Фрагмент для ознакомления
2
Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования: воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и музыкального.
Когда мы говорим об использовании фольклора в воспитательно-образовательном процессе, то преследуем цели сформировать эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами, а также знающего культуру своей страны, и толерантного к культуре других стран [3, 12].
Поэтому следует изначально отметить, что применение фольклора не должно ограничиваться только русским народным творчеством, а должно создавать широкий кругозор, помогающий сформировать поколение, относящееся к смешению культур с интересом и терпимостью, поскольку на сегодняшний день тема национальных противоречий, в том числе в учебных группах, стоит очень остро.
Формы знакомства ребенка с фольклором и применения фольклора на занятиях мы тесно связываем с основными задачами музыкального образования. Так фольклор дает богатый материал для развития эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
Существует большое число фольклорных произведений для детей самого раннего возраста, они прекрасно адаптированы под звуковосприятие и овладение речью на самых разных уровнях, и дают педагогу возможность варьировать инструменты [1, 132].
Простота фольклорных произведений, их высокая адаптивность к детскому восприятию позволяет приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Фольклор помогает нам обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности, с попевками, колыбельными, видами танцев и пр.
Большая эмоциональная вовлеченность ребёнка при прослушивании фольклорного произведения обеспечивает хорошее запоминание и усвоение материала.
Фольклорные произведения позволяют нам выполнить все основные задачи музыкального образования: развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений, знакомить ребенка с простыми в обращении музыкальными инструментами [4].
Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
Кроме того, он используется, чтобы содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
Помогает развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок [5, 25].
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от выбора используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др., но, обобщая, мы видим, что фольклор является замечательным фундаментом для разрешения каждой из поставленных перед педагогом задач.
Занимаясь музыкальным развитием ребенка, важно понимать, что степень одаренности в этой сфере у всех детей будет разной, но нет неспособных к музыке детей, и каждый должен был вовлечен в деятельность в наиболее комфортной для него роли, обеспечивающей развитие.
Как правило, простым для освоения является ладовое чувство и чувство ритма, они проявляются с раннего возраста, уже с года. Слуховые представления, наоборот, являются самым сложным аспектом, поэтому интонировать, верно воспроизводить мелодию пением, подбирать ее на музыкальном инструменте ребенок учится к пяти годам [3, 27].
При том следует помнить, что музыкальные способности проявляются у каждого индивидуально. Исследованиями доказано, что музыкальное развитие происходит наиболее благоприятно и ребенок рано демонстрирует музыкальные способности тогда, когда он воспитывается в музыкальной среде, получает много музыкальных впечатлений, и его образование в этой сфере происходит естественным путем в повседневной жизни.
Воспитание, обучение и естественное развитие ребенка – взаимосвязанные процессы, и они тем более тесно стоят друг к другу, чем меньше возраст ребенка. Мы можем говорить о том, что обучающая работа не ведется сама по себе, но всегда ставит одновременно и воспитательные и развивающие цели.
Фольклор предоставляет огромный простор возможностей для беседы с ребенком о нравственности, эмоциях, для его культурного образования, для формирования представлений о жизни страны, предков, для социализации, обучения работе в паре, группе (парный танец, хороводы, хоровое пение), в движении и танце развиваются физические качества дошкольника [2].
Усложнение музыкального материала происходит параллельно развитию и взрослению ребенка. С малышами младших групп используются
Показать больше