Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В работе органов власти или деятельности коммерческих компаний может возникнуть противоречие между собственными интересами лиц, которые принимают решения, и интересами организации. Что такое конфликт интересов и как законодательство регулирует подобные ситуации?
Существует несколько способов борьбы с конфликтом интересов на разных стадиях его возникновения, в частности:
предотвращение возможности появления конфликта интересов при получении полномочий (например, будущий чиновник при замещении госдолжности, а новый директор – перед назначением в частную компанию продают доли или ценные бумаги, которыми владели);
раскрытие информации о доходах и о владении имуществом; контроль со стороны государства и общественных организаций.
В чем состоит конфликт интересов на государственной или муниципальной службе. Чиновник, который получает должность в госаппарате или муниципалитете, дает обязательство не допускать конфликта интересов. Если возникнет угроза такого конфликта, он обязан ее устранить.
Закон о противодействии коррупции дает определение конфликта интересов (ст. 10 ФЗ № 273): «Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».
Хотя закон чаще применяют к государственным и муниципальным служащим, его можно также использовать в ситуациях с физическими лицами и организациями. Такой вывод можно сделать из определения коррупции в статье 1 этого закона.
ФЗ о противодействии коррупции говорит, в частности, о том:
кто должен разрешать конфликты интересов (п. 3 ст. 10);
как надо действовать при его возникновении.
Сами служащие по закону должны, например:
принимать превентивные меры;
предупреждать, если возникают или могут появиться ситуации с конфликтом интересов;
брать самоотвод;
отказаться от выгоды.
Госорганы могут, в частности:
проводить проверки при найме сотрудников и в процессе их деятельности;
осуществлять разъяснительную работу по тому, как не допустить конфликт интересов и что делать, если он возник. Так, Генеральная прокуратура РФ издала памятку для государственных служащих;
менять должностное положение служащего;
привлекать к ответственности (например, дисциплинарной или уголовной).
С 2010 года действует указ, который регламентирует работу комиссий по урегулированию конфликта интересов (указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821). Чиновнику при возникновении конфликта интересов грозит:
дисциплинарная ответственность (от замечания до увольнения в связи с утратой доверия);
административная ответственность (например, штраф по ст. 19.29 КоАП РФ);
гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков);
уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы согласно ст. 290 УК РФ).
Также госслужащего могут лишить права занимать определенные должности.
К ответственности могут привлечь не только представителей исполнительной, но и других ветвей власти. Так, в конце 2018 года Президент РФ подписал закон о том, что членов Государственной думы или Совета Федерации могут освободить от какой-либо должности при не предотвращении конфликта интересов (Федеральный закон от 27.12.2018 № 561-ФЗ). Такую информацию будут публиковать на официальных сайтах госорганов. Однако полномочия по должности не прекращаются.
В 2019 году Минюст РФ разработал поправки в антикоррупционное законодательство. Он предложил не наказывать физических лиц за несоблюдение правовых норм о конфликте интересов, если такое нарушение произошло из-за объективных обстоятельств. По официальной информации данная инициатива в стадии обсуждения текста проекта.
Конфликт интересов может возникнуть не только в госструктурах, но и в коммерческой организации. Проблема столкновения интересов актуальна и для предпринимателей. Конфликты интересов в частном секторе возникают, когда, например:
мажоритарный акционер преследует цели, которые расходятся с целями миноритариев;
руководитель или топ-менеджер компании ведет ее к ликвидации, чтобы создать свою организацию и переманить клиентов;
сотрудник организации заключает договор с ИП, который открыл его родственник;
руководитель подразделения способствует карьере знакомого в своей компании без учета ее интересов;
жена сотрудника компании работает в конкурирующей фирме, и тот передает ей конфиденциальную информацию.
В большинстве подобных ситуаций страдают интересы частных компаний. Также конфликт может отразиться на интересах общества в целом. Этого не возникло бы при должном выполнении обязанностей без личной заинтересованности.
В частном секторе первичным предотвращением ситуаций, которые связаны с конфликтами интересов, занимаются юристы и кадровики. В частности, они могут:
собирать информацию о соискателях, пока идет процесс интервью (в том числе через социальные сети);
проверять уже действующих сотрудников;
анализировать их деятельность через официальные ресурсы (например, сайт ФНС России), в том числе проверять наличие юрлиц или ИП, зарегистрированных на работников.
Как правило, при выявлении конфликта интересов применяют гражданско-правовую ответственность. Так, последствиями могут стать:
возмещение убытков по общим правилам ГК РФ;
признание недействительными сделок, которые совершили с целью получения личной выгоды и причинили этим убытки владельцам компании.
Также могут использовать административную ответственность, например, по ст. 19.29 КоАП РФ. За это нарушение привлекают не только компании, но и должностных лиц. За ряд действий следует уголовная ответственность – например, за дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ).
К сожалению, сегодня государственные служащие всего этого не знают, или плохо владеют информацией. Необходимо срочно модернизировать систему обучения и профессионального развития государственных и муниципальных чиновников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурнаев А.Г. Регулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе в РФ / А.Г. Бурнаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65849/ (дата обращения: 09.10.2021).
2. Василевич Г.А.Транспарентность деятельности должностных лиц как важнейшее средство исключения конфликта интересов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transparentnost-deyatelnosti-dolzhnostnyh-lits-kak-vazhneyshee-sredstvo-isklyucheniya-konflikta-interesov (дата обращения: 08.10.2021).
3. Утросина С.А. Преодоление конфликта интересов на государственной и муниципальной службе – важнейший механизм противодействия коррупции // Марийский юридический вестник. 2017. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-konflikta-interesov-na-gosudarstvennoy-i-munitsipalnoy-sluzhbe-vazhneyshiy-mehanizm-protivodeystviya-korruptsii (дата обращения: 08.10.2021).
4. Шувалова Н.Н. Этика государственной и муниципальной службе, М.: Юрайт, 2017, 312с.