Фрагмент для ознакомления
2
Наркотизм – это относительно новый социальный факт, что включает в себя особую социальную реальность, связанную с возникновением новых социальных групп, новых форм социальных отношений, особой субкультуры и социальных институтов. С другой стороны – это социальный процесс, который можно рассматривать в контексте социальных структур, институтов и отношений и в рамках деятельностной парадигмы 7, с. 65.
Проблема наркотизации современной молодежи настолько остра, что употребление несовершеннолетними, юношами и девушками наркотических веществ становится опасным социальным явлением. 60-70% всех правонарушений и преступлений молодежь совершает в состоянии алкогольного опьянения. Тем не менее, 70% молодых людей сожалеют, скажем, что имеют страсть к курению, но говорят, что им не хватает силы воли отказаться, 65% - указывают, что испытывают негативное влияние на свое здоровье, но они продолжают курить) 9, с. 10.
Мозг молодых людей растет и развивается до примерно до 25 лет. Особенно это касается префронтальной коры, которая используется для принятия решений. Прием наркотических веществ в молодом возрасте может помешать процессам развития, происходящим в головном мозге. Это также может повлиять на их принятие решений. Чем раньше молодые люди начинают употреблять наркотики, тем больше у них шансов продолжать их употреблять и стать зависимыми в более позднем возрасте. Прием наркотиков в молодости может способствовать развитию проблем со здоровьем у взрослых, таких как болезни сердца, высокое кровяное давление и нарушения сна.
К сожалению, многие молодые люди считают эксперименты с наркотиками и алкоголем важной частью взросления, несмотря на значительный риск и многие катастрофические последствия. Некоторые подростки приобщаются к употреблению наркотиков по рецептам, а затем начинают употреблять их в рекреационных целях. Некоторые подростки начинают экспериментировать с наркотиками из-за друзей или становятся любопытными после прослушивания песни, в которой говорится о злоупотреблении наркотиками. Некоторые даже находят наркотики, воруя из аптечек своих родителей. Независимо от того, как подросток впервые начинает злоупотреблять психоактивными веществами, подростковая наркомания-это очень реальный риск.
Наркотизации общества активно способствуют такие негативные факторы, как резкое социальное расслоение семей, неуравновешенность психоэмоционального фона воспитания подростков, их социализация в условиях обесценивания общечеловеческих принципов морали, дегуманизация отношения к самым уязвимым социальным группам и тому подобное.
Проблема наркотизма по своей сущности является биопсихосоциальной, она выступает предметом ряда научных дисциплин. Научные подходы к изучению проблемы наркотизма возникали параллельно с появлением и развитием самой проблемы. Сначала это была проблема отдельной личности, зависимой от тех или иных аддиктивных веществ, и вполне справедливо первыми ей начали уделять внимание медики и психологи. Далее проблема наркотизма эволюционировала и приобрела массовый характер, что дало толчок формированию юридического и социологического подходов к ее изучению.
Стимуляторы привлекательны для людей, стремящихся увеличить энергию, настроение или функцию мозга. Отпускаемые по рецепту лекарства, такие как Аддералл и Риталин, обычно назначаются подросткам с синдромом Дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ. Молодые люди, принимающие эти препараты, часто обнаруживают, что они повышают их способность сосредоточиться на школьных проектах и успеваемости. К сожалению, многие подростки, которым не прописывают эти препараты, злоупотребляют ими, думая, что увидят те же преимущества. Однако исследования постоянно показывают, что те, кто злоупотребляет Аддеролом без рецепта, демонстрируют более низкую успеваемость. Кроме того, эти препараты несут значительный риск зависимости, наряду с такими побочными эффектами, как тревога, боль в груди, отсутствие аппетита, путаница, галлюцинации, головные боли, передозировка, напряженные отношения, разговорчивость, потеря веса, бессонница, мания.
Социологический подход к анализу наркотизма заключается, прежде всего, в изучении всех социальных аспектов употребления наркотических веществ (а также других веществ, способных вызвать зависимость). В рамках социологии девиантного поведения и социологии преступности наркотизм выступает самостоятельным предметом исследований. Наркотизм рассматривается как достаточно широкое социальное явление в силу того, что он связан не только с социальными проявлениями поведения в отношении наркотиков и других аддиктивных веществ, но и предполагает социальный ответ на процесс их распространения. Поскольку социологический подход к изучению наркотизма является достаточно молодым, преждевременно говорить о существовании единой методологии анализа наркотизма. В этой связи интересно проследить пути формирования представлений о социальной сущности рассматриваемого нами явления 2, с. 54.
Наиболее ранние попытки выделения социальных составляющих зависимости начинались с анализа алкоголизма, а впоследствии и наркомании. Я. И. Гилинский к наиболее ранним упоминаниям о роли социальных факторов в генезисе зависимости относит работу К. М. Бриль-Краммера «О запое и лечение оного» (1819), в которой московский врач отмечал, что большинство известных ему больных алкоголизмом заболели со времени Отечественной войны 1812 года, когда многие граждане России потеряли покой, имущество, родственников. Причем высокая частота алкоголизма наблюдается в низших слоях, находящихся в постоянной нищете. Алкогольные проблемы исследовались В. М. Бехтеревым, Д. К. Бородиным, Д. Н. Вороновым, Д. К. Дмитриевым, С. А. Первушиным. Ими подвергалась сомнению легенда о «особую склонность русского человека к «пьянству». Создание системы государственных кабаков в XVI в. по коммерческим мотивам (алкогольная казна) изменило ситуацию жесткого социального контроля над потреблением алкоголя к худшему. Авторы XIX-начала XX вв. для оценки алкогольной проблемы широко использовали статистические данные. Активно исследовалась степень алкоголизации различных социальных групп в связи с экономическими, культурными, социально-демографическими характеристиками. Отмечалось, что в селах больше пили бедняки и зажиточные крестьяне – «куркули», а середняки оказывались трезвенниками. Связи алкоголизма и преступности была посвящена работа П. И. Григорьева (1900). Он с помощью почтового опроса заведующих сельскими училищами (1898) выявил почти сплошное потребление алкоголя деревенскими детьми. В работах В. К. Дмитриева решающее значение в динамике алкоголизации приписывается экономическим факторам, процессу индустриализации, тяжелому положению городского пролетариата 1, с. 21.
В связи с введением «сухого закона» (1914 г.) в России был начат ряд социологических исследований, в которых оценивалась его эффективность. Исследования констатировали резкое ухудшение ситуации после кратковременного и незначительного ее улучшения. Аналогичная тенденция выявлена и в ходе недавней антиалкогольной кампании 1985 г.
Наиболее ранние исследования наркомании относятся к концу XIX века. В 1885 г. по заказу губернатора Туркестанского края проводилось исследование Сек. Моравицького «О наркотиках и некоторые другие ядовитые вещества, употребляемые населением Ферганской области». В результате были выявлены и описаны виды наркотиков, способы их выращивания и употребления, количество посадок, цены на наркотики, группы потребителей. Сделан важный вывод о культурном характере потребления наркотиков: для ферганских мусульман они являются своеобразным заменителем алкоголя и составляют неотъемлемую часть «образа жизни» местного населения 6, с. 120.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аменд, А. Проблема профилактики наркомании в молодёжной среде / А. Аменд // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 21.
2. Верминенко Ю. В. Технологии социальной работы по профилактике наркомании в подростковой среде / Ю. В. Верминенко, В. Н. Келасьев // Проблемы социальной работы : сб. статей. – СПб., 2003. – 211 с.
3. Вираховская, Т. И. Наркотик – знак беды: викторина для учащихся 8-11 кл. / Т. И. Вираховская // Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек / отв. ред. И. Зайцева ; ред. М. Соклакова – Вып. 7. – М., 2010. – С. 108-110.
4. Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам : всё о наркомании : эффективные программы профилактики, сценарии и материалы для классных занятий / Л. С. Горбатенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 348 с.
5. Зуев, А. М. Наркомания и жизнь несовместимы / А. М. Зуев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2010. – № 9. – С. 43-49.
6. Михайлова, О. С. Наркомания как социально-педагогическая проблема / О. С. Михайлова // Высшая школа – важнейший государственный ресурс регионального развития : межвуз. науч.-практ. конф., Биробиджан, 21-22 апр. 2005 года : сб. материалов / под ред. Н. Н. Паранчер. – Биробиджан, 2005. – С. 119-122.
7. Павленок, П. Д. Деятельность по предотвращению и избавлению несовершеннолетних и молодёжи от наркотической зависимости // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М., 2010. – С. 64-70.
8. Проблемы теории и практики противодействия наркотизации молодежи : материалы вторых антинаркотич. чтений проф.-преподават. состава вузов Самар. обл. в рамках 3-й Междунар. науч.-практ. конф. молод. учёных «Проблемы теории и юрид. практики», 2-3 марта 2006 года / отв. ред. А. Ф. Галузин. – Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 207 с.
9. Торшин, А. Проблема наркомании становится реальной угрозой / А. Торшин // Вопросы социального обеспечения. – 2011. – № 23 (15 дек.). – С. 9-10.