Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из путей реформирования дошкольного образования является качественная организация методической работы, которая является показателем успешности деятельности учреждения дошкольного образования.
Методическая работа в учреждении дошкольного образования – многоаспектное понятие, предполагающее: изучение и моделирование образовательного процесса; сопровождение профессиональной компетентности педагогов, повышения их педагогического мастерства; изучение динамики изменений в развитии дошкольников; консультативную помощь педагогам; организацию партнерского взаимодействия с родителями; изучение, обобщение и распространение перспективного педагогического опыта; создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе; отбор и обработка методической, научной литературы и тому подобное. Поэтому вопрос нормативно-правового обеспечения выступает первоочередной в организации методической работы в заведении дошкольного образования.
Необходимо обратить внимание на то, что методическая работа для воспитателей детей раннего возраста является важным элементом. К примеру, процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ есть тем процессом, который требует методических рекомендаций и профессионального сопровождения деятельности воспитателей. Именно вопросы методической работы в сопровождении деятельности воспитателей работающих с детьми раннего возраста, и адаптация детей к условиям ДОО интересуют нас в рамках данного исследования.
Обратимся к краткому описанию процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО. Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат. Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.
Таким образом, методическая работа в сопровождении деятельности воспитателей работающих с детьми раннего возраста – это специальный комплекс взаимосвязанных практических мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала педагогов, их непрерывную и профессионально-методическое образование, что ориентировано в конечном итоге на повышение уровня образованности, развитости и воспитанности. В рамках нашего исследования внимание обращено на процесс адаптации детей раннего возраста к условиям учреждения дошкольного образования.
Решению этой проблемы в значительной степени способствует формированию творческого, компетентного педагога. Практика показывает, что для формирования творческой личности воспитателя требуется практическая, профессиональная деятельность. А чтобы реально управлять и контролировать, помогать повышению педагогической компетентности, методист должен сам пополнять информационную и организационную базу методического дела, постоянно самосовершенствоваться.
Цель исследования – теоретические и методические основы методической работы в ДОО.
Объект исследования – теоретические и методические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Предмет исследования – опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса адаптации детей раннего возраста как элемента методического сопровождения деятельности воспитателей.
Задачи:
- изучить и описать основные аспекты методической работы в заведении дошкольного образования;
- рассмотреть индивидуальные образовательные программы воспитателей ДОУ как основа методической работы ;
- определить особенности мониторинга образовательного процесса как элемент методической деятельности;
- сформировать основные аспекты ИКТ в процессе деятельности воспитателя ДОУ как элемент методической и педагогической деятельности;
- охарактеризовать программу сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством сказкотерапии как результат методической работы с воспитателем;
- разработать программу сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством сказкотерапии;
- проанализировать и описать результаты экспериментальной проверки программы сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации посредством сказкотерапии.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОО
1.1. Основные аспекты методической работы в заведении дошкольного образования
Методическая работа является многоаспектным понятием и предусматривает выполнение ряда важных задач в заведении дошкольного образования: систематическое изучение состояния образовательного процесса, профессиональной компетентности педагогов, динамики изменений в развитии соискателей дошкольного образования; консультирование и помощь педагогам по планированию образовательного процесса с детьми; организация сотрудничества с родителями; моделирование содержания, форм и методов образовательного процесса; повышение педагогического мастерства и совершенствования профессиональной компетентности педагогов; изучение, обобщение и распространение перспективного педагогического опыта; создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе; отбор и обработка методической, научной литературы и рекомендации по ее внедрению в образовательный процесс учреждения дошкольного образования и т. Поэтому вопрос нормативно-правового обеспечения выступает первоочередной в организации методической работы в заведении дошкольного образования.
Методическую работу в заведении дошкольного образования осуществляет воспитатель. В учреждениях дошкольного образования, где должность воспитателя-методиста не предусмотрена, методической работой занимается директор заведения.
В должностных обязанностях воспитателя-методиста учреждения дошкольного образования предусмотрено, что воспитатель:
- отвечает за организацию образовательного процесса;
- осуществляет методическое руководство образовательной деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения;
- создает условия для обеспечения физического и психического развития детей, внедряет личностно-ориентированный и компетентностный подходы в практику работы; способствует реализации дифференцированного подхода к воспитанникам, выявлению их индивидуальных особенностей, способностей, таланта, выполнению правил охраны труда и безопасности жизнедеятельности;
- организовывает наставничество молодых специалистов, оказывает помощь студентам педагогических вузов в прохождении практики;
- осуществляет работу с родителями по вопросам развития, воспитания и обучения детей;
- осуществляет систематический контроль за качеством педагогического процесса в учреждении;
- помогает создать благоприятный эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе и т.д.
1 января 2015 года вступил в силу профессиональный стандарт педагога, который был призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию и мотивировать на постоянное повышение квалификации. Расширяя границы свободы воспитателя, данный документ одновременно повышает его ответственность за результаты и качество труда, предъявляя требования к его квалификации с критериями ее оценки.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру педагогической деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса, выделяя такие трудовые функции, как обучение, воспитательная и развивающая деятельности. Выполнение названных видов педагогической деятельности требует наличия у воспитателей ДОО конструктивно-технологических умений:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, Н. Н., Микадзе, Ю. В. Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – ОЛМА-ПРЕСС СПб. 2018. – 672 с.
2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э.И. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 1992. – 275 с.
3. Александров, И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. – 2018. – №22. – С. 283-285.
4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2017. – 334 с.
5. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2001. – 199 с.
6. Анучина, О.А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – № 4 (9).- С. 221-224.
7. Бежаева, Д.Н., Зиновенко, О.А. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // В сборнике: Аспекты и тенденции педагогической науки Материалы I Международной научной конференции. – 2016. – С. 34-37.
8. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
9. Бичерова, Е.Н. Взаимосвязь эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста и социально-психологической адаптации к детскому саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 44. – С. 22-26.
10. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер. 2016 – 111 с.
11. Вареник, Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
12. Веселкова, К.Е. Структурные и содержательные характеристики социально-психологической адаптации // Гуманитарные науки. – 2017. – № 1. – С. 34-38.
13. Вильчковский, Е.С. Психолого-педагогические основы системы физического воспитания дошкольников / Е.С.Вильчковский // Воспитание детей дошкольного возраста. – К., 1991. – С.45-66.
14. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. – 1981. – №5. – С.45-69.
15. Гернега, К. С., Огурцова, У. А. Социально-психологическая адаптация личности в условиях медиареальности // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2018. – №13. – С. 11-14.
16. Горохова, М.Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография / М.Ю.Горохова. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.
17. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М.: ТЦ «Сфера», 2016. – 128 с.
18. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В.Дворецкая // Педагогическая технология. – М., 2004. – №2. – С. 38-40.
19. Жаркова, Ю. Н. Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду» // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – №5. – С. 47-51.
20. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г.Захарова; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
21. Калинина Т.В. Управление ДОУ: Новые информационные технологии в дошкольном детстве [Текст] / Т.В.Калинина; М, Сфера. – 2008.
22. Канеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. инст-ов по спец-ти № 2110 «Дошк. педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
23. Каштанова Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
24. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю.Ксензова; М.: Педагогическое общество России, 2000.
25. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1997. – 88 с.
26. Моторин, В. Воспитательные возможности компьютерных игр [Текст] / Дошкольное воспитание // В.Моторин; 2000. – № 11.
27. Пахоменкова, Е. А. Психолого-педагогическая коррекция адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 201–205.
28. Перадзе, О.В. Психолого-педагогические основы организации адаптации и организация адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ // Наука и Мир. – 2015. – Т. 2. – № 11 (27). – С. 82-84.
29. Пильдес, М.Б. Система работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школы / М.Б. Пильдес, Е.Д. Тенютина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.
30. Поршнева, Ю.В. Проблема адаптации в разрезе фундаментальных наук. Адаптация к ДОУ: ее сущность и закономерности // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 20. – С. 137-142.
31. Рыленко, Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ // Молодой учёный. – 2015. – №17. – С. 565-568. – URL https://moluch.ru/archive/97/21753/ (дата обращения: 16.02.2020).
32. Рябчунова, К. Н. Реализация идей Л. С. Выготского в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова // Молодой ученый. – 2016. – №27.1. – С. 27-30.
33. Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия. 2017. – 192 с.
34. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 2017. – 317 с.
35. Социальная дезадаптация ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eti-deti.ru/child/356.html (дата обращения 08.01.2020)
36. Тупикова, С.А., Спиридонова, Т.А. Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой учёный. – 2016. – №28. – С. 951-953. – URL https://moluch.ru/archive/132/37002/ (дата обращения: 07.10.2019).
37. Управление инновационными процессами в ДОУ [Текст] / М., Сфера, 2008.
38. Хакимова, Г.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей: монография [Текст] / Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребнюк. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – С. 63.
39. Хаустова, А.И. Социально-психологическая адаптация // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 614-617.
40. Хачатрян, Л.Г., Максимова, М.С., Ожегова, И.Ю., Белоусова, Н.А., Шишов, А.Я. Особенности первичной психосоматической адаптации у детей в дошкольных учреждениях и пути ее коррекции // Вопросы практической педиатрии. – 2016. – Т. 11. – № 3. – С. 57-61.
41. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А.В. Хуторской. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2010. – 252 с.