Фрагмент для ознакомления
2
Библиотрансформер «Космос. День гения о Королеве Сергее Павловиче»
Целевое назначение библиотрнсформера - рекомендация научно-популярной, познавательной литературы об истории российской науки, о выдающихся ученых, их великих свершениях, о направлениях развития современной российской науки.
Читательское назначение библиотрансформера - молодежь (от 14 лет).
Сценарий открытия.
«Именно советский человек должен был первым подняться в космос и пройти в нем уверенным шагом никем еще нехоженые пути-дороги»
Дорогие друзья, сегодня мы собрались здесь затем, чтобы поговорить о замечательном ученом, академике, конструкторе, крупнейшем специалисте в области ракетной техники Сергее Павловиче Королеве.
Сергей Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва, родом из Могилёва, и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко (Баланиной) .
Сергей многие годы жизни отдал планеризму. В юности ему хотелось создать планер собственной конструкции. Но знаний не хватало, тогда он начал самостоятельно изучать высшую математику. И осилил её. Сергею легко давалось черчение. Его чертежи всегда поражали тщательностью выполнения.
«- Я решил стать авиационным инженером, учиться в Москве, в Академии воздушного флота. Профессия инженера-летчика очень интересная и нужная. Родина должна стать авиационной державой. И это обязана и может сделать молодежь. Я хочу быть полезным Родине, своему народу. Я хочу делать живое, полезное людям дело - строить самолеты и планеры. Летать на них. Для этого нужны знания, а получить их можно только в воздушной академии».
Летом 1925 года Сергей Королев работал в одной из бригад, строившей учебный планер. Эта машина предназначалась для полетов. Работали все очень много. Часто по ночам. Спал Королев прямо в мастерской на стружках. Он любил работать, как говорят, засучив рукава по локоть. Мастер на все руки. Ему не было нужды повторять объяснять, достаточно сказать, что надо сделать, а как, он хорошо знал сам. Учебный планер, был построен. Летал на нем и Королев.
В Сергее отмечали такие качества как: ясная цель, упорство и энергия, жажда познания и удивительная целеустремленность. Сергей уже в 15 лет твердо выбрал себе путь и шел по нему к цели - стать инженером, строить планеры и самолеты, а позднее- с тридцатых годов - конструировать ракеты.
Королёв до конца жизни оставался человеком удивительного жизнелюбия. Он умел ценить людей, любить их. В минуты жизненных испытаний никогда не падал духом, не терял самообладания, оптимизма и воли к борьбе. Его называли одержимым. Он отдавал делу всего себя, без остатка.
Знакомство с идеями К.Э. Циолковского. Книги, чертежи, схемы, модели все это стало для студента подлинным открытием. С этого дня труды “отца космонавтики”, его статьи, изредка появлявшиеся в журналах, а также любые материалы о Циолковском Королев не оставлял без внимания. Ракеты, идея создания двигателя, работающего на жидком топливе, казались ему очень заманчивыми.
И тем не менее нельзя утверждать, что именно в эти годы С.П. Королев твердо решил строить космические ракеты. Нет. Все это пришло позднее. А пока самолеты и планеры, самолеты и планеры – этого требовала жизнь.
Руководителем дипломной работы Королева был Туполев.
Но что же все-таки сыграло особую роль в решении Королева «изменить» обычным самолетам и взяться за изучение реактивного движения, за создание ракетопланов, различных ракет?
Это, прежде всего, требование времени и, конечно, знакомство с трудами Константина Эдуардовича Циолковского, - рассказывал С. П. Королев.
Королев С.: « - Раньше я мечтал летать на самолетах собственной конструкции, а после встречи с К.Э Циолковским решил строить только ракеты и летать на них. Это стало смыслом всей моей жизни.
1930 год… Приказом за № 45 от 9 февраля по Московскому высшему техническому училищу студенту С.П. Королеву «утверждается звание инженера-аэромеханика». В этом же году С.П. Королев успешно оканчивает Московскую школу летчиков. Впереди - увлекательная работа по избранной профессии, полная творческих поисков и борьбы.
1933 году С.П. Королев начал исследования, а затем и разработку конструкций крылатых ракет. В эти годы Королев был награжден знаком оборонного общества «За активную оборонную работу».
Обосновывая необходимость создания крылатой ракеты, С.П.
Королев в марте 1935 года выступил с докладом на I Всесоюзной конференции по применению реактивных летательных аппаратов для достижения стратосферы. Он говорил: «Крылатая ракета имеет большое значение для сверхвысотного полета человека и для исследования стратосферы. Задача дальнейшего заключается в том, чтобы упорной, повседневной работой, без излишней шумихи и рекламы, так часто присущих, к сожалению, еще и до тех пор многим работам в этой области, овладеть основами ракетной техники и занять первыми высоты страта – и ионосферы».
В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 г. он был переведен в новое место заключения—ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.
Это послужило поводом для перевода Королёва в 1942 г. в другую организацию такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдается идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.
День победы застал С.П. Королева все в том же Опытно- конструкторском бюро. Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов.
Но уже в 1947 г. выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до 3000 км. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Эта ракета отличалась от немецкой значительно большей надежностью.
Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под научным руководством С. И. Королёва были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные исследования по темам H-I, Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического задела для разработки качественно новых Баллистических ракет.
Успешные летные испытания данной ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на вооружение в 1956 г. с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны.
«Мы совершаем чудеса,
Меняем лик планеты,
Взлетают в небеса
Все новые ракеты»
Р. Линчук
Сергей Павлович начал исследования, целью которых были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса — было произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком.
4 октября 1957 г. С. П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.
«… открыли мы космоса двери:
И не знает преград наш полет.
И подумайте: прямо к Венере
Наш посланник – ракета идет»
С. Маршак.
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность.
Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
«Вы ждите нас, звезды, когда подрастем.
Мы к вам прилетим и расскажем о том,
О том, как прекрасна планета Земля,
Какие на ней города и поля,
Какие цветы и деревья растут,
Показать больше