Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования заключается в том, что подростковый возраст-один из важнейших этапов развития человека. В подростковом возрасте молодые люди сталкиваются со многими физическими, психологическими, личностными и личностными изменениями на пути к взрослой жизни. Хотя подростковый возраст часто воспринимается как трудное и бурное время, важно помнить, что многие подростки проходят через эту стадию развития с уважением и миром.
Консультационные услуги для подростков по вопросам жизнеобеспечения помогают подросткам и их семьям определить пути подхода к этому времени таким образом, чтобы стимулировать их психосоциальное развитие. Консультирование помогает подросткам быть в безопасности, чувствовать себя хорошо и вступать в уважительные отношения.
Но развивающийся мозг подростков, наряду с гормональными изменениями, делает их более склонными к депрессии и иногда более склонными к рискованному поведению и поиску острых ощущений, чем дети младшего возраста или взрослые. Эти и другие факторы подчеркивают важность удовлетворения потребностей этой возрастной группы в психическом, социальном и эмоциональном здоровье.
В жизнеобеспечении мы встречаемся с подростками на уровне их развития, реализуя эффективные стратегии, помогающие им справиться с проблемами взросления и найти свое место в семье, социальных кругах и обществе в целом. Наши специалисты по подросткам имеют большой опыт работы с подростками и их семьями, чтобы облегчить понимание уникальных проблем, которые они приносят в консультацию.
Постановка достижимых целей – поощрение безопасного поведения и уважительных отношений путем реализации эффективных стратегий – является ключом к позитивному и успешному переходу в подростковом возрасте.
Цель данного исследования – изучить психологическое консультирование подростков.
Объект исследования – особенности психологического консультирования подростков.
Предмет исследования – процесс психологического консультирования подростков.
1. Психологическое консультирование как форма работы
1.1 Понятие и сущность психологического консультирования
Подростковое консультирование – это консультирование, направленное на молодых людей, чтобы помочь им разобраться в своих чувствах, поведении и мыслях, и предполагает использование уникальных методов, которые выявляют экспрессивную природу молодого человека, таких как арт-терапия или более традиционные подходы, такие как разговорная терапия. Эта форма консультирования важна для того, чтобы помочь детям, переходящим во взрослую жизнь, лучше понять самих себя.
Здоровый подростковый возраст как период жизни от 10 до 19 лет. Это переходный период от зависимого детства к самостоятельной взрослой жизни. Это время психологического созревания, взрослого поведения. Это период быстрых физических и биологических изменений, которые могут привести к замешательству, напряжению, разочарованию и чувству незащищенности. Подростковый возраст считается периодом стресса и напряжения.
Подростки представляют собой особую группу из-за их стадии развития и особых проблем. Поскольку подростковый возраст - это этап человеческого развития, во время которого молодой человек должен перейти от зависимости к независимости и развить самостоятельность и зрелость, молодые люди, в частности, сталкиваются со многими проблемами. Некоторые молодые люди более успешны, чем другие, в столкновении и решении со стрессом, связанным с проблемами подростковой жизни, они более устойчивы и имеют лучшие стратегии выживания. Однако некоторые подростки неспособны противостоять и успешно справляться с этими проблемами. [25].
В подростковом возрасте молодые люди неизбежно сталкиваются с физиологическими и биологическими изменениями. Эти изменения влияют на эмоциональное состояние молодого человека. Кроме того, появление сексуального влечения предрасполагает молодых людей к поиску новых отношений, которые создают социальные и межличностные проблемы. В подростковом возрасте молодые люди также испытывают когнитивные изменения. Они развивают способность к абстрактному мышлению, распознают новые способы обработки информации и учатся мыслить творчески и критически.
Формирование идентичности, родительских ожиданий, ожиданий общества и управления влиянием среди сверстников также является сложной задачей для большинства молодых людей. Эти подростковые проблемы в сочетании со стрессами и жизненными требованиями приводят многих молодых людей к разочарованию, подавлению и неспособности справиться с ними. Другие стратегии сокращения, такие как употребление наркотиков и алкоголя, рискуют перерасти в злоупотребление психоактивными веществами. Это особенно верно среди подростков, которые обычно идут на риск и экспериментируют с новым поведением. [14].
Часто, когда эти изменения начинают проявляться, подростки становятся чрезвычайно чувствительными и начинают испытывать перепады настроения и колебания уровня своей уверенности. Если подростка не направлять должным образом или не давать ему советов, он может взять себя в руки и начать выносить собственные суждения, которые часто бывают туманными. В результате они могут в конечном итоге пойти по неверному пути и стать жертвой негативных вещей, которые могут разрушить их жизнь, таких как наркотики, давление сверстников и тому подобное. Именно по этой причине подросткам следует подумать о том, чтобы обратиться к своим чувствам и мыслям, позволив им вырасти здоровыми, здравомыслящими взрослыми.
Важность консультирования подростков. Любой родитель может засвидетельствовать тот факт, что подростковый возраст любого ребенка может быть чрезвычайно трудным и запутанным. С колебаниями настроения ваш ребенок может быть счастлив в одну минуту и злиться в следующую. Часто на этом этапе большинство детей чувствуют, что их родители давят на них и просто хотят пространства. Вот почему большинство детей склонны к замкнутости, когда они достигают подросткового возраста, и не хотят иметь много общего со своими родителями. В этот период они также лучше осознают свое тело и свою сексуальность. В результате они, как правило, хотят завести новых друзей и экспериментировать с новыми вещами. Это запутанное время, поэтому родители должны следить и контролировать, чтобы подростки не принимали в конечном итоге неправильных жизненных решений.
Консультанты по делам подростков – это профессионалы, которые прошли обучение тому, как слушать молодых людей и решать различные проблемы, с которыми может столкнуться подросток. В то же время они дают подросткам обратную связь о том, как им следует вести себя в условиях всех происходящих изменений.
В зависимости от характера и уровня затруднения, переживаемого клиентом, можно выделить несколько уровней психологического консультирования.
Таблица 1.
Виды консультирования и действия психолога
Подростковое консультирование предназначено не только для подростков с личностными или поведенческими проблемами, но и для любого ребенка, находящегося в подростковом возрасте, который может быть смущен или подавлен. Хотя очень важно, чтобы дети с проблемами, связанными с их подростковым возрастом, проходили консультацию, эта форма терапии имеет решающее значение для любого молодого взрослого, поскольку она может помочь им понять изменения, которые они переживают, и кем они становятся, поскольку она затрагивает основные аспекты, относящиеся к подростковому возрасту. [12].
Зачастую в ходе раскрытия сущности понятия «психологическое консультирование» в качестве основных применяются понятия «взаимодействие», «сотрудничество», «создание благоприятных условий», «помощь», «поддержка».
В следующем параграфе мы рассмотрим особенности личностного развития подростка.
1.2. Основные терапевтические подходы в психологическом консультировании
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов в становлении личности. Он часто сопровождается эмоциональными нарушениями, поведенческими отклонениями и социальной дезадаптацией. Поэтому хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер.
В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения на этот счет, так например:
1. Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет [23].
2. Э. Эриксон утверждает, что подростковый возраст приходится на стадию идентичности, которую человек проходит с 15 до 20 лет [23].
3. Л.Ф. Обухова говорит о том, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20 [28].
4. А.М. Прихожан указывает, что этот период длится с 10-11 до 16- 17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в 5-11 классах [23].
5. Д. Эльконин утверждал, что подростковый возраст начинается с 11 до 13-14 лет [12].
Рассмотрев рамки подросткового возраста, перейдем непосредственно к его характеристике. В психологии как мы уже знаем, описание любого возраста начинается с социальной ситуации развития, ведущей вида деятельности и новообразований.
С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабанщиков, В. А. Психология человека в современном мире [Текст]/ В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
2. Баринова К. К. Психолого-педагогическое сопровождение безнадзорных обучающихся во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] /К. К. Баринова К.К, О. М. Мишагина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2221/31094">www.scienceforum.ru/2017/2221/31094
3. Богданова, Г. В. Аспекты профессионального самоопределения личности [Текст] / Г. В. Богданова // Журнал молодой ученый. — 2013.— №10. — С. 497-499.
4. Булатова М.А. Представления педагогов о современных подростках [Электронный ресурс] // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2017. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2360/29611">www.scienceforum.ru/2017/2360/29611
5. Галуцкая М.Ю. Особенности психологической готовности к личностному самоопределению в юношеском возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64912 (дата обращения: 02.02.2020)
6. Глэддинг С. Психологическое консультирование – СПб.: Питер, 2002
7. Горлова Н. А. Современные дети и их возможности [Текст]. - 2009. - № 2. С 20- 26.
8. Горская, Н.Е. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте/ Н. Е. Горская, Е. В, Глызина // Вестник иргту. – 2011. - №1 (48).
9. Деянова, А. В. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников / А. В. Деянова, Г. П. Юрьева // концепт.- 2015.- № 05 (май).
10. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития) [Электронный ресурс] // Психология развития. 2009. URL: http://ural- education.ru/wp-content/uploads/2018/04/Возрастная-психология.- Учебник.pdf
11. Камионская, Т. Б Психологические особенности подростка [Текст] / Т. Б. Камионская. М.: - 2010 г.
12. Кириленко И. Н. Прикладные аспекты реализации теоретических подходов организационной психологии в образовательной практике высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru
13. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [Текст]/ Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова , А. Э. Сенцов А. Э, Павловская Е. В. // Молодой ученый. — 2015. — №11.
14. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2000.-153 с.
15. Корякина, И. В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение / И. В. Корякина // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 40-43.
16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования – М.: Академический проект, 1999.
17. Максимова, Т. В. Подросток в школе и в семье. Возрастные особенности личности [Текст] / Т. В. Максимова // Педпортал. – 2015.
18. Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова // Молодой ученый. — 2015.— №4. — С. 659-662.
19. Пилецкая Л. С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 798-801.
20. Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. - Москва , 2014 г.
21. Романцова Е.Б. Психология развития: учебное пособие / Е. Б. Романцова. - Благовещенск, 2014. – 66 с.
22. Ронжина, Н. В. Роль профессиональной педагогики в развитии допрофессионального образовани / Н. В. Ронжина // Вестник ЧГПУ – 2013. - № 7.
23. Сафонова Л.Д. Особенности волевых качеств подростков [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XXXVIII междунар. Студ. Науч.- практ. Конф.-№ 1(38). Новосибирск: Изд.АНС «сибак». –2016. –№ 1(38). URL: http://www.sibac.info/archive/guman/1(16).pdf.
24. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827
25. Сластёнин, В. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст]: учеб. Пособие для студ. Высш. Уч. Завед. / В. А. Сластёнин, И. А. Колесникова; – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – С. 288
26. Суслова В. В. Психолого-педагогической сопровождение в формировании профессионального самоопределения школьников [Электронный ресурс] // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2014. URL:http://www.scienceforum.ru/2014/671/4442">www.scienceforum.ru/2014/6
27. Фоменко, Н. В., Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н. В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова.- 2014. - № 2.
28. Хилько М. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / М. Хилько, М. Ткачева. Изд-во Юрайт, 2010.
29. Чирина, О. В. Особенности развития логического мышления учащихся 5-6 классов / О. В. Чирина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10.
30. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина Е. В// Журнал Молодой ученый. — 2016. —№28.