Фрагмент для ознакомления
2
1) Введение
В настоящее время местное самоуправление (далее – МСУ) – один из важнейших институтов в современном правовом государстве. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131) «МСУ – это форма осуществления народом своей власти»1.
Конституцией Российской Федерации2 (далее – Конституция России) в ст. 12 закрепляется МСУ как самостоятельное и организационно обособленное управление в пределах муниципального образования (далее – МО). Оно признается и гарантируется в нашем государстве. Это институт гражданского общества, при помощи которого населению предоставляется возможность самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения.
Положения Конституции России, в соответствии с которыми народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ, дают возможность говорить о существовании двух организационных форм демократии: непосредственной (прямой) и представительной.
В местном самоуправлении решение разрабатывается и принимается при совместных усилиях органов МСУ и населения. В соответствии с главой 5 Закона № 131 выделяют следующие формы непосредственного волеизъявления населения: – местный референдум, муниципальные выборы, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования МО, сход граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, общественные обсуждения, собрания граждан, конференция граждан, участие в опросах, обращения граждан и др.
Объектом исследования является местное самоуправление.
Предметом исследования является непосредственное осуществление гражданами местного самоуправления.
Цель и задачи исследования. Цель работы – изучить основные формы непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления.
Задачами работы являются:
– охарактеризовать муниципальные выборы;
– охарактеризовать местный референдум;
– охарактеризовать сход граждан;
– охарактеризовать территориальное общественное самоуправление.
Методологическая основа исследования. В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, обобщение, описание, систематизация, диалектический метод, метод индукции и дедукции.
Информационная база. Теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных авторов по теме исследования, научные статьи из периодической печати. При подготовке исследования также использовались действующие нормативные правовые акты по исследуемой проблеме, официальные данные из интернет-источников.
Структура работы. Работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, список использованных нормативных правовых актов, других официальных материалов, литературы и юридической практики.
2) Глава 1. Муниципальные выборы
«Муниципальные выборы – это форма прямого выражения воли жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией России, законами субъектов России и уставами муниципалитетов с целью формирования выборных органов МСУ – правительства и (или) расширения полномочий избранных должностных лиц МСУ»3.
В действующем Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»4 (далее – Закон № 67) заклю чены такие нормы, кото рые упрощают проведе ние избирательной кампа нии в муниципалитетах. Так ж е этот закон позво ляет законодателю субъекта Росс ии применить об щие положения избиратель ного законодательства к неболь шим муниципальным образова ниям. Согласно ст. 2 3 Закона № 1 31 муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа МСУ, выбор ных должност ных лиц МСУ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании5.
Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
12 декабря 2013 г., в обращении к Федеральному Собранию, Прези дент России В.В. Путин зая вил, что мест ная власть, самая близ кая к людям. Она должна быть устроена так, чтобы любой гражданин мог дотянуться до нее рукой. Поэтому в 2014 г. депутаты Законодательного собрания России приня ли поправки к закону о МСУ:
– руково дить городами и райо нами будут два человека;
– гла ва МО будет избирать ся из числа депута тов, одно и то же ли цо возглавит город скую думу или районн ый совет, а исполнительная вла сть будет выпол няться главой админи страции;
– глава МО бу дет работать с депута тами и стро ить связи между властью и населе нием, доля главы администра ции (городской менеджер) снизит экономичес кие проблемы.
Более подробно указанные нормы определяются в специальных законах субъектов России.
Изменения, внесенные в ходе муниципальной реформы 2014 г. в статью 36 Закона № 131-ФЗ, позволя ют региональ ному законода телю устанавливать на уров не субъектов России на выбор четы ре модели избра ния высшего должностно го лица МО:
– на муниципальных выборах;
– представительным органом из своего состава;
– представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
– на сходе граждан в тех муниципальных образованиях, где полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан6.
В сво ю очередь на уров не МО модели избрания, предложенн ые региональным законода телем на вы бор, подтверждаются в уста вах МО.
Таким об разом, не обозначая муниципаль ные выборы, самого демократич ного, на наш взгляд, спо соба формирования мест ных органов власти, предпочти тельной формой избра ния глав МО, федераль ный законодатель предоста вил возможность субъектам свес ти к минимуму выбор ность местной влас ти.
Подоб ное решение, несом ненно, способствует продвиже нию управлен ческих решений региональ ных властей на уровень муниципалите та, усиливает их влия ние на политичес кую расстановку сил.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
4. Аборвалова О.Н. Территориальное общественное самоуправление в системе самоуправления современной России: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.05. Саратов, 1999. 204 с.
5. Андреева Е. А. ТОС как эффективный участник местного самоуправления // Муниципальная академия. 2019. № 2. С. 140-144.
6. Артюшина О. А., Левин Е. И. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 2. С. 184-187.
7. Баглай М. В. Конституционное право России. М.: Норма, 2018. 767 с.
8. Быкова А.Г. Сход граждан как институт муниципального права // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 12-17.
9. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2017. 494 c.
10. Васильев В. И. Еще раз о территориальных уровнях местного самоуправления //Журнал Российского права. 2018. № 1 (253). С. 110-118.
11. Гранкин И. В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 44-48.
12. Денисов Ю. П., Ионина М. Б. Цифровая экономика: концепт и сущность феномена // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8. № 1А. С. 199-206.
13. Донскова А. И. К вопросу о выборах в органы местного самоуправления / А.И. Донскова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 12-2 (39). С. 14-17.
14. Залиев А. Р. Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления // E-Scio. 2019. № 4 (31). С. 362-365.
15. Зарубин В. С. Сход граждан: проблемы и перспективы в историческом и современном аспекте // Пермский период. Сборник материалов научно-практической конференции в рамках VII Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов. В 2-х томах. Составитель В.А. Овченков. ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2020. С. 170-172.
16. Зотов В. Б. Проблемы и перспективы развития ТОС в современных российских условиях // Муниципальная академия. 2017. № 2. С.100-105.
17. Иванов К.П. Сход граждан: понятие, подготовка и проведение // Перо науки. 2020. № 19. С. 7-10.
18. Киреенко С. А. Правовое регулирование подготовки и проведения муниципальных выборов в российской Федерации // Научные вести. 2020. № 3 (20). С. 69-79.
19. Кокотов А. Н., Соломаткин А. С. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 444 с.
20. Королев Ю. С. Территориальное общественное самоуправление – элемент гражданского общества // Конституционные чтения. 2008. № 4. С. 159-165.
21. Мерсиянова И. В. Территориальное общественное самоуправление как форма общественного участия // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 3. С. 149-168.
22. Морозова Л. Д. Территориальное общественное самоуправление как институт сотрудничества власти и народа // Юриспруденция. 2010. № 4 (20). С. 56-59.
23. Мухаматьянов Р. Р. Сходы граждан – традиционная для России форма прямого волеизъявления // Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. 2018. С. 94-98.
24. Мухин М.А., Пахомова Л.М. Территориальное общественное самоуправление: институциональные и правовые противоречия // Ars Administrandi / Искусство управления. 2015. № 2. С. 168-180.
25. Рыков Г. О. История развития территориального общественного самоуправления в России // Colloquium-journal. 2019. № 12-5 (36). С. 10-15.
26. Сахно Н. С., Павлов Н. В. Особенности проведения муниципальных выборов // Эпомен. 2019. № 32. С. 243-250.
27. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2018. 511 с.
28. Толстик В. А., Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Вестник Нижегородской академии МВД. 2013. № 24. С. 9-14.
29. Чаннов С. Е. Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 328 с.
30. Шайхуллин М. С. К вопросу о необходимости усиления гарантий непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 10. С. 27-31.
31. Шухман Э.А. Актуальные вопросы проведения местного референдума как способа реализации права на местное самоуправление // Юридический факт. 2020. № 101. С. 9-13.
Интернет-источники
32. Сетевое издание для официального опубликования муниципальных правовых актов, отчетов, документов «МПА.ОНЛАЙН». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: мпа.онлайн (дата обращения: 20.04.2021).
33. Чиленность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282?print=1 (дата обращения: 20.04.2021).