Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Существенную роль в экономической системе любого государства играет предприятие, так как позволяет произвести блага для граждан этого государства, с помощью которого они удовлетворяют свои потребности. Чем больше будет предприятий, которые предлагают схожие товары и услуги, тем в большей степени будет между ними конкуренция, то есть соперничество за покупателя, который обеспечивает им доход. Поэтому для любого предприятия становится важным повышать свою конкурентоспособность, так как она позволит получить больший доход за счет удовлетворения потребностей покупателей в товарах и услугах.
Детально разработанный план повышения конкурентоспособности предприятия позволит предприятию иметь руководство к действию и улучшению своего положения на рынке в борьбе за потребителя.
Актуальность разработки проекта повышения конкурентоспособности ООО «ФГМ» обусловлена тем, что в данный момент указанная компания теряет свои позиции на рынке ввиду повышения количества конкурентов на рынке и для дальнейшего движения необходимо выработать такую стратегию, которая бы позволила обеспечить ей устойчивые конкурентные преимущества.
Цель исследования: провести стратегическую диагностику внешней среды и разработать проект повышения конкурентоспособности ООО "ФГМ".
Задачи исследования:
- раскрыть понятие и роль обеспечения конкурентоспособности предприятия;
- описать виды и методы разработки стратегии развития;
- описать методы оценки конкурентоспособности;
- оценить внутреннюю среду предприятия;
- оценить внешнюю среду предприятия;
- охарактеризовать основных конкурентов предприятия и выявить его конкурентные преимущества;
-предложить проект повышения конкурентоспособности ООО "ФГМ";
- определить эффективность предлагаемого проекта.
Объектом исследования выступает ООО "ФГМ", являющееся организацией, которая оказывает рекламные услуги.
Предмет исследования: конкурентоспособность ООО " ФГМ".
Методы и инструменты исследования. Для анализа текущей ситуации внутри компании и выявления управленческой проблемы планируется использовать следующие инструменты и методики: конкурентная стратегия М. Портера, PEST-анализ, SWOT-анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный проект повышения конкурентоспособности ООО " ФГМ" обеспечит:
- повышение конкурентоспособности предприятия в условиях постоянного повышения требований к качеству услуг;
- расширение рынка услуг компании и разработку новых видов услуг;
- оптимизацию и реструктуризацию бизнес процессов оказания услуг в компании.
Реализация результатов работы. Результатом данной работы будет являться проект повышения конкурентоспособности ООО «ФГМ» с максимальной эффективностью и минимизацией рисков при ее внедрении на практике.
1.Разработка методики оценки конкурентоспособности инвестиционной организации
1.1. Сущность и особенности оценки конкурентоспособности инвестиционной организации
В настоящее время большинство организаций работает в условиях конкуренции. Конкуренция означает соперничество. Конкуренция существует между продавцами и производителями за возможность получения дохода от покупателя.
Инвестиционная организация отличается от других организаций тем, что основной деятельностью для данной организации является осуществление инвестиционной.
Инвестиции могут осуществляться как в форме прямого инвестирования, так и в форме покупок акций различных отечественных и зарубежных компаний.
Чем более доходным будет деятельность объекта для инвестирования, тем более будет эффективной и деятельность инвестиционной организации.
Конкурентоспособность означает, иначе говоря, способность к конкуренции [15, c. 48]. Исходя из этого, можно сказать, что конкурентоспособность инвестиционной организации будет заключаться в способности инвестиционной организации к конкуренции.
По определению, принятому в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), конкурентоспособность — это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
Конкурентоспособность с точки зрения покупателя означает предложение ему товаров и услуг, которые могут лучше удовлетворить его потребности. Конкурентоспособность инвестиционной организации с точки зрения покупателя означает предложение ему инвестиций, условия получения которых будут более привлекательными по сравнению с другими способами финансирования.
В настоящее время конкурентоспособность рассматривают на различных уровнях, от уровня национальной экономики до уровня отрасли, предприятия, отдельных видов продукции или услуг.
Важное место при определении конкурентоспособности играют принципы конкурентоспособности, то есть те основные положения которые делают возможным существование конкуренции, так как безусловно, если ситуация на рынке не будет характеризоваться наличием конкуренции, то и соответственно смысла ее повышать.
Достаточно часто понятие конкурентоспособности и понятие качества продукции кажутся схожими и их даже иногда отождествляют. Поэтому необходимо понимать, что высокий уровень конкурентоспособности еще не всегда означает высокий уровень качества. Например, китайские товары не всегда отвечают требованиям к качеству товаров, однако спрос на них из-за низкой цены может быть высокий. То есть конкурентоспособный еще не означает качественный товар. Для инвестиционной организации обычно оценивается качество обслуживания инвестиций.
К тому же конкурентоспособный товар (инвестиция) должен быть востребован не только любым покупателем, который в нем нуждается, а только тем, который может за него заплатить. В противном случае предприятию не имеет смысла производить товары, которые нужны, но покупатели не смогут их купить, так как не имеют достаточного количества для этого денежных средств.
При измерении конкурентоспособности предприятия определяют не только конкурентоспособность его продукции, но и сравнивают его деятельность по экономическим, техническим, управленческим и другим параметрам с конкурентами, то есть оценивают конкурентоспособность его деятельности.
Конкурентоспособность выражается также с помощью показателя доля рынка определенной продукции и услуг в определенных географических границах.
Конкурентоспособность не является постоянной величиной, а постоянно меняется с изменением внешних и внутренних условий среды.
В настоящее время одинакового подхода к пониманию конкурентоспособности нет, а существуют различные подходы, которые друг с другом весьма различаются и даже противоречат друг другу.
Поэтому рассмотрим наиболее интересные разработки в данной области знаний.
Отдельные авторы утверждают, что не может быть универсального определения конкурентоспособности, а все зависит от того, применительно к какому объекту (товару, услуге) или субъекту оно относится. [8, c. 59].
Многие авторы отождествляют понятия «конкурентоспособность» и «качество». Например, академик А.Н. Романов пишет, что «конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги».
Из этого определения видно, что А.Н. Романов вместо свободного функционирующего рынка товаров видит только место сбыта продукции или услуги.
Более точно сущность категории конкурентоспособность отражает следующее определение Е.А. Ивановой: конкурентоспособность – это способность данного предмета (потенциальная и/или реальная) выдержать конкуренцию; но оно не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.
Поэтому в данной связи необходимо отметить, что конкурентоспособность выражает совокупность характеристик товара или какого-либо другого объекта, которые являются значимыми для платежеспособных потребителей. А с точки зрения производителей конкурентоспособность означает их возможность производить такую продукцию, доход от которой бы позволял им финансировать свою деятельность и развиваться.
То есть с точки зрения потребителя конкурентоспособность товара означает наличие у товара полезных для потребителя характеристик, а с точки зрения производителя продажи товаров должны позволить ему финансировать свою деятельность в текущей и долгосрочной перспективе.
То есть понимание конкурентоспособности означает выдвижение требований к субъекту исследования конкурентоспособности обязательных требований и требований, необходимых для обеспечения его привлекательности с точки зрения потребителя.
Таким образом, конкурентоспособность продукции означает ее соперничество с другой продукцией, имеющей аналогичное назначение, но обладающую более ценными для потребителя свойствами с точки зрения цены, качества или других свойств. А при оценке конкурентоспособности инвестиционной компании нужно исследовать конкурентоспособность с точки зрения потребителя и производителя.
1.2. Исследование методов оценки конкурентоспособности инвестиционной организации
В настоящее время выделяют большое количество методов, которые позволяют определить конкурентоспособность предприятия.
Для того, чтобы выявить их достоинства и недостатки необходимо их объединить в следующие группы методов: [5, c. 51].
1) формализованные методы, то есть методы, которые можно описать с помощью определенных показателей;
2) матричные методы предполагают построение матрицы, на которой определяется положение предприятия и его конкурентов;
3) методы оценки конкурентоспособности товаров.
Рассмотрим данные методы последовательно, определив их достоинства и недостатки.
Формализованные методы оценки конкурентоспособности продукции основаны на определении показателей деятельности предприятия и сравнении их с показателями конкурентов.
Данный подход позволяет определить конкурентоспособность как систему показателей предприятия, значения которых лучше, чем у конкурентов.
К числу таких сравниваемых показателей можно отнести: [11, c. 92]
- уровень качества товаров или услуг;
- наличие производственных мощностей;
- уровень развития производства;
- наличие разветвленной системы сбыта;
- расходы на маркетинговые и рекламные мероприятия;
- показатели финансового положения;
- размер расходов предприятия;
- удовлетворенность потребителей качеством сервиса.
С точки зрения долгосрочной перспективы в качестве оцениваемых параметров могут выступать:
- занимаемая предприятием доля рынка;
- средние темпы роста продаж за определенный период;
- темпы роста прибыли;
- изменение показателе й рентабельности деятельности и рентабельности капитала, а рентабельность использования отдельных его ресурсов.
Для того, чтобы определить конкурентоспособность на основании формализованных методов необходимо:
- определить существенные для потребителя характеристики товара или предприятия в целом;
- оценить уровень значимости каждой из характеристик;
- определить общий рейтинг конкурентоспособности организации;
- сравнить рейтинг анализируемого предприятия с рейтингом его конкурентов;
- определить общий уровень конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, использование формализованных методов позволяет сравнить конкурентоспособность предприятия с помощью сравнения различных показателей деятельности предприятия и его конкурентов.
Оценка маркетинговой среды является основой определения конкурентоспособности в матричных методах анализа.
Рассмотрим основные матричные методы анализа конкурентоспособности, которые используются чаще всего в хозяйственной практике многих предприятий.
Матрица Игоря Ансоффа позволяет сделать вывод об уровне инновационности компании, величине риска осуществления капитальных вложений, общей величине рыночной устойчивости предприятия, качестве стратегического менеджмента в компании. Основой матрицы является выявление соотношения производимой продукции и рынков сбыта. Все значения рассматриваются с точки зрения их новизны.
1.Старый продукт на старом рынке – относительно низкий уровень риска. Необходимо совершенствовать продукт, снижать его себестоимость повышать качество товара, качество обслуживания.
2. Новый продукт на старом рынке – умеренный уровень риска. Необходимо сосредоточиться на нуждах существующих потребителей, разрабатывать новые продукты в соответствии с их потребностями.
3.Старый продукт на новом рынке – относительно высокий уровень риска. Необходимо совершенствовать существующий продукт, учитывая специфику нового рынка. [8, c. 67].
4.Новый продукт на новом рынке – крайне высокий уровень риска и неопределенности. Необходимо сосредоточиться на особенностях рынка, приспосабливая продукт к этим особенностям, но при этом стараться реализовывать низкозатратные проекты.
На основе анализа данной методики видно, что основным ее достоинством является сосредоточение на инновационности продукции.
Основным недостатком данной методики является отсутствие комплексного учета результатов остальных направлений деятельности предприятия.
Преимуществами является высокая точность оценки при условии наличии данных об объемах продаж и долях рынка конкурентов и анализируемого предприятия.
Недостатками является то, что данный метод не позволяет выявить причин данного уровня конкурентоспособности и разработать мероприятия по ее повышению, а также требует дополнительной информации о деятельности конкурентов.
В Приложении 1 сведены основные недостатки и достоинства рассматриваемых матричных методов.
В силу имеющихся недостатков данных методов необходимо рассмотреть другие методы оценки конкурентоспособности.
В частности метод оценки конкурентоспособности продукции позволяет выявить причины конкурентоспособности предприятия на основе оценки конкурентоспособности продукции.
3.Оценка конкурентоспособности предприятия на основе оценки конкурентоспособности его продукции.
Для того, чтобы использовать данный метод необходимо исследовать наиболее значимые для потребителей характеристики, дать их оценку и сравнить между собой.
Наиболее конкурентоспособными будут те предприятия, чья продукция обладает для потребителей наиболее ценными характеристиками. Сравнение характеристик продукции разных фирм позволяет определить направления разработки новой продукции и совершенствования моделей старой продукции, а также позволяет выпустить модификации и новые торговые марки, обладающие новыми, более ценными для потребителей свойствами. [10, c. 151]. На основании требований к изделию оцениваются стоимость производства проектируемого изделия, емкость рынка и перспективы сбыта проектируемого изделия.
4. Комплексные методы оценки конкурентоспособности предполагают использование элементов всех трех перечисленных методов, что позволяет не только определить конкурентоспособность предприятия в текущий момент, но и сделать прогноз относительно его будущей конкурентоспособности, что позволит разработать мероприятия ее повышения.
Наиболее хорошо разработанным комплексным методом оценки конкурентоспособности является метод, который был предложен Коротовым А. М. Основой модели является то, что предприятие получает прибыль только в том случае, если способно эффективно использовать ресурсы так, чтобы получаемая продукция была ценной для потребителя, и он был способен ее купить.
В долгосрочной перспективе необходимо достижение устойчивого конкурентного преимущества, которое позволяет обеспечить ценность продукции для потребителя в длительной перспективе и конкуренты не смогут воспроизвести способ использования ресурсов или другой фактор, обеспечивающий долгосрочную конкурентоспособность предприятия.
Обобщая проведенный анализ методов оценки конкурентоспособности можно сказать, что для оценки конкурентоспособности предприятия принципиально важным является: сравнение показателей деятельности фирм – конкурентов; сравнение различных характеристик продукции фирм – конкурентов; учет при оценке конкурентоспособности состояния рынка, на котором работает фирма, растет или снижается объем продаж, какова доля продукции на рынке, какой товар предлагается с точки зрения новизны;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (в 2х частях) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2021. – № 28.
2. Алексеев Н. Организационное проектирование в фирме // Консультант директора, №17, 2020. – С. 34-39.
3. Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2019. - с.86.
4. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. Часть 2:. – М.: МИЭМП, 2018.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: курс лекций. – М.: Знание, 2016. - 384 с.
6. Виханский О.С. Менеджмент -М.: Экономистъ, 2020.-527 c.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2019. – с.112.
8. Глазунов А.В. Постоянное улучшение. Подходы, методы и приемы. // Методы менеджмента качества, 2019, №2.
9. Грязнова А.Г., Джиджолия А.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: 2019.
10. Гудушаури Г. В., Литвак Б. Г. Управление современным предприятием.- М.: ЭКМОС, 2019.
11. Диксон П. Р. Управление маркетингом: Пер. с англ. - М.: БИНОМ, 2020. – С. 94.
12. Зуб. А. Т. Стратегический менеджмент. – М.: Велби, 2019, - с.56.
13. Ивлев В.А., Попова Т.В. Реорганизация деятельности предприятий: от структурной к процессной организации. М.: Научтехлитиздат, 2019.
14. Изменения в системах управления в 21-ом веке. // Брошюра «Все о качестве. Зарубежный опыт», 2019, № 28.
15. Касселз Э. Выбор стратегии: Учеб. пособие. Кн. 5/Пер. с англ.–Жуковский: МИМ ЛИНК, 2019–с.24.
16. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль – СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
17. Лавлюк К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. – М. : Вильямс, 2019. – 1008 с.
18. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – Спб.: Наука, 2019. – с. 50.
19. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга — СПб: Питер, 210. — 320 с.
20. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И.Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова; Под ред. Н.И.Перцовского - -М.: Высшая школа, 2019. – с. 44.
21. Огарков А.А. Управление организацией: учебник - М.: Эксмо, 2020.
22. Панов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 414 с.
23. Полукаров В.Л. Основы менеджмента: учебное пособие/ В.Л.Полукаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2019.
24. Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. / Под ред. и с предисловием Протас В.Ф. М. Издательство: ЮНИТИ, 2019. – 516 с.
25. Портер, Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2020.
26. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия //Стандарты и качество – 2020, №4. – С. 48-51.
27. Фахтудинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.:Дело, 2018. – 448 с.