Фрагмент для ознакомления
2
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
АДАПТАЦИЯ (лат. Adaptation приспособление) — термин, кото-рый в конце XVIII века был введен в научный оборот физиологами. В са-мом общем виде приспособляемость - способность некоего объекта сохра-нять свою целостность при изменении параметров среды. При этом речь идет об объектах системной природы, обладающих качеством саморегуля-ции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды. Поэтому термин «адаптация» используют не только в науках о живом, но и в ки-бернетике. [1]
Рассмотрим подходы к адаптации в историческом аспекте.
Приспособительные процессы исследовались в физиологии по двум основным направлениям, каждое из которых имеет определенное значение и для психологии:
1. Были детально изучены закономерности сенсорной адаптации. Сенсорная адаптация - приспособительные изменения чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Полученные данные в этой области имеют определенное значение при организации дея-тельности в условиях избыточной или недостаточной освещенности, шума и т.п.;
2. Были изучены приспособительные реакции целостного орга-низма в ответ на неблагоприятные факторы среды.
Начало этим исследованиям положили работы У. Кеннона, который изучал физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX века У. Кеннон описал две основные реак-ции живых организмов в качестве наиболее общих ответов на опасность — нападение и бегство. У. Кеннон первым указал на то, что активизация ре-сурсов организма может порождаться как физическими, так и эмоциональ-ными факторами. [3]
Канадский физиолог Г. Селье приблизительно два десятилетия спу-стя начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома опреде-ленного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Проводя свои эксперименты на животных, Г. Селье установил, что различные факторы, которые вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов и т.п.), также вызы-вают и определенные неспецифические, стереотипные, общие реакции, служащие ответом на требования, предъявляемые этими факторами к уме-нию организма приспосабливаться к внешним условиям. [2]
По мнению Г. Селье, этот общий, неспецифический сигнал к вклю-чению способностей организма приспосабливаться и является сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом не важно, являются ли воздействующие факторы приятными или нет. А важно то, что они предъявляют требования к возможностям организма приспосабливаться.
В психологии понятие стресса имеет самые разнообразные опреде-ления. Причем нередко упускают из виду, что, согласно Г. Селье, стресс - это нормальная, естественная приспособительная реакция организма на постоянно меняющиеся внешние условия. Таким образом, обсуждаемая и пропагандируемая многими изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Только смерть является полным освобождением от стресса.
В большинстве психологических теорий основной проблемой явля-етсявзаимодействие человека с миром. И чаще всего она рассматривается именно как приспособление человека, его адаптация к миру. Однако само понятие адаптации в разных теориях получило самые разные трактовки.
З. Фрейд полагал, что психическая деятельность координируется механизмами, которых приводят в движение колебания между повышени-ем и снижением напряжения, возникающего в результате удовольствия или неудовольствия. Когда ОНО - бессознательное влечение, которое ориенти-ровано на получение непосредственного удовольствия (принцип удоволь-ствия), не находит своего удовлетворения, возникает невыносимое состоя-ние. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. К нему и обращено Я (сознание, разум), которое принимает на себя управ-ление и считается с реальностью (принцип реальности). [4]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Инновационный образовательный проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedsovet.org/components/com_mtree/attachment.php7link_i d=69328&cf_id=24, свободный
2. Нелидкин, А.М. Социальная интеграция детей с ограниченными воз-можностями [Текст] / А.М. Нелидкин, Е.С. Сиротенко // Социально-экономические аспекты развития современного общества: сб. статей, Вып.3./ Под ред. д.и.н., проф. С.В.Демидова. - Рязань: РИПД «Первопе-чатникЪ» , 2018. - С. 218-228
3. Черникова, Т.В. Управление развитием образовательного учрежде-ния [Текст] / Т.В. Черникова. М.: ТЦ «Сфера», 2019. - С.18.
4. Жуланова, И.В. Основы социальной педагогики и психологии [Текст] / И.В. Жуланова, В.В. Кудряшова. Волгоград: Перемена, 2018. - С.75.
5. Яковлева, И.М. Развитие целей коррекционно-педагогической помо-щи умственно отсталым детям [Текст] / И.М.Яковлева // Вестник Москов-ского городского педагогического университета. Серия Педагогика и пси-хология. - 2018. - №2. - С.95..
6. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых де-тей [Текст]: Сборник статей и материалов / Под ред. Л.С.Выготского. - М.: Отдел соц-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Нарком-проса РСФСР, 1924.- С.124.
7. Психология личности [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 2018. - С.161.
8. Екжанова Е.А. Программа дошкольных образовательных учрежде-ний компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррек-ционно-развивающее обучение и воспитание [Текст] , Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. - М.: Просвещение, 2017. - С.9.
9. Программа специальных (коррекционных) общеобразова-тельных учреждений VIII вида [Текст]: Сборник 1 / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Владос, 2019. - С.3.
10. Лабунская, В.А.Экспрессия человека: общение и межличностное по-знание [Текст] / В.А. Лабунская. - Ростов- на-Дону, 2018. - С. 34
Безруких М.Н.,Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?.-Москва : .1991г.
11. Витянова М.Р. Адаптация ребенка в школе. Диагностика. Коррекцион-ная поддержка - :. Москва 2018.
12.Мудрик А.В. Личность школьника и его воспитание в коллективе.- :. Москва 2019.
13.Мудрик А.В. Социализация и смутное время.-:. Москва: 2017.
14.Куракин А.В., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Вы-пуск 1. часть 2.- Таллин: 2018.
15. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты). – М.: Медгиз, 2018. – 184с.