Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация: статья посвящена проблеме проектирования и исследовательской деятельности в школе. Перед тем, как приступить к постановке проблемы и выбору темы, определяется важность формулировки проблемной ситуации.
Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность, исследование, проблема исследования, тема исследования.
Annotation:the article is devoted to the problem of design and research activities at school. Before proceeding to the formulation of the problem and the choice of the topic, the importance of the formulation of the problem situation is determined.
Keywords: project and research activities, research, research problem, research topic.
Понятие исследовательской деятельности и способ организации учебно-воспитательного процесса на ее основе рассмотрены в ряде исследований психологов, философов и педагогов.
Исследовательскую деятельность школьников изучали А.В. Леонтович, П.И. Пидкасистый, А.И. Савенков, И.Д. Чечель и другие [6,11,8, 13].
Кратко остановимся на некоторых определениях исследовательской деятельности. Е.В. Ларькина считает, что исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта [5]. Это система умственных действий, которые объединены мотивом, и в совокупности обеспечивают достижение исследовательской цели.
А.В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность учащихся, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, которая посвящена данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [6]. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Однако нет существенной разницы между любой исследовательской деятельностью и научно-исследовательской деятельностью в ее принципе и логической структуре. Но для последних, например, объективная новизна результатов обязательна, и в процессе обучения результаты часто являются новыми для школьников и не всегда новыми для общества.Как написала О.Б. Епишева: школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека [1].
Исследования психологов подтверждают мнение практиков, что участие в реализации проектно-исследовательской деятельности способствует развитию мышления учащегося. Овладение таким видом деятельности развивает и другие виды мышления: наглядно-образное, абстрактное, словесно-логическое (по Запорожцу А.В.) [2].
Как считает И.А. Зимняя, развитие психики ребенка происходит одновременно по трем линиям интеллекта, деятельности и личности: познавательная сфера (развитие познавательных механизмов); структура и содержание деятельности (цели, мотивы, способы и средства деятельности); направленность — ценностные ориентиры, самосознание, самооценка, взаимодействие с социумом и т.д. [3].
С позиций выбранного исследования данные три проекции подтверждают выбор качеств учащегося (личностные, интеллектуальные, информационные) как адекватных с психическим развитием учащегося и взаимосвязанных именно с овладением своеобразия деятельности (проектной и исследовательской), которая обеспечиваетрезультаты: принятие цели (смысловое восприятие, ее удержание на осознанном уровне, мотивация); деятельность— выбор и овладение способами и умениями; осознание предметного содержания как средства овладения спецификой проектной и исследовательской деятельности, потому что впарной, малой группе, школьникнаходится в системе отношений с другими соучастниками деятельности, что способствует конструктивному взаимодействию, принятию на уровне мотивации типа деятельности, которая определяетличностную направленность (позицию, мировоззрение, успешность, самоопределение).
Активность младших подростков, задействованных в реализации проектно-исследовательской, происходит в период развития их познавательной сферы, когда обучение способствует саморазвитию и самообразованию, происходит закладка теоретического и рефлексивного мышления. Это гарант в будущем для обеспечения их готовности к реализации такой деятельности в юношеском возрасте, в котором определяются умения: понимать проблемную ситуацию, анализировать ее; выдвигать гипотезы (предположения); выбирать и использовать простые (сложные) классификации, проводить систематизацию; применять метод наблюдений; ставить эксперимент; обосновывать выводы на основе фактов и оснований; структурировать (по ходу деятельности) информацию; проводить доказательство в условиях активной и самостоятельной деятельности учащегося.
Особую ценность в освоении проектной и исследовательской деятельности имеет компонент вербального, понятийного мышления, являющимся одним из ведущих в структуре интеллекта. Учение и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: кн. для учителя / О.Б. Епишева. – Москва: Просвещение, 2003. – 223 с.
2.Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.Н. Карпова– М.: Из-во Моск.ун-та, 1978.– 118с.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., исп. и перераб.– М.: Логос, 2001.– 384 с. 18.
4.Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
5.Ларькина Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996. – 16 с
6.Леонтович А. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование. 2018. №6-7 (1469). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-setevoy-podhod (дата обращения: 25.10.2021).
7.Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель / Предисл. В.А. Бадил. 5-е изд., перераб. и доп. М.: 5 за знания, 2011. 216 с.
8.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебн. пособие. – М.: «Ось-89», 2006.
9.Савчик Е. А. Теоретические основы построения модели формирования исследовательской компетентности старших школьников // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-postroeniya-modeli-formirovaniya-issledovatelskoy-kompetentnosti-starshih-shkolnikov (дата обращения: 25.10.2021).
10.Сукотин А.К.Превратности научных идей. М., Молодая Гвардия, 1991, с. 51
11.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст]: Теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с
12.Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.
13.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения// Практика административной работы в школе, 2003.– № 6.