Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Европейская интеграция является уникальным образованием, проходящим процесс политического становления. Его можно рассматривать как вариант ответа на вызовы современности, поскольку в рамках объединенной Европы существует возможность для государств-участников решать ключевые проблемы социально-экономического, политического, культурного, экологического развития и вопросов внутренней и внешней безопасности. Конец 1980-х - середина 1990-х гг. явились важнейшим этапом в развитии мирового сообщества. С распадом СССР и социалистического блока закончилась эра «холодной войны». Крушение биполярной системы оказало громадное влияние на развитие международных отношений. Ряд стран коренным образом изменил свои политические, экономические и культурные ориентиры. Одним из таких регионов стала Восточная Европа, отвергшая социализм и принявшая западные ценности. Её возвращение в лоно «свободного мира» стало частью новой внешнеполитической стратегии Запада после конца биполярного противостояния, что оказало влияние не только на изменение баланса сил в мире, но и на отношения между развитыми странами.
Объектом исследования выступают отношения между странами ЕС и Центрально-Восточной Европы. При этом со стороны Западной Европы главными акторами выступают именно отдельные крупные государства, а не Евросоюз в целом: несмотря на все интеграционные процессы, его политику по-прежнему формируют отдельные государства.
Предметом исследования выступает процесс подготовки к вступлению в Евросоюз государств ЦВЕ, рассматривающийся с политической и экономической точек зрения. Помимо этого, в исследовании нашли отражение ряд аспектов взаимоотношений ЕС и ЦВЕ, напрямую не связанные с расширением, к примеру, участие в различных объединениях.
Цель и задачи исследования. С учётом сказанного ставится цель исследования: анализ основных аспектов интеграции стран ЦВЕ в Евросоюз и их решения в ходе подготовительного периода. Предполагается осветить политические и экономические факторы расширения ЕС на восток. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
• анализ политики государств Западной Европы в вопросе о расширении Евросоюза за счёт стран ЦВЕ;
• выявление исторических предпосылок к налаживанию тесных политико-экономических связей до «бархатных» революций;
• исследование сущности и основных направлений реформ в странах ЦВЕ с точки зрения интеграции в Евросоюз;
• анализ основных принципов и механизмов взаимоотношений и переговорного процесса между ЕС и странами-кандидатами;
• рассмотрение ключевых политических и экономических проблем взаимосвязей двух сторон переговорного процесса;
• прослеживание участия стран ЦВЕ в региональных интеграционных образованиях и различных объединениях с государствами Западной Европы.
1.Европейская интеграция
Термин“ Европейская интеграция " обозначает продолжающийся процесс все более тесного политического и экономического сотрудничества в Европе с 1950-х годов. Интеграция создает рынки, выходящие за национально-государственные границы, и перемещает политические компетенции с национального уровня на наднациональный уровень. С понятием европейской интеграции не в последнюю очередь с самого начала связан интерес к долгосрочному поддержанию мира на Старом континенте.
С целью постоянного поддержания мира в Европе в пятидесятых годах Бельгия, Германия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды создали три европейских сообщества:
В 1952 году Европейское сообщество угля и стали (EGKS),
в 1957 году Европейское атомное сообщество (EAG), а также Европейское экономическое сообщество (EEC, позже EG),
в 1965 году эти общие органы получили .
ЕК и ЕАЭС стали компонентами Европейского союза (ЕС), согласованного в 1992 году с Маастрихтским договором, который, помимо "Общей внешней политики и политики безопасности" (ГАСП) и сотрудничества в области правовой и внутренней политики, нацелен, прежде всего, на дальнейшую экономическую интеграцию стран - членов.
Особенно экономическая интеграция была продвинута в первые десятилетия интеграции. Во-первых, к 1968 году в сообществе были постепенно упразднены внутренние пошлины и введен общий внешний таможенный тариф. Еще одним важным шагом интеграции стало завершение внутреннего рынка к 31.12.1992 г. Таким образом, свободное движение людей, товаров, услуг и капитала в значительной степени осуществлялось. Частью" Договора о Европейском союзе " (Маастрихтерский договор) в 1992 году был также Европейский экономический и валютный союз, который был подписан 1 сентября. Вступила в силу в январе 1999 года с переходом на общую валюту в зоне евро. Важной вехой в процессе интеграции стало введение еврооблигаций в начале 2002 года.
В дополнение к этому денежному углублению интеграции Европейский союз также был пространственно расширен. В 1973 году к нему присоединились Дания, Великобритания и Ирландия, в 1981 году Греция, в 1986 году Португалия и Испания, в 1995 году Финляндия, Австрия и Швеция. 1 мая 2004 года к ЕС присоединились восемь стран Центральной и Восточной Европы, включая Польшу, Чехию и Венгрию, а также Мальту и Кипр. Болгария и Румыния присоединились 1 января 2007 года. Таким образом, ЕС включает в себя 27 государств-членов. Другие страны, такие как Турция, Хорватия, Македония и Исландия, подали заявку на включение в ЕС.
С контрактами Амстердама (1997) и Ниццы (2000) Европейский Союз принял решение о институциональных изменениях в рамках подготовки к будущим расширениям, среди прочего. С 1 декабря 2009 года Лиссабонский договор является центральным международно-правовым нормативным актом для государств 27 ЕС. Например, с одной стороны, он укрепляет право голоса национальных парламентов в ЕС, но с другой стороны, он также укрепляет внешний образ ЕС внешнеполитическим представителем.
2. Отношения России с ЕС
Отношения между Россией и Евросоюзом После распада Советского Союза в декабре 1991 года (ЕС) формировали большие ожидания и глубокие разочарования. В то время как странам Центральной и Юго-Восточной Европы предлагались перспективы в качестве члена ЕС или соглашения об ассоциации, Россия никогда не рассматривалась в качестве потенциального кандидата. С точки зрения ЕС, отношения должны основываться на успешной системной трансформации в России и, следовательно, на сообществе ценностей. Но во взаимоотношениях накапливалась напряженность. Чем дольше, тем меньше Россия хотела, чтобы ее рассматривали как объект «политики трансформации» ЕС, сравнимый с развивающейся страной. Посредством Европейской политики соседства, в частности Восточного партнерства с Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдовой, Украиной. Беларусь также создавала впечатление интеграционного соревнования между Россией и ЕС на постсоветском пространстве. Россия явно не была адресатом Восточного партнерства Европейского союза .
В Украине войны фундаментальное нарушение завершились в европейской политике, поскольку желаемое изображение общего европейского дома в соответствии с Уставом ОБСЕ 1990 года, наконец, оказались устаревшими. Россия порвала с аннексией Крыма и военным вмешательством в Донбасспо международному
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бедарида Ф. Черчилль / пер. с фр. Е.Н. Юдиной. М.: Молодая гвардия, 2011.
2. Бордачев Т. Суверенитет и интеграция // Россия в глобальной политике. 2007. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/n 8142 (09.04.2015).
3. Буторина О.В. Европа без Евросоюза // Россия в глобальной политике. 2011. № 6. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Evropa-bez-Evrosoyuza-15407 (09.04.2015).
4. Крастев И. Парадокс европейской демократии // Pro et Contra. 2012. Т. 16. № 1-2. URL: http://carnegie.ru/proEtContra/?fa=48150 (09.04.2015).
5. Моизи Д. Геополитика эмоций. Как культуры страха, унижения и надежды трансформируют мир. М.: Московская школа политических исследований, 2010.
6. Славин А. Евротранжиры живее всех живых // Эхо планеты. 2013. № 47. С. 26-27.
7. Сондерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М.: Кучково поле, 2013.
8. ТэтчерМ. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. М.: Альпина Паблишер, 2003.
9. Уильямс Ч. Аденауэр. Отец новой Германии. М.: АСТ, 2002.
10. Фергюсон Н. Империя: чем современный мир обязан Британии. М.: Corpus, 2013.
11. Шрёдер Г. Решения. Моя жизнь в политике / пер. с нем. Г. Леоновой. М.: Европа, 2007.
12. Berghahn V.R. America and the Intellectual Cold Wars in Europe. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2001.
13. BirdK. The Chairman: John J. McCloy — The Making of the American Establishment. New York: Simon & Schuster, 1992.
14. Blair T. A Journey. London: Hutchison, 2010.
15. Gehrz Ch. Dean Acheson, the JCS and the "Single Package": American Policy on German Rearmament, 1950 // Diplomacy and Statecraft. 2001. No 12 (1). P. 135-160.
16. Giddens A. Turbulent and Mighty Continent: What Future for Europe? Cambridge: Polity Press, 2014.
17. Laqueur W. Night Thoughts on Europe // The National Interest. Nov-Dec 2011. URL: http://nationalinterest.org/article/night-thoughts-europe-6043 (09.04.2015).
18. LovettA.W. The United States and the Schuman Plan: A Study in French Diplomacy, 1950-1952 // The Historical Journal. 1996. No 39 (2). P. 425-455.
19. Lukas S. Freedom's War: The US Crusade Against the Soviet Union, 1945-1956. Manchester: Manchester University Press, 1999.
20. MarquandD. Europe's Missing Union // The New York Times. 08.07.2012. URL: http://www.nytimes.com/2012/07/09/opinion/europes-missing-union.html (09.04.2015).
21. Moyn S. The Last Utopia. Human Rights in History. Cambridge, MA: Belknap Press of Harvard University Press, 2010.
22. Simms B. Europe: The Struggle for Supremacy from 1453 to the Present. New York: Basic Books, 2013.