Фрагмент для ознакомления
2
Постановления Верховного Суда
Согласно статье 126 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе в Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, и осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе:
· Пленума Верховного Суда Российской Федерации;
· Президиума Верховного Суда Российской Федерации;
· Кассационной коллегии;
· Судебной коллегии по гражданским делам;
· Судебной коллегии по уголовным делам;
· Военной коллегии.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, дает разъяснения в форме постановлений по вопросам, возникающим у судов в ходе рассмотрения конкретных дел; рассматривает и решает вопросы о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов и об их отзыве; рассматривает и решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности нормативных правовых актов и ходатайствами о даче разъяснений решений, принятых Конституционным Судом Российской Федерации; утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым осуществляет и иные полномочия.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает гражданские и уголовные дела в порядке, предусмотренном процессуальным законом; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; утверждает Обзоры законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации; решает организационные вопросы коллегий и аппарата Суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Коллегии Верховного Суда Российской Федерации рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, а также в кассационном порядке и в порядке надзора, а также ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, изучают и обобщают судебную практику, осуществляют иные полномочия в соответствии с Регламентом.
При Верховном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики, возникающим у судов.
В конституциях практически всех стран мира существует глава о судебной власти, являющейся одной из составных частей в государственной власти, которая воздействует непосредственно на свободы и права людей. До 1991 года российская судебная система включала в себя только лишь суды общей юрисдикции. В их компетенциях были все гражданские, в том числе и семейные, трудовые, жилищные и т.д., а также уголовные и административные дела.
Верховный Суд РФ, ранее именуемый Верховным Судом РСФСР, существует еще с советских времен, с 1922 года. Он был создан как орган, который должен осуществлять контроль над всеми существующими судами, как в административном смысле данного понятия, так и в процессуальном. Он рассматривал кассационные и надзорные жалобы любых дел, которые прошли через суды. Помимо этого, он имел и самостоятельную компетенцию первой инстанции, давал разъяснения по судебной практике, которые имели обязательную силу у всех нижестоящих судов.
В структуре этого высшего органа предусмотрены Пленум и Президиум, коллегия Кассационная, две Судебные коллегии, рассматривающие, соответственно, уголовные или же гражданские дела, а также Военная коллегия со своими судебными составами. Его работу обеспечивает аппарат Верховного суда - департамент.
Согласно действующей Конституции, делопроизводство и судопроизводство во всех судах нашего государства, в том числе и в Верховном, осуществляется на государственном - русском - языке.
Сегодня Верховный Суд РФ выступает одновременно в трех процессуальных самостоятельных качествах, делая это в соответствии с конституционным понятием «надзора» за определениями судов общих юрисдикций:
1. Во-первых, он рассматривает решения в качестве второй судебной инстанции - кассационной - в отношении тех приговоров, которые были вынесены в судах субъектного уровня, но еще не вступили в свою юридическую силу.
2. Верховный Суд РФ предназначен осуществлять рассмотрение дел по порядку судебного надзора в отношении уже вступившего в силу приговора любого федерального суда.
3. В определенных случаях он может выступать в роли суда первой инстанции. К примеру, федеральный судья, против которого заведено уголовное дело, вправе просить о том, чтобы его слушал Верховный Суд России. Этот суд также вправе проверять жалобы от граждан, связанные с нарушением их избирательных прав при президентских и думских выборах, а также решения, оспаривающие ненормативные правовые акты Президента или Федерального Собрания или соответствующих коллегий об отрешении судей от должности.
1.Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.1996 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений частей первой и второй статьи 18, статьи 19 и части второй статьи 20 Федерального закона от 8 мая 1994 года "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации.
2. В постановлении от 20 июля 1999 г. № 12-П Суд отметил, что Государственная Дума как палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации, являющегося представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоит из депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, принимает решения коллегиально на пленарных заседаниях. Согласно ч. 4 ст. 101 Конституции РФ каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Этим обусловливается необходимость нормативно-правового закрепления в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответствующих процедур принятия ею решений, в том числе установления порядка голосования при принятии законов, предполагающего обеспечение личного участия депутатов в заседаниях и голосовании в ходе законодательного процесса. Наличие такого рода правил и их соблюдение является существенным процессуальным элементом надлежащего, основанного на требованиях Конституции РФ порядка принятия законов и гарантирует соответствие принятого решения реальному волеизъявлению депутатов.
3.В определении от 14 декабря 2004 г. № 392-0 Суд оценил природу парламента и депутатского мандата, которые предопределяют необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. Одна из таких гарантий — депутатская неприкосновенность, существенным элементом которой является особый порядок привлечения депутата к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указанный порядок предполагает установление федеральным законодателем дополнительных процессуальных гарантий, которые, не исключая уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за действия, не связанные с осуществлением депутатских полномочий, предусматривали бы обусловленное предназначением института парламентской неприкосновенности определенное усложнение соответствующих процедур, например участие вышестоящего прокурора в принятии решения и обязательность согласия суда на проведение соответствующих процессуальных действий.
Показать больше