Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Характер взаимоотношений власти и общества традиционно считают показателем развития национальных демократических институтов. Вместе с тем в этой области имеются принципиальные вопросы, затрагивающие любое современное государство, независимо от степени соответствия западной либеральной модели.
Отличительной чертой современного общества являются дисциплинарные пространства, так или иначе оказывающие ощутимое влияние на жизнь человека и на функционирование общества в целом. Период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 и введенного в связи с этим режима самоизоляции обусловил обострение социальной напряженности и трансформацию дисциплинарных пространств, а также поставил перед обществом проблему адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни.
Новым вызовом для человека и всей социальной системы стало стремительное распространение новой коронавирусной инфекции по всему миру, последующий режим изоляции и углубляющийся кризис, в связи с чем пространства исполнения власти были вынуждены адаптироваться к меняющимся условиям, в чем-то видоизменить свою деятельность и формы проявления контроля, чтобы сохранить власть и статус.
Целью работы является анализ эффективности каналов коммуникации власти и общества в условии самоизоляции.
Объектом исследования является коммуникация власти и общества в условии самоизоляции.
Предметом исследования выступают факторы, послужившие эффективности каналов коммуникации власти и общества в условии самоизоляции.
Задачами настоящей работы являются:
- раскрыть понятие и значение коммуникаций власти и общества в современных реалиях;
- выявить особенности коммуникации власти и общества в условии самоизоляции;
2.1. Проанализировать собранные эмпирические данные, полученные в ходе проведенного опроса по изучению эффективности каналов коммуникации власти и общества в условии самоизоляции.
Эмпирическая часть исследования разделена на две части: количественную и качественную. Целью количественной части, в которой данные собирались с помощью опросника, является соотнесение объективных социально-демографических характеристик респондентов (например, возраста, пола и т.д.) с фактом изменения выбора при голосовании. Целью качественного исследования является изучение эффективности каналов коммуникации власти и общества в условии самоизоляции. Хотя это исследование тщательно спланировано, оно все еще имеет ограничения, такие, как зависимость от субъективных данных людей об их поведении и мотивации.
Данная работа начинается с обзора литературы в области политической социологии, с целью определения теоретической базы для объяснения эффективности каналов коммуникации власти и общества в условиях самоизоляции. Во второй главе описан подход к эмпирической части работы, и представлены результаты исследования. Наконец, заключение описывает выводы и рекомендации данной работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИИ САМОИЗОЛЯЦИИ
1.1. Понятие и значение коммуникаций власти и общества в современных реалиях
Не будет преувеличением назвать век информационного общества веком коммуникаций. Общество в различных странах пытается добиться «коммуникативной демократии». У одних это получается, у других нет, и во многом это зависит от тех отношений между социумом и властью, которые сложились в конкретном месте в конкретное время. Большое число современных обществ на Западе и Востоке можно с уверенностью назвать информационными. Россия идёт по пути формирования нового типа общественной структуры. Превалирующая роль среди факторов преобразования общества принадлежит, без сомнения, коммуникациям и, как уже было сказано выше, в основном – это коммуникации между различными социальными подсистемами и властью .
Приоритеты социального, экономического и технического развития должны, по нашему мнению, быть направлены на формирование комфортной среды существования всех, без исключения, социальных групп, в чём власти следует отвести основную роль. Общепризнана сложность проявлений власти, их неоднородное присутствие в различных областях жизни общества. Это обстоятельство делает исследование власти крайне трудным и противоречивым делом, обусловливает необходимость использования различных методологических средств и подходов.
Одна из наиболее подробно разработанных концепций власти как системы коммуникаций предлагается в работах известного немецкого социолога Никласа Лумана. Власть как коммуникативное средство является исходным регулятором социальных взаимодействий. Коммуникативная парадигма власти позволяет не только приобретать опыт изучения и реализации властных отношений . В контексте коммуникативной модели власти становится очевидной сохраняющаяся актуальность формирования в России гражданского общества, создания условий для реализации гражданских свобод, деятельности разнообразных средств массовой информации. Обнаруживается, что укрепление российской государственности невозможно вне культивирования структурированного и разнопланового коммуникативного пространства, всестороннего развития общественных связей и отношений.
Рассмотрим субъекты гражданского общества и органы государственной власти как субъектов процесса коммуникации. Понимание их сущности, специфики и возможностей участия в процессе коммуникации позволит шире взглянуть на существующие проблемы и возможности проектирования коммуникации власти и общества.
Гражданское общество – живое, постоянно меняющееся образование, не имеющее раз и навсегда «утвержденной» структуры и четко выстроенной иерархии. Форматы гражданской активности делятся на устойчивые институциональные образования и ситуативные неинституциональные практики.
Неинституализированными или ситуативными субъектами гражданского общества считают гражданских активистов, инициативные группы граждан, возникающие для решения временных проблем. Люди, решившие сделать благотворительный взнос, поучаствовать в патриотической, правозащитной, благотворительной акции, прийти на общественные слушания, посвященные какой-либо проблеме – яркие примеры неинституализированных субъектов гражданского общества.
В обществе присутствуют и должны присутствовать различные модели взаимодействия его с властью, осуществляющей управление его развитием. Одна из них представляет собой прямое участие в законотворчестве через референдум или участие в формировании законодательной власти через демократические выборы, что, к сожалению, в России пока реализуется с трудом. Другая модель реализуется через взаимодействие власти и СМИ, что носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью – это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что не выработаны действенные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного пространства .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
2. Абрамов А.В., Багдасарян В.Э., Бышок С.О., Володенков С.В., Евстафьев Д.Г., Егоров В.Г., Комлева Н.А., Крамаренко Н.С., Манойло А.В., Михайлёнок О.М., Петренко А.И., Прокофьев В.Ф. Пандемия covid-19: конец привычного мира? // Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 3-83.
3. Бабинцев В.П., Шаповал Ж.А. Публичные коммуникации власти и общества в регионе: проблемы и возможности конструктивных изменений // Власть. – 2018. – Т. 26. – № 4. – С. 7-15.
4. Воронцов С.А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2020. – № 5 (120). – С. 50-53.
5. Головина А.Н. Проектирование коммуникаций власти и общества в современных реалиях // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 4 (20). – С. 578-581.
6. Ерохина О.В. Общество и государство: информационно-коммуникационные технологии для преодоления «кризиса доверия» в условиях пандемии // Инфокоммуникационные технологии. – 2020. – Т. 18. – № 3. – С. 368-374.
7. Ильинова Н.А. Оценка молодежью взаимодействия власти и общества во время пандемии COVID-19: региональный срез // Молодежь в трансформирующемся обществе: настоящее и будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию Адыгейского государственного университета. Отв. редактор Р.Д. Хунагов. – 2020. – С. 61-66.
8. Корнилов В.Ю. Взаимодействие правового государства и гражданского общества (на примере курской области в контексте борьбы с пандемией коронавируса) // Теория и практика современной юриспруденции: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 240-243.
9. Луман Н. Теория общества : сборник / пер. с нем., англ.; под ред. А. Ф. Филиппова. – М. : КАНОНпрессЦ, Кучково поле, 1999. – 358 с.
10. Марголина Т.И. Об особенностях взаимодействия гражданского общества и органов власти в условиях пандемии // Защита прав человека в условиях распространения новой коронавирусной инфекции: теория и практика. Сборник материалов научно-практической конференции. – Москва, 2021. – С. 93-101.
11. Меркулов П.А., Кустова А.В. Социальные трансформации системы взаимодействия «общество и государство» в условиях пандемии COVID-19 // Среднерусский вестник общественных наук. – 2021. – Т. 16. – № 2. – С. 32-44.
12. Рыженок А.Р., Шангараев Р.Н. Электронное правительство: динамика взаимодействия государства и российского общества в разгар пандемии СOVID-19 // Russian Journal of Management. – 2020. – Т. 8. – № 4. – С. 111-115.
13. Сулимин А.Н., Лаврентьев М.В. Актуальные проблемы взаимодействия государства и общества в России в условиях пандемии COVID-19 // Государство и общество России в контексте современных геополитических вызовов: новации, экономика, перспективы: материалы ХII Всероссийской научно-практической конференции. – Чебоксары, 2021. – С. 49-53.
14. Щенина О.Г. Со-информированность в российском обществе в период пандемии COVID-19 // Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 3. – С. 108-120.
15. Цифровая стража. URL: https://sber.pro/publication/tsifrovaia-strazha.