Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Условия, в которых происходит взаи-модействие членов группы, влияют на успешность их совместной деятель-ности, на удовлетворенность процессом и результатами учебы и труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых ра-ботают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Но так-же большое значение имеет и характер взаимоотношений в самой группе, доминирующее в ней настроение.
Рабочая группа характеризуется сложной системой взаимоотноше-ний, направленных на достижение определенных целей – как групповых, так и личных. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникнове-нию определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты.
Конфликт это столкновение противоположено направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимо-действия. Конфликт рассматривают и как психологическое и как социаль-ное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективно-сти интересов и соответственно наличием не стыкуемых тенденций поведе-ния.
Современное представление о конфликтах таково, что сами по себе они являются естественным механизмом, что говорит об их относительной безвредности для человека. Однако деструктивное поведение в конфликте отдельных сотрудников может стать препятствием в профессиональной де-ятельности коллектива, нарушить взаимоотношения сотрудников внутри группы.
Несмотря на то, что проблема поведения в конфликтных ситуациях затрагивается многими известными специалистами (К. Томас, А.Я. Анцу-пов, М. О.Н. Громова, В.И. Васильева, З. Салимгереев, Е. И.Степанов, Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.) все же недоста-точно разработанными остаются особенности психокоррекционной помо-щи в решении конфликтных ситуаций.
Цель исследования – изучить особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Объект исследования – поведение в конфликтах.
Предмет исследования – особенности стратегий поведения в кон-фликтных ситуациях у сотрудников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты изучения стратегий по-ведения в конфликтах.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование поведения в конфликтных ситуаций в рабочем коллективе.
3. Разработать практические рекомендации для формирования кон-структивного поведения в конфликтных ситуациях.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме, эмпирическое исследование, анкетирование, метод психодиагностического тестирования, методы качественной и количествен-ной обработки данных.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие сотрудни-ки организации в количестве 30 человек из них 18 женщин и 12 мужчин, возраст испытуемых – от 22 до 45 лет. Стаж сотрудников от 1 до 24 лет.
Практическая значимость: полученные в ходе исследования ре-зультаты могут быть использованы для использования и разработки ре-комендаций и системы психогигиенических, профилактических и пси-хокоррекционных мероприятий, обеспечивающих конструктивное разре-шение конфликтов.
Теоретические аспекты изучения поведения в конфликтных си-туациях
Конфликт определяется как столкновение несовместимых, противо-положно направленных тенденций. Это может быть отдельный эпизод в жизни человека, в межличностных или в межгрупповых отношениях, но он всегда связан с острыми эмоциональными переживаниями. Отсюда следу-ет, что основу конфликтов составляют столкновения несовместимых инте-ресов, мнений, потребностей, ценностей, различных представлений о спо-собах их достижения [15].
О.Н. Громова рассматривает конфликт как активные взаимно направленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями [7].
Социальные науки всегда уделяли внимание изучению противоре-чий, но их нельзя рассматривать синонимами конфликта. Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но еще недостаточные условия для конфликта; они превращаются в конфликт тогда, когда начнут взаимодействовать силы, являющиеся их носителями. Конфликт - это наиболее острое проявление различных противоречий, которое отражает-ся в противоборстве их носителей, то есть сторон. Вопрос о природе соци-ального конфликта связано с изучением природы человека, его взаимосвя-зи с обществом и государством.
Субъектами конфликтов могут быть индивиды, малые и большие группы, социальные движения, экономические и политические группиро-вания и тому подобное [11].
Конфликт возможен, как отмечает А. Г. Здравомыслов, во-первых, только при наличии двух и более сторон, причем в процессе его развития возникают тенденции к поляризации сторон (субъектов), что противостоят друг другу. Во-вторых, необходимым условием конфликта является нали-чие «дефицита», то есть ограниченного количества материальных или ду-ховных благ, когда все желающие не могут удовлетворить своей потреб-ности в них. Дефицит может быть в виде вещей, материальных или духов-ных ценностей, престижных занятий, профессий, рабочих мест и др. В-третьих, конфликт возникает только тогда, когда стороны стремятся до-стичь цели за счет друг друга. Достижения одной стороны означает неуда-чу другой. В-четвертых, важным аспектом конфликтных отношений явля-ется власть, потому что, только имея ее, можно контролировать и направ-лять поведение другой стороны [9].
В социопсихологической литературе сложилось несколько определе-ний понятия конфликта. Наиболее распространено в западной литературе определения конфликта, предложенное Л. Козером: под конфликтом он предлагает понимать борьбу за ценности и претензии на отдельный соци-альный статус, власть и недостаточные для всех материальные блага; борьбу, в которой стилями конфликтующих сторон является нейтрализа-ция, нанесение ущерба или уничтожения противника. Психологи интер-претируют конфликт как разновидность психологического напряжения между двумя сторонами, вызванного открытым антагонизмом, враждой. Культурологи рассматривают конфликт как противодействие или проти-востояние культур, гибель цивилизаций.
Конфликт, как и противоречия, является проявлением самых слабых мест в социальных отношениях, указывает на разделение интересов между различными группами людей, выступает как осознанное, обдуманное про-тиворечие между отличными (или противоположными) по интересам сто-ронами, которые готовы осуществить соответствующие действия. Поэтому социальный конфликт является реальной борьбой между действующими людьми или группами независимо от того, какие истоки этой борьбы и средства, мобилизуют каждую из сторон (Э. Гидденс) [3].
Конфликт – это результат социального напряжения, которое возник-ло из-за неудовлетворенности базовых потребностей человека и социаль-ных групп. Каждый конфликт характеризуется неудовлетворенностью по-требностей и попыткой найти средства для их удовлетворения. Конфликт возникает тогда, когда подавляются главные человеческие инстинкты: пи-щевой, самосохранение, собственнический, каждый из которых может быть причиной революции.
Глубокий социальный конфликт можно предотвратить тогда, когда те, кто удерживает власть, признают потребности различных социальных слоев, а также находят средства для их удовлетворения или компенсации, поддерживая социальное неравенство на уровне социальной нормы. Кон-фликт - это результат социального неравенства между людьми. Положение людей и уровень социальных требований определяются не базовыми ин-стинктами, а сопоставлением с другими людьми [2].
В ситуации конфликта каждый из ее участников сравнивает и оцени-вает свои собственные интересы с интересами партнера, анализирует предмет спора и ищет ответы на вопросы: «Что я могу выиграть в этой си-туации?», или: «Что я могу в данной ситуации потерять?». Основываясь на этих ответах, человек выбирает ту или иную стратегию поведения. Выде-ляют пять основных стратегий поведения в конфликтной ситуации [15].
1. Бездействие или уклонение. Человек осознает проблему, но ни личные интересы, ни интересы партнера не становятся стимулом к актив-ным действиям для решения проблемы. Человек проявляет нежелание вступать в конфликт. Он не обсуждает ситуацию и всячески подчеркивает, что его это не касается. Причинами такого поведения могут быть:
- отсутствие интереса в результате решения спорной проблемы;
- понимание того, что шансы на победу в противостоянии невелики, потому что силы участников неравны;
- необходимость сделать перерыв, чтобы подумать, что делать.
2. Приспособление. В этой стратегии интересы противника превыше всего. Поведение участника конфликта при выборе этой поведенческой стратегии характеризуется стремлением к поддержанию отношений. В свою очередь, он готов смягчить противоречия и отодвинуть свои интере-сы на второй план.
Человек может это сделать, если:
- отношения для него важнее, чем предмет спора;
- проблема несогласия не очень важна;
- считает, что у него нет ни шансов на победу, ни сил на победу;
- понимает, что лучше отказаться от боя, чтобы не потерять текущие привилегии.
3. Конкуренция. Эта поведенческая стратегия предполагает исключи-тельную заинтересованность в достижении целей, обычно путем навязыва-ния предпочтительного решения друг другу. Человек, выбирающий эту стратегию, активно борется с другими участниками, отстаивая их интере-сы, заставляя их действовать так, как им нужно, против интересов других. Соревнование как стиль поведения в конфликте выбирается, если:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон-сультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
2. Антонова-Tурченко А. Г. От конфликта к взаимопониманию /А. Г. Антонова-Tурченко. - М.: АСTдрук, 2012. - 37 с.
3. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я.Анцупов, А. И. Шипилов. - М.: ЮHиTы, 2015. - 312 с.
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. - М.: Академический Проект, 2010. - 416 c.
6. Гришина H. В. Психология конфликта / H. В. Гришина. - СПб. :Питер, 2010. - 322 с.
7. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. - М.: Экмос, 2000. - 319 с.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – М., 2000.
9. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодо-ления кризиса. - М.: Аспект-Пресс, 1995. – 320с.
10. Зеленков М. Ю. Конфликтология. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 324 c.
11. Ишмуратов В. А. Конфликт и согласие / В. А. Ишмуратов. - М.: Hаука, 2012. - 99 с.
12. Коваленко Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение. – Монография. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
13. Кузьмина Т.В. Конфликтология: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.
14. Лебедева М. Урегулирования конфликтов: подходы, решения, техно-логии / М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 288 с.
15. Марков Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менедж-менту. - СПб: Альфа, 2000. - 174 с.
16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Изда-тельство Сфера, 2002. – 510 с.
17. Основы психокоррекции, психопрофилактики и реабилитации: Учеб-ное пособие. Под ред. Белых Т. В. – 70 с.
18. Практикум по возрастной психологии //под редакцией Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубин-штейн. - СПб.: Питер, 2017. - 718 с.
20. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: Диагностика отношений в паре. – СПб.: Речь, 2006. – 280с.
21. Салимгереев З. Управление конфликтом как способ его предупре-ждения и урегулирования // Закон и право. – 2010. - № 12. – С. 36 – 37.
22. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтологическая компе-тентность. Красноярск, 2003.