Фрагмент для ознакомления
2
Ознакомиться с системой eLIBRARY, осуществить поиск публикаций по теме исследования, оформить аналитическую справку
1. Красило, А.И. Социально-гуманистический анализ психологической травмы // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 81-90.
В психологическом словарепсихологическая травма определяется как единое понятие и означает вред, который нанесён психическому здоровью в результате значительного негативного воздействия каких – либо факторов среды или стрессовых воздействий окружающих людей.
Психологическая травма вызывается таким событием, которое касается наиболее значимых сторон жизни человека и приводит к серьезным психологическим переживаниям.
Он описал такие характеристики стрессового состояния:
— егоинтенсивность;
— смысл переживаний;
— насколько оно значимо и злободневно;
— степень патогенности;
— внезапность возникновения и острота;
— временная продолжительность;
— вероятность повторяемости;
— взаимосвязь с личностными особенностями.
2. Марьясова, Н.В. Механизмы психологической травмы при возникновении посттравматического стресса // Альманах современной науки и образования. 2009. № 12-2. С. 100-103.
Другой исследователь Н.В. Марьясова называет психологическую травму внутренним конфликтом, появляющимся на соматически измененной основе в первую очередь у людей, склонных психогениям.
3. Складнева, Н.А. Работа над психологической травмой: проблема абонента и консультанта // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2011. № 3. С. 240-243.
Н.А. Складнева считает, что при психологической травме нет нарушений психики, у человека проявляется способность адекватно принимать жизненные решения, ориентироваться в трудной ситуации, эффективно разрешать проблемы. Автор пишет о том, что в медицинской научной литературе понятия «стрессовое состояние» нет, как нет и критериевбрутальности его нанесения.
Психологическая травма –это травма, которую человек получает в трудной жизненной ситуации, связанной с риском для жизни и здоровья, проблемами близких и родных. Последствия могут оставаться на всю жизнь на уровне психосоматических нарушений, качественно меняя жизнь во всех его проявлениях.
Можно рассматривать психологическую травму и как последствия такого жизненного события, на которое человек не может повлиять, ощущая бессилие и беспомощность, невозможность что‑то изменить. Нормально существовать, общаться с окружающими, полноценно работать становится невозможно.
4. Гришина, А.В. и др. Работа с психологической травмой: методика оказания психологической помощи // ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ. сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции. 2018. С. 967-973.
Попадая в трудную жизненную ситуацию, человек использует различные стратегии совладания и системы психологических защит, активизирует внутренние ресурсы, чтобы преодолеть ее.
У человека может возникнуть состояние шока с проявлениями торможения функций организма, замирания, оцепенения. Когда проходит психотравмирующая ситуация, то в организме и нервной системе травма остается, этот груз травмы человек может носить всю жизнь. Кроме того, травма остается и передается последующим поколениям.
Переживая психологическую травму, человек находится в состоянии оглушенности, ведя привычный образ жизни, затем и происходит подавление внутренних тягостных переживаний, что позволяет жить дальше, а опыт стресса вытесняется в его бессознательное.
Внутри человека возникает как бы расщепление, с одной стороны, он как личность живет сегодня, с другой стороны, есть травмированная личность, которая живет со своими эмоциями, и, если травм было много, то и внутренних покалеченных личностей много. Такое расщепление – итог защиты психики.
5. Тарабрина, Н.В. Феномен межпоколенчатой передачи психической травмы / Н.В. Тарабрина, Н.В. Тарабрина, Н.В. Майн // Консультативная психология и психотерапия - №3. – 2013. – С. 96 - 119
Изучая феномен стрессовой межколенчатой травмы, Н.В.Тарабрина, Н.В.Майн пишут «Проблема передачи стрессового состояния в поколениях актуальна как с точки зрения ее научного, так и практического значения. В современной отечественной психологической науке тема межпоколенческой передачи изучается в большей степени с общепсихологических, социальных позиций и преимущественно в ее положительном аспекте как ресурса совладающегоповедения у потомков».
Н.В.Тарабрина пишет о межпоколенческой передаче стресса, говоря о том, что, пережив его, человек передает его свои детям. При этом автор подразумевает передачу прямую, в рамках реального контакта, ее можно наблюдать со стороны, а транспоколенческая касается отдаленных поколений, и так передаются патологические элементы. Особенно это касается случаев, когда родители, а также предшествующие поколения, перенесли в своей жизни серьезную психическую травму; информация об этом будет передаваться потомкам.
«Если мать или отец переносят какую - то психотравму, то этот опыт окажет воздействие на ребенка. Этот опыт будет продолжать свое действие в последующих поколениях. Стресс – это испытание для человека, и преодолеть ее, перерасти, стать взрослее, полнее подчас сложная задача. В каждой семье есть свой уникальный опыт столкновения с травмой». Своя история травматических переживаний предков. В каждом родовом поле хранится свой психотравматический опыт. И стрессовые состояния человека – это частое повторение психотравматических ситуаций из жизни его предков. В каждой системе есть люди, имеющие свой опыт столкновения со смертью.
Есть такая позиция рассмотрения стресса, когда он определяется как травма, которая наносит вред психике, возникающий при ответной реакции человека на различные неблагоприятные факторы среды и экстремальные ситуации.
6. Небылицин В.Д. Проблемы психологии индивидуальности / В.Д. Небылицин. Воронеж: НПО МОДЭК, 2015. 688 с.
Причинами стрессовых состояний могут стать различные стрессовые ситуации, сильное эмоциональное потрясение, пограничные и клинические состояния психики.
Стрессы по степени силы и длительности воздействия:
- шоковые, возникающие в результате быстрого и неожиданного воздействия;
- острые, причиной которых является воздействие, длящееся не более двух-трех суток;
- среднесрочные - это регулярные психотравматическиевоздействия, ограниченные временными рамками;
- хронические, связаны с возникающим время от времени воздействием психотравмирующего фактора.
Виды стрессов по характеру причин:
- экзистенциальные травмы, связанные с переживанием угрозы жизни человека или его родных, это наиболее тяжелые и оставляющие на всю жизнь негативные воспоминания;
- потери, обусловленные страхом покинутости и одиночества, чувством никчемности и ненужности, желанием уйти от социальных контактов;
- стрессы отношений возникают из-за обманутых ожиданий, что формирует недоверие к окружающим;
- стрессы ошибки возникают при неожиданных результатах действий человека и вызывают стыд и чувство вины.
Признаки стресса выделяют следующие:
- наличие психотравмирующего фактора, но не всегда отрицательные внешние воздействия ведут к трессовому состоянию.
К эмоциональным симптомам можно отнести:
- резкие перепады настроения, апатия, дистанцирование и безразличие к окружающим и жизни в целом, проявление неконтролируемой агрессии;
- неспособность найти место в жизни, проблема самоидентификации, невостребованность в профессии, ощущение никчемности и брошенности;
-появление фобий, высокий уровень тревожности и раздражительности;
-навязчивость воспоминаний, когда негативные переживания постоянно всплывают в голове человека, он погружается в прошлое и не живет настоящим.
-абстрагирование от реальности, уход в алкогольную и другие виды зависимости.
7. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН» , 2009. - 352с.
Понятие «психологическая травма» впсихоаналитической литературе возникло в рамках концепции посттравматического расстройства и в кризисной психологии.
3. Фрейд, анализируя работу Брейера с истерической пациенткой, выявил, что симптомы возникли как остатки аффективных переживаний, и назвал их психическими травмами. Психологическую травму психоаналитики рассматривали как негативное событие большой интенсивности при отсутствии эффективной стратегии совладания человеком, в результате возникает дезадаптация и стрессовые расстройства.
Главным негативным следствием и одновременно содержанием психологической травмы представляется потеря веры в упорядоченную и контролируемую организацию жизни.
У психоаналитиков понимание психологической травмы сводится к пониманию аффективного отражения в сознании человека важных жизненных событий, окрашенных гнетущим, беспокоящим и негативным настроением. Психологическая травма личностно неповторима у каждой личности.
Показать больше