Фрагмент для ознакомления
2
1. Понятие и обеспечение системы коллективной универсальной международной безопасности
Исследование международно-правового обеспечения системы универсальной международной коллективной безопасности сохраняет актуальность. Содержание понятий «международный мир и безопасность», «угроза/угрозы международному миру и безопасности», «ситуация», «ситуация, угрожающая международному миру и безопасности», «неделимая безопасность» требуют разъяснений. Содержание вопросов о соотношении универсального и регионального, национального (государственного) сегментов системы универсальной международной безопасности является объектом дискуссий в отечественной науке и за рубежом.
Обеспечение системы международной безопасности, включая ее национальный и региональный сегменты, продолжает сохранять свою актуальность вне контекста его раздела на «старое» международное право (до 1945 года) и современное или «новое» международное право» с 1945 года или с момента принятия Устава ООН . Кроме того, вопрос о соотношении международной, региональной и национальной коллективной безопасности, определение и характеристика угроз международному миру и безопасности сохраняют важность с точки зрения международного права.
Согласно сформировавшимся характеристикам, под правом международной безопасности понимается отрасль международного права, являющаяся системой принципов и норм, регулирующих в военно-политической сфере деятельность субъектов международного права, направленную на обеспечение международного мира и безопасности.
В настоящее время, под международной (коллективной) безопасностью принято понимать организацию порядка, в котором созданы необходимые условия для существования и развития субъектов международного права. Формирование означенных условий возможно на основе и в контексте прогрессивного развития международного права. В основном международная безопасность и ее система рассматривается в общем и специальном значениях. Под общими характеристиками понимаются ее отдельные аспекты и их характеристика – военно-политические, экономические, экономические, гуманитарные, информационные, экологические и другие сегменты. В специальном отраслевом смысле норм и принципов международного права подразумевается только военно-политический элемент системы.
Анализируется, существующая в настоящее время и определяемая как международная универсальная коллективная неделимая система международной безопасности может быть реализована только на основе и при соблюдении международного права его субъектами в условиях взаимности при согласовании собственных интересов субъектов в рамках общих целей, принципов и задач, что в свою очередь, сможет сформировать своеобразный «универсальный интерес», упоминаемый в доктрине международного права с которым должны сообразовываться региональные и частные (национальные (государственные) интересы субъектов международного права .
Характеристику системы универсальной международной коллективной безопасности как неделимой дополняет ее организационные компоненты – национальный (государственный), региональный и универсальный, согласно положениям главы VIII «Региональные соглашения» Устава ООН, подразумевающей сотрудничество субъектов международного права в указанной сфере. То есть, система международной безопасности с точки зрения норм и принципов международного права подразумевает согласованность и координацию мер и действий субъектами международного права в сфере ее обеспечения, в том числе и международные межправительственные региональные организации задействованные в соответствующей практике, не являющиеся военно-политическими альянсами, блоками и союзами, не связанные с их противоправной деятельностью.
Национальная или государственная безопасность является одним из сегментов системы международной коллективной безопасности, который представлен и связан с обеспечением безопасности государства, им самим реализуемым, в соответствии с государственными и жизненно важными интересами в рамках и на основе норм и принципов международного права. Следовательно, обеспечение системы международной безопасности происходит с учетом национального (государственного), регионального и международного уровней реализации. В подавляющем большинстве стратегии национальной (государственной) безопасности связывают ее обеспечение с региональным и международным контекстом .
Меры и действия, связанные с обеспечением национальной (государственной) безопасности, сводятся к минимизации рисков и угроз сквозь призму своих ресурсов. То есть, в международном праве, а следовательно и во внутригосударственном, не содержится точного определения «безопасность», но есть определение ее системы, что требует дополнительных разъяснений в отношении понятий «угрозы или угроз международному миру и безопасности», «обеспечение международного мира и безопасности». В частности, в международном праве определение безопасности, международной безопасности, выглядит как система мер и действий субъектов международного права, реализуемых на основе его принципов и норм, призванных обеспечить условия развития его субъектов.
Уставом ООН, с учетом преобладания его положений, зафиксирована одна из основных целей, изложенных в Преамбуле документа – объединять силы для поддержания международного мира и безопасности. Под поддержанием имеется ввиду обеспечение международного мира и безопасности. Глава I «Цели и принципы» Устава ООН, статья 1 п. 1 относит к числу таковых «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Следует отметить, что в тексте под поддержанием международного мира и безопасности имеется ввиду обеспечение международного мира и безопасности. Указанного контекста толкования источника следует придерживаться согласно ст. 103 Устава ООН: «В том случае, когда обязательства Членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу».
Главную ответственность за поддержание (обеспечение) международного мира и безопасности возлагается на Совет Безопасности ООН, согласно ст. 24 Устава ООН: «Для обеспечения быстрых и эффективных действий Организации Объединенных Наций ее Члены возлагают на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени».
Глава VII Устава ООН посвящена мерам и действиям в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. Однако в международном праве часто ставится вопрос о том, что считать угрозой миру/международному миру и делается рекомендация о необходимости разработки понятия об угрозе или угрозах международному миру и безопасности. Статья 39 Устава ООН содержит положение о том, что Совет Безопасности ООН определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Устав Организации Договора о коллективной безопасности (Принят в г. Кишиневе 07.10.2002) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Договор о коллективной безопасности (Договор подписан в г. Ташкенте 15.05.1992) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Североатлантический договор (Принят в г. Вашингтон, округ Колумбия 04.04.1949) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Абдуллозода Н.Р. Наркопреступность как фактор угрозы национальной безопасности республики Таджикистан // Закон и право. 2021. № 4. С. 159-162.
6. Годованный А.В. Организация договора о коллективной безопасности как субъект региональной и международной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2018. № 9 (124). С. 15-17.
7. Гусева К.А. Перспективы сотрудничества России и стран-участников СНГ с государствами-членами африканского союза в контексте обеспечения международной безопасности // В сборнике: Обеспечение безопасности стран СНГ в современном миропорядке: противостояние военно-политическим угрозам, расширение систем коллективной безопасности, трансконтинентальные экономические инициативы. 2019. С. 149-154.
8. Задорина А.М. Обеспечение международной и региональной безопасности стран СНГ усилением интеграции и взаимодействия государств евразийского пространства в военно-технической сфере // Обеспечение безопасности стран СНГ в современном миропорядке: противостояние военно-политическим угрозам, расширение систем коллективной безопасности, трансконтинентальные экономические инициативы. 2019. С. 110-116.
9. Лобанов К.Н. Содержание и перспективы военно-политического сотрудничества России и Беларуси в условиях формирования нового мирового порядка // Россия-Беларусь: перспективы интеграции и стратегии развития Союзного государства. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (к 20-летию подписания Договора о создании Союзного государства). Под редакцией В.А. Ливцова. 2020. С. 46-52.
10. Никитенко В.И. Результативность инструментов «мягкой силы» в сотрудничестве стран-участниц БРИКС в обеспечении международной безопасности // Обеспечение безопасности стран СНГ в современном миропорядке: противостояние военно-политическим угрозам, расширение систем коллективной безопасности, трансконтинентальные экономические инициативы. 2019. С. 50-56.
11. Петренко Е.Г., Мартовицкий А.А. Роль организации договора о коллективной безопасности в условиях нарастания международной напряженности // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. Т. 1. № 2. С. 175-178.
12. Рахимов К.Х., Курылев К.П., Химич Г.А. Взаимодействие шанхайской организации сотрудничества с международными и региональными организациями по поддержанию международного мира и коллективной безопасности // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 9 (66). С. 2322-2338.
13. Стулов С.В., Заикин А.В. Анализ угроз военно-экономической безопасности России как базового государства ОДКБ // Стратегическая стабильность. 2020. № 3 (92). С. 67-69.
14. Хахалкина Е.В. ЕС В современном мире: проблемы региональной политики и внешнеполитической идентичности // Современная Европа. 2020. № 5 (98). С. 204-213.
15. Хохлышева О.О. Международные правовые и институциональные основы обеспечения системы международной безопасности и ее элементов // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Юридические науки. 2019. № 4 (22). С. 59-66.
16. Хутов А.И., Щевлева Е.С. Организация договора о коллективной безопасности в международном праве // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 12 (51). С. 726-729.
17. Цыбаков Д.Л. Развитие международных политических коммуникаций в целях укрепления коллективной безопасности ОДКБ // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 155-163.
18. Шамаров П.В. Миротворческая деятельность как элемент «мягкой силы» России // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2019. № 7-8 (174-175). С. 44-49.
19. Шарифзода Ф.Р. Коллективный формат решения международных правоохранительных задач по обеспечению национальной безопасности органами внутренних дел Республики Таджикистан // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 3 (25). С. 122-127.
20. Лидеры стран БРИКС приняли Итоговую декларацию Саммита в Гоа 18.10.2016. // http://www. rbc.ru/politics/16/10/2016/580360429a7947ae93b1b7af.