Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена тем, индустрия гостеприимства в современном мире бурно развивается, не исключением стали и территории малых городов и сельской местности.
Роль индустрии гостеприимства в экономике стран, районов, населенных пунктов на данном этапе развития общества постоянно увеличивается. Люди заинтересованы создавать комфортные условия для отдыхающих и получать от этого прибыль.
В связи с тем, что для сельских территорий, в большинстве случаев, развитие индустрии гостеприимства — это новый опыт, крайне важно знать основные моменты и особенности, с которыми им возможно придется столкнуться.
Таким образом, проведение данного исследования расширит знания об опыте развития индустрии гостеприимства в сельской местности на примере конкретных объектов размещения в Финляндии и Новгородской области, полученные данные можно будет использовать для совершенствования индустрии гостеприимства как на рассмотренных объектах, так и на аналогичных.
Объектом исследования является объекты индустрии гостеприимства в сельской местность — ферма Ломамоккила (Финляндия) и база отдыха Берендеево царство (Валдайский район, Новгородской области)
Предметом исследования является опыт развития индустрии гостеприимства на территории фермы Ломамоккила и базе отдыха Берендеево царство.
Цель исследования заключения в разработке рекомендаций по совершенствованию развития индустрии гостеприимства Финляндии (на примере фермы Ломамоккила) и Новгородской области РФ (на примере базы отдыха Берендеево царство)
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научно-теоретические подходы к определению сущности понятия «индустрия гостеприимства» и выявить особенности развития гостиничных предприятий в сельской местности (малых городах);
2. Рассмотреть развитие выбранных объектов индустрии гостеприимства в сельской местности (малых городах) на территории Финляндии и Новгородской области;
3. Выявить проблемы и перспективы развития индустрии гостеприимства в Финляндии (на примере фермы Ломамоккила) и Российской Федерации (на примере базы отдыха Берендеево царство) на основе отзывов клиентов;
4. Разработать меры по совершенствованию индустрии гостеприимства в Финляндии (на примере фермы Ломамоккила) и Российской Федерации (на примере базы отдыха Берендеево царство) на основе отзывов клиентов
В ходе данного исследования методологической основой являлись научные работы российских и зарубежных ученых и практиков, посвященные изучению индустрии гостеприимства за рубежом и в России. Рассмотрены труды и методические разработки в области развития индустрии гостеприимства в сельской местности и малых городах (Вагена Л., Д. И. Елкановой, Д. А. Осипова, В. Романова, С. С. Скобкина, Дж. Уокера и другие).
В результате подготовки выпускной квалификационной работы формируются компетенции в области организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, предусмотренных ФГОС 43.03.03 Гостиничное дело (магистратура) по проведению исследования сущности организационного проектирования предприятий индустрии гостеприимства, а именно: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции (перечень компетенций указан в Приложении 1).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной и методической литературы по исследуемой теме, обобщение и классификация научных исследований и существующего зарубежного и российского опыта в области индустрии гостеприимства, методы количественного и качественного анализа, а также сравнительно-экономический анализ, метод разработки рекомендаций и представления результатов исследования в виде презентаций.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные выводы дополняют ряд аспектов развития индустрии гостеприимства, могут быть использованы в целях совершенствования положений об организации предприятий гостиничного бизнеса.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию. Результаты исследования могут применяться для улучшения развития рассмотренных объектов индустрии гостеприимства в сельской местности. Результаты данного исследования могут быть использованы руководством фермы Ломамоккила и базы отдыха Берендеево царство.
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников, содержащий 21 источник, в том числе 1 источник на английском языке, 2 приложения. Всего в работе 2 рисунка и 5 таблиц.
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА В МАЛЫХ ГОРОДАХ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1. Научно-теоретические основы развития индустрии гостеприимства
В современной научной и публицистической литературе довольно часто встречается словосочетание «индустрия гостеприимства», однако его толкование вызывает определенные трудности. Для того чтобы их преодолеть, необходимо, думается, пояснить значение каждого термина.
Понятие «гостеприимство» старо, как само человечество. Первые упоминания о гостеприимстве уходят в глубь веков. Его развитие начинается с древнейшей традиции преломлять хлеб со странниками и заканчивается деятельностью конгломератов индустрии гостеприимства [17].
Поэтому гостеприимство – одно из основных (базовых) понятий человеческой цивилизации.
Английское слово hospitality (гостеприимство) происходит от старофранцузского hospice (оспис), что означает странноприимный дом [11].
В самом общем виде гостеприимство – это любезность и радушие в приеме гостей. Это выражение можно представить в виде следующей формулы гостеприимства:
Гостеприимство = Достоинство + Уважение + Любезность.
В ряде источников подчеркивается, что гостеприимство – это серьезный элемент заботливого обслуживания; универсальный общественный институт, обеспечивающий гостю прием и заботу [17].
Гостеприимство — это гармоничное сочетание производства услуг, комфортной среды отдыха и ответственного поведения обслуживающего персонала в целях удовлетворения потребностей гостей при гарантии их безопасности, физического и психологического комфорта.
В переводе с латинского индустрия (industria) — деятельность. Во многих словарях понятие «индустрия» (анл. industry) означает промышленность, «промышленность» в свою очередь определяется как «крупнейшая отрасль экономики, совокупность родственных предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемого сырья, общностью технологических процессов и технической базы, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями труда» [11].
Отождествление индустрии с промышленностью имеет логическое обоснование. Долгое время во всем мире промышленный сектор считался центральным звеном экономики, сервисный же рассматривался как второстепенный; доказательством этого является деление экономики в зависимости от видов деятельности на реальный (промышленность), непроизводственный (сфера услуг) и финансовый сектора.
По мнению многих специалистов, употребление термина «непроизводственный сектор» является не совсем корректным, ведь создается впечатление, что в нем ничего не производится, тогда как в настоящее время сфера услуг является ведущим сектором экономики развитых стран, привлекает значительные трудовые ресурсы, стремительно развивается.
Таким образом, термином «индустрия», имеющим первоначальное значение промышленности, начали обозначать крупные совокупности родственных предприятий (видов деятельности). В частности, Дж. Уокер отмечает, что гостеприимство как «одно из фундаментальных понятий цивилизации уже давно превратилось в индустрию» [14, с. 17].
Несмотря на довольно частое употребление термина «индустрия», в научной и методической литературе не сформированы критерии, по которым возможно судить об обоснованности отнесения тех или иных видов деятельности к индустрии.
Рассмотрим, различные определения термина «индустрия гостеприимства» зарубежных и русских ученых.
Исследование индустрии гостеприимства за рубежом началось значительно раньше, чем в России. Зарубежные авторы делают акцент на гостеприимстве как деятельности, ассоциирующуюся у потребителей с дружелюбием, щедростью, вниманием по отношению к гостям.
Британский специалист Р. А. Браймер, как упоминается в статье Е. О. Похоменко, в своем определении помимо выделения специфики индустрии гостеприимства, выражающейся в клиентоориентированном характере взаимодействия продавца и потребителя, производит некоторые попытки к выделению структуры индустрии гостеприимства [11].
Напротив, эксперт по изучению индустрии гостеприимства в США, Дж. Р. Уокер, четко выделяет ее основные составляющие: туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний (1999 г.) [14, с. 12]. Кроме того, в своей работе «Введение в гостеприимство» автор четко указывает на мощь сферы гостеприимства и на ее трансформацию в индустрию [14, с. 17].
Ваген Л. «Индустрия гостеприимства — это сектор индустрии туризма, отвечающий за размещение туристов, а также отрасли, деятельность которых направлена на продажу алкогольных напитков, предоставление жилья, пищи и увеселительных мероприятий» [3, с. 32].
Значительный вклад в развитие знаний об индустрии гостеприимства внес С. С. Скобкин. Его многочисленные публикации посвящены вопросам: сходства и различия индустрии гостеприимства и туристской индустрии; выявлению состава индустрии гостеприимства; изучению конкурентных слабостей, сдерживающих ее развитие и т. д. Данный автор, пожалуй, является одним из первых отечественных ученых, начавших исследование сферы гостеприимства как отдельной индустрии, охватывающей многочисленные предприятия и сферы деятельности, в том числе и туризм.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. База отдыха Берендеево царство: [Электронный ресурс] / Система бронирования отелей booking.com — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/1Mfbt (дата обращения: 18.04.2021).
2. База отдыха Берендеево царство: [Электронный ресурс] / Официальная страница в интернете — Электрон. дан. — Режим доступа: https://valday.nov.ru (дата обращения: 18.04.2021).
3. Ваген, Л. Гостиничный бизнес: Учебное пособие / Л. ван дер Ваген; Пер. А. Сухорукова. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 411 с.
4. Доброжанская, Е. Б. Управление инновационной деятельностью в сфере гостеприимства. / Е.Б Доброжанская // Автореф. дисс. канд. экон. наук. — СПб. — 2011. — 26 с.
5. Елканова, Д. И. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие / Д. И. Елканова, Д. А. Осипов, В. В. Романов. — М.: Дашков и К. — 2010. — 248 с.
6. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма: [Электронный ресурс] / Справочник — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/USEtW (дата обращения: 18.04.2021).
7. Клуб Ильмень: [Электронный ресурс] / Официальная страница в интернете — Электрон. дан. — Режим доступа: http://ilmenclub.ru (дата обращения: 18.04.2021).
8. Лунева, Е. В. Формирование российского рынка услуг индустрии гостеприимства / [Электронный ресурс] / Российская государственная библиотека — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/USEw7 (дата обращения: 18.04.2021).
9. Макринова, Е. И. Основы индустрии гостеприимства: Учебное пособие / Е. И. Макринова, Т. Ю. Иваницкая. — Белгород: Изд-во БУКЭП. — 2012. — 265 с.
10. Объекты размещения Новгородской области: [Электронный ресурс] / Система обмена туристкой информацией — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/UN9dY (дата обращения: 18.04.2021).
11. Похомчикова, Е. О. Понятие и структура индустрии гостеприимства: сайт [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека. — Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/UN9FS (дата обращения: 18.04.2021).
12. Романова, М. М. Формирование индустрии гостеприимства как механизм стратегического развития региона / [Электронный ресурс] / Российская государственная библиотека — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/USEzJ (дата обращения: 18.04.2021).
13. Скобкин, С. С. Методика оптимизации экономической стратегии предприятий индустрии гостеприимства / С. С. Скобин // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — 2012. — № IV. — С. 13
14. Уокер, Дж. Р. Введение в гостеприимство: учебник/ Дж. Р. Уокер, пер. с англ. В. Н. Егорова. — М.: ЮНИТИ. — 2012. — 711 с.
15. Ферма Ломамоккила: [Электронный ресурс] / Официальная страница в интернете — Электрон. дан. — Режим доступа: https://lomamokkila.fi/ru/ (дата обращения: 18.04.2021).
16. Финляндия в интернете: [Электронный ресурс] / Портал для туристов из России. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/UN9Ft (дата обращения: 18.04.2021).
17. Черевичко, Т. В. Теоретические основы гостеприимства / Т. В. Черевичко — Москва: ФЛИНТА. — 2019. — 39 с.
18. Честно о путешествиях по миру: [Электронный ресурс] / Отзывы о отдыхе: ферма Халтиала. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/UN9Jd (дата обращения: 18.04.2021).
19. Честно о путешествиях по миру: [Электронный ресурс] / Отзывы о отдыхе: ферма Фаллкулла. — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/UN9KC (дата обращения: 18.04.2021).
20. Lomamokkila: [Электронный ресурс] / Система бронирования отелей booking.com — Электрон. дан. — Режим доступа: https://clck.ru/UN9Kr (дата обращения: 18.04.2021).
21. Rahman, Z. “Developing customer oriented service: a case study / Z. Rahman. — Managing Service Quality. — 2004. — Vol. 14. — No. 5. — pp. 426-435.