Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена тем, что в настоящее время проблема конкурентоспособности предприятий гостиничного хозяйства обострилась, и ее решение требует от всех гостиниц активного поиска идей и методов повышения конкурентоспособности на рынке гостиничных услуг.
Использование и применение современных и актуальных способов повышения конкурентоспособности гостиниц и иных средств размещения определяет место этих предприятий на рынке гостиничных услуг и их прибыль.
Путей повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия огромное количество, но стоит иметь ввиду, что гостиничный бизнес отличается обязательным наличием инновационной составляющей, которая может быть связана, к примеру, с созданием новой гостиничной услуги или внедрением прогрессивных информационных технологий, и т.п. Одним из наилучших вариантов повышения конкурентоспособности в индустрии гостеприимства является создание нового направления предлагаемых услуг, т.к. гостиница, которая начинает функционировать первой на рынке, не имеет конкурентов, формирует спрос и может определять ассортимент и цены.Для отеля «Бородино» эта тема также актуальна, потому что данный отель недостаточно конкурентоспособен по сравнению с другими отелями данной категории.
Объектом исследования является отель «Бородино» г. Москва.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности отеля «Бородино».
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Обобщить научно-теоретические подходы к определению сущности понятия «конкурентоспособность предприятий» в гостиничном бизнесе;
2. Обобщить лучшие практики повышения конкурентоспособности российских и зарубежных гостиничных предприятий;
3. Выявить проблемы обеспечения конкурентоспособности отеля «Бородино»;
4. Разработать меры по повышению конкурентоспособности отеля «Бородино».
В процессе проведения исследования были изучены работы специалистов в сфере гостеприимства, посвященные проблемам повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий. В качестве методологической основы были проанализированы труды российских авторов: Г. А. Бондаренко, Н. И. Кабушкина, С. С. Скобкина, Л.П. Шматько.
В результате подготовки работы формируются компетенции в области организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности, предусмотренных ФГОС 43.03.03 Гостиничное дело по проведению исследования сущности организационного проектирования предприятий индустрии гостеприимства, а именно: ОК-5 (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия), ОК-6 (способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия), ОПК-1 (способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту гостиничного продукта) , ОПК-3 (готовность применять нормативно-правовую и технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность), ПК-9 (способность использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг), ПК-10 (готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей), ПК-11 (готовность к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей), (перечень компетенций указан в Приложении 1).
Следующие методы исследования используются для решения поставленных задач: анализ научной и методологической литературы по рассматриваемой теме, обобщение и классификация научных исследований, методы количественного и качественного анализа, а также сравнительно-экономический анализ.
Теоретическая значимость научно-исследовательской работы заключается в том, что полученные выводы дополняют ряд аспектов повышенияконкурентоспособности,могут быть использованы в целях совершенствования положений о конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса.
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке рекомендаций по применению современных способов повышения уровня конкурентоспособности российскихгостиниц и других средств размещения.
Структура работы: введение, три раздела, заключение, список использованных источников,содержащий ___ ______ источников, в том числе _____ источников на английском языке, ____________приложений. Всего в работе _______ рисунков и ____ таблиц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОСТИНИЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность понятия «конкурентоспособность предприятий» и факторы, влияющие на конкурентоспособность гостиничных предприятий
В настоящее время конкуренция как одна из движущих сил заставляет производителей искать новые или совершенствовать старые пути повышения своей конкурентоспособности. Основной целью для любого предприятия является сохранение и укрепление занимаемых позиций на рынке, а также получение стабильной прибыли и, соответственно, ее рост. Для достижения данной цели, предприятию необходимо ориентироваться на максимизацию самой прибыли, что возможно при обеспечении высокой конкурентоспособности.
Рассмотрим далее основные научные подходы к определению сущности понятия «конкурентоспособность предприятия» (таблица 1).
Таблица 1.
Основные научно-теоретические подходы к определению сущности понятия «конкурентоспособность предприятия»
№ п/п Определение понятия Авторы, источник
1 Конкурентоспособностьпредприятия – это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке, или конкурентоспособность –это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка Дулисова И.Л.[3]
2 Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка Завьялов П.С.[2, стр. 7]
3 Конкурентоспособность предприятия – комплексное понятие, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными его членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы Калашникова Л.М.[1, стр. 15]
4 Конкурентоспособность предприятия – это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов Светуньков С.Г.[4, стр. 11]
5 Конкурентоспособность предприятия – способность продавать свои товары М. Эрлих и Дж. Хайн [7]
Таким образом по данным таблицы 1 видно, что указанные ученые рассматривают понятие «конкурентоспособность предприятия» как способность предприятия, заключающуюся в обеспеченииэффективной хозяйственной деятельности предприятия по производству товаров и услуг, которые по своим характеристикам как ценовым, так и качественным, экономическим, техническим и др., удовлетворяют и привлекают потребителей лучше, чем товары конкурентов внутри конкретного рынка.Обеспечение конкурентоспособности является одним из основных стратегических направлений деятельности в управлении любого предприятия, так же это важно и для гостиничных предприятий.
Гостиничное предприятие – средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. [Федеральный закон от 05.02.2018 №16-ФЗ]. Гостиничные предприятия предоставляют своим потребителям основные (размещение и еда, медицинская помощь и доступ в интернет и др), дополнительные (экскурсии, обмен валюты, ремонт одежды, сауны и СПА) и персональные услуги (небольшие подарки для постоянных гостей, персональный сотрудник отеля). Отсюда следует, что конкурентоспособность гостиничного предприятия и предоставляемых им услуг зависит от степи привлекательности и востребованности предлагаемых услуг потребителю.
При оценке конкурентоспособности гостиничного предприятия конкурентоспособность гостиничной услуги является определяющим фактором. Факторы конкурентоспособности гостиничного предприятия –это непосредственные причины, наличие которых необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Можно выделить две группы факторов,влияющих на конкурентоспособностьгостиничного предприятия. [6]
Первая группа факторов – факторы, влияющие на гостиничное предприятие:
- имидж гостиницы;
- расположение гостиницы;
- квалификация менеджеров высшего и среднего звена;
- маркетинговая деятельность;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей"
2. Федеральный Закон РФ от 10.06.1993 № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"
3. Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации"
4. ГОСТ Р 53423-2009 (ИСО 18513:2003). Туристские услуги. Гостиницы и другие средства размещения туристов
5. Международный стандарт ISO 9004-2000
6. Артемова Е.Н. Основы гостеприимства и туризма. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
7. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2014. — 272 с.
8. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2014. – 495 с.
9. Брашнов Д.Г. Основы индустрии гостеприимства. – М.: МПСУ, 2014. – 371 с.
10. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. – СПб.: Питер, 2015. – 309 с.
11. Дементьева С.В. Отельный менеджмент. - Ольборг: Институт истории, международных и социальных исследований Ольборгского университета, 2015. - 160 с.
12. Дулисова И.Л.Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара [Электронный ресурс] http://www.marketing.spb.ru/read/essai/6.htm.
13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. – М.: Инфра¬М, 2001.
14. Калашникова Л.М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель. – 2003.
15. Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Инфра-М, 2015. – 504 с.
16. Кусков А.Д. Гостиничное дело. - М.: Дашков и Ко, 2015. – 557 с.
17. Магер В.Е. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2016. – 176 с.
18. Медлик С. Гостиничный бизнес. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 404 с.
19. Михеева Е.Н. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2015. – 532 с.
20. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2017. – 266 с.
21. Пузанков Д.В. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001// СПбГУ ЛЭТИ, 2013. – 220 с.
22. Репин В.В. , Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 419 с.
23. Розенков Д.А. Классический менеджмент: организационные структуры управления. – М.: Кнорус, 2014. – 501 с.
24. Румянцева З.П. Общее управление организацией. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 302 с.
25. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2015. – 414 с.
26. Туровец О.Г. Организация производства и управления предприятием. – М.: Инфра-М, 2015. – 508 с.
27. Светуньков, С. Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях / С. Г. Светуньков. – СПб., 1997.
28. Фомичев А.Н. Исследование систем управления предприятием. – М.: Инфра-М, 2013. – 348 с.
29. Фрейдина Е.В. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2017. – 189 с.
30. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 484 с.
31. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 382 с.
32.
33. 6,7 тыс. брендированных гостиничных номеров откроются в России в 2017 году
// http://www.retail-loyalty.org/news/6-7-tys-brendirovannykh-gostinichnykh-nomerov-otkroyutsya-v-rossii-v-2017-godu (дата обращения: 10.01.2021)
34. Официальный сайт «Известия iz» Вперед в будущее: в России начнут строить роботизированные отели https://iz.ru/986675/mariia-perevoshchikova/vpered-v-budushchee-v-rossii-nachnut-stroit-robotizirovannye-oteli