наперекор общепринятой литературной тенденции.
Кроме того, она заслуживает тщательного рассмотрения, поскольку в ней самым ярким образом отразились отличительные черты мировоззрения Гоголя, его понимания современности, ее нравов, ценностей и той системы, которая формирует упадок в обществе.
Общество развивается циклично, возвращаясь в разные свои периоды развития к одним и тем же проблемам морального упадка, отсутствия духовности. И можно предположить, что сегодняшний день, пусть и в иных временных декорациях, поднимает те же вопросы, что поэма «Мертвые души». Это стяжательство, равнодушие чиновников, стремление человека создать себе фальшивый статус, чтобы обогатиться и выйти на первый план в обществе, которое он в глубине души не уважает и не любит, а даже насмехается над ним.
Потому неудивительным кажется внимание деятелей современного искусства к произведению, которое, казалось бы, мало актуально в нашем веке. Но поднятая в поэме тема морального разложения и потери ориентиров привлекает зрителя, читателя, творческого деятеля, создаются новые литературные интерпретации, экранизации.
Актуальность исследования заключается в том, что социальная острота произведения до сих пор не потеряла своего значения и во многом применима к жизни современного общества.
Потому данное исследование ставит перед собой цель рассмотреть структуру и своеобразие идейного содержания поэмы «Мертвые души», а также связь с современностью и интерпретацию идей произведения в современной нам культуре и искусстве.
Согласно цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки создания поэмы.
2. Изучить особенности композиции и образной выразительности в произведении.
3. Оценить идейное содержание романа в контексте современных реалий.
Методологической базой исследования стали работы Бочаровой С.Г., Гафарова Р.М., Жаворонковой М.Ю, Лотмана Л.М. и других.
Исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
1. Анализ произведения «Мертвые души»
«Мертвые души» (рус. дореф. Мертвыя души) – произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомник. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был утерян, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том не был начат, о нём остались только отдельные сведения.
Сюжет поэмы был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят к «Авторской исповеди», написанной в 1847 году и опубликованной посмертно в 1855 году, и подтверждаются надёжными, хотя и косвенными, свидетельствами [4, 30].
Смысл названия «Мертвых душ» двоякий: его можно понимать буквально, как отсылку к сюжету с покупкой уже умерших крестьян, так и метафорически, подразумевая под мертвыми душами прогнившее общество, для которого автор не видит возможно исправления, настолько оно изжило себя.
Сюжет произведения строится вокруг помещика Чичикова, который производит мошенничество с покупкой крестьян. Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века. То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к «лёгкому хлебу».
Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина «Евгений Онегин»: последняя считается романом в стихах, а «Мёртвые души» – наоборот, поэмой в прозе [5, 15].
Специфика «Мертвых душ» связана с уже упомянутым ранее пониманием духовности в интерпретации Гоголя. В то время как весь русский реализм в 19 веке сосредоточился на идеях становления и развития, Гоголь сосредоточен на том, чтобы показать, что развитие личности и общества ложно и происходит потеря истины, определяющей жизнь.
Гоголь создает такую концепцию истории, где на первое место выходит стагнация, а не становление. Поэтому по своей поэтике «Мертвые души» являются статичным произведением, и, хотя в нем присутствует интрига, направляющая сюжет, но, опираясь на высказывание В.Я. Линкова, мы определяем эту интригу, как фиктивную, миражную [15, 16].
В «Мертвых душах» Гоголь отрицает две самых крупных литературных тенденций: с одной стороны, отвергает русский роман, развивающийся в духе историзма, с другой, не обращается к анализу человеческой души, как это делает, например, Ф.М. достоевский.
По замечанию Ю. Манна, Гоголю в этом произведении совершенно чужд психологизм, и он вступает на путь изображения вещного мира, тяжеловесного и инертного [17, 102].
Описывая внутреннюю концепцию произведения, мы отмечаем, что мир «Мертвых душ» закрыт, самодостаточен, завершен, он обладает целостностью. Это мир, где акцентированы негативные черты и признаки, и практически отсутствуют положительные мотивы действия.
В то время, как другие писатели пытаются подчеркнуть нравственность и высоту человеческого чувства, Гоголь обращается к диаметрально противоположному приему, и старается раскрыть ничтожность интересов действующих лиц произведения.
«Пошлость», вот тот термин, которым критика чаще всего означает эту картину мира, и которое использовал в переписке сам Н.В. Гоголь, замечая, что изображение извергов ему простили бы охотнее, но собственной пошлости русский народ испугался [15, 17].
У пошлости много обличий, на представлении череды которых и строится композиция поэмы – это взяточничество, бездействие и леность чиновников, другие виды произвола.
Задача поэмы, определяющая ее форму – композицию, сюжет, стиль, состоит в обнаружении того, что есть пошлость. Принцип перехода от одного чиновника к другом в сюжете соответствует задумке автора рассмотреть явление пошлости всесторонне, в разных ее гранях.
Казалось бы, мы видим в героях совершенно разные и противоположные черты: грубость Собакевича и приторная любезность Манилова, скряга Плюшкин и транжира Ноздрев, но в итоге сочувствия не вызывает ни одна из крайностей, и все они служат картинами все той же пошлости.
Г.А. Гуковский отмечает, что мертвенность персонажей составляет важную часть книги, но не единственное ее содержание, хотя зачастую остальной смысл опускается и произведение изучают как «галерею портретов» [1, 27].
Иная часть содержания – это городские главы, рисующие повседневную жизнь города. Они не привносят новых героев в «галерею» типов произведения, но создают коллективный образ жителей города. Образ этот негативен, как и всё, представленное в произведении. Здесь мы тоже сталкиваемся с подлостью, гротеском и абсурдом.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя. – М.: МАДИ, 2017. – 104 с.
2. Белая Г.А. Поэтика русской литературы. К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна. – М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2001. – 366 с.
3. Бочаров С.Г. Гоголь в русской критике: Антология. – М.: Фортуна ЭЛ, 2008. – 720 с.
4. Брагина Н.Н. Н.В. Гоголь: симфония прозы (опыт аналитического исследования). – Иваново: ПресСто, 2007. – 216 с.
5. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология, идеология, контекст. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. — 686 с.
6. Василькова В.В., Легостаева Н.И., Радушевский В.Б. Коммуникативные стратегии социальных ботов: модели воздействия на аудиторию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, № 2, 2019, с. 153-163.
7. Виролайнен М.Н., Карпов А.А. Феномен Гоголя. – СПб.: Петрополис, 2011. – 850 с.
8. Гафаров Р.М. Драматургия Н. В. Гоголя и традиции классицизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, № 1, 2013, с. 5-11.
9. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 261 с.
10. Гореликов А. Опять об Гоголя. Над кем смеются новые «Мертвые души»? Электронный ресурс. Режим доступа: https://kinoart.ru/reviews/opyat-ob-gogolya-nad-kem-smeyutsya-myortvye-dushi-grigoriya-konstantinopolskogo Дата обращения 01.03.2021.
11. Захаров К.М. В ожидании игры. К вопросам поэтики русской драматургии XIX века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика, 12, № 4, 2012, с. 58-61.
12. Крупчанов Л.М. Н.В. Гоголь и Россия. Два века легенды. – М.: МПГУ, Прометей, 2011. — 502 с.
13. Кугель А.Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика. – М.: Мир, 1933. — 180 с.
14. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. – М.: Просвещение, 2007. – 1023 с.
15. Линков В.Я. История русской литературы 19 века в идеях. – М.: Издательство Московского университета, 208. – 194 с.
16. Лыфенко Н.Д. Виртуальные пользователи в социальных сетях: мифы и реальность // Вопросы кибербезопасности, № 5 (8), 2014, с. 17-20.
17. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М.: Советский писатель, 1987. – 320 с.
18. Строганов М.В. Событие не-события в драматургии Гоголя // Пушкинские чтения, № XVI, 2011, с. 47-56.