Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время общество и государство ориентированы на непрерывность личностного развития в системе образования. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» указано, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [5].
Фольклор содействует восприятию устного народного творчества, приобщая детей к национальным традициям, русской культуре и быту, существовавших на Руси. Помогает детям в овладении своего родного языка, стать его достойным хозяином, способным выразить любые мысли чувства, переживания и понять смысл речи, обращенный к родному дому и родителям, в бесконечно разнообразный окружающий мир.
Такие психологи, как Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова отмечали, что в дошкольном возрасте резко повышаются возможности ребенка в сфере овладения своим поведением. Этому способствует ролевая игра, где наиболее эффективно и в естественной форме происходит опосредование поведения ребенка образцом взрослого. В исследованиях Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Е.О. Смирновой, Г.Р. Хузеевой убедительно показана необходимость формирования произвольного поведения ребенка как составляющей его готовности к школьному обучению.
Целью исследования является изучение роли фольклора в развитии речи дошкольников.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль фольклора в развитии речи.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение литературных источников.
Новизна исследования заключается в определении роли фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: речь дошкольников можно развивать с помощью фольклора, в частности средствами сказок.
1.Психолого-педагогические характеристики дошкольников
Дошкольный возраст является особенным периодом в развитии личности. В данном возрасте дети задают массу вопросов, так как новая информация им весьма необходима.
Несмотря на то, что дошкольное детство – это малый отрезок в жизни каждого человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю свою дальнейшую жизнь: овладение мышлением, речью, восприятием, воображением и т. п.
Исследования, которые проводились российскими психологами В. Давыдовым, Л. Венгером, В. Мухиной и др., говорят о том, что возможности ребенка достаточно велики и при помощи специально сформированного обучения, возможно у дошкольников сформировать определенные умения и знания, считавшиеся ранее доступными лишь для детей значительно более старших возрастов.
Ранний возраст - это время стремительного вырабатывания всех присущих индивидууму психофизиологических процессов. Вовремя начатое и грамотно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является существенным условием их полноценного развития [2].
Развитие психического процесса восприятия у дошкольников является сложным, разноаспектным процессом, способствующему тому, чтобы ребенок более точно, четко отражал окружающую действительность, учился различать оттенки действительности и поэтому мог благополучнее в ней адаптироваться.
Раннее детство отличает сензитивность к развитию памяти: у младших дошкольников по скорости развития память опережает иные способности. Легкость, с которой дети-дошкольники запоминают загадки, считалки, стихи, сказки, говорит о бурном развитии их врожденной памяти. Ребенок запоминает все красивое, яркое, необычное, привлекающее внимание. Процесс запоминания происходит непроизвольно, то есть, ребенок запоминает, сам того не желая. Тот факт, что память формируется в дошкольном возрасте интенсивнее других способностей, говорит о том, что необходимо всячески поощрять желание ребенка запоминать. Все это - залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.
Благодаря таким психическим познавательным процессам, как восприятие, внимание и память дошкольники 3х и 4х лет энергично постигают окружающий их мир, животных, людей, а также огромное число разнообразных явлений и предметов [3].
Под влиянием воспитания в дошкольном возрасте происходит последующее развитие психики ребенка. Важное значение в процессе психического развития ребенка-дошкольника имеет игра, которая в данном возрасте является ведущим видом деятельности.
Оказывая содействие познанию окружающего мира, развивая воображение ребенка младшего дошкольного возраста, игра вместе с тем является своеобразной школой воли ребенка. Чем ярче содержание
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения / Вопросы психологии. 1976 №4.
2. Осипова, Л.Б. Использование наглядности в познавательном и речевом развитии дошкольников: методическое пособие. - Челябинск : Цицеро, 2012. – 46 с.
3. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – М., 1997. – 480 с.
4. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений: в 2 т. / К.Д. Ушинский. – СПб., 1875 - 1908.
5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. / Под ред. Д.И. Фельдштей- на. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001.