Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Каждая организация в условиях рыночных отношений стремится к получению возможно большего дохода от своей дея-тельности. Любого рода организация старается не только реализовать собст-венный товар по выгодной высокой цене, но и сократить уровень затрат на производство и продажу продукции (товаров), а это и способствует снижению себестоимости продукции. Сокращение затрат приводит к росту прибыли, ко-торая приходится на единицу продукции.
В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д.
Развитие рыночных отношений требует совершенствования практики планирования издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода. Это предоставит возможность организации выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельность ее функционирования.
Управление затратами с целью уменьшение себестоимости выступает фактором роста уровня рентабельности, повышения денежного накопления, достижения эффекта экономического и, следовательно, успеха самого субъекта хозяйствования.
Особо важная роль в управлении затратами организации принадлежит экономическому анализу, так как он предоставляет возможность наиболее ем-ким образом провести оценку всей хозяйственной ситуации, которая связана с формированием затрат на производство и продажу выпускаемой продукции, определить имеющиеся недостатки и на их основании принять соответствую-щие управленческие меры. В связи с этим актуальными являются вопросы управления затратами в экономической политике организации.
Степень научной и практической разработанности проблемы. Существенный вклад в создание и развитие современной науки о себестоимости продукции, а также в разработку методического инструментария управления, оценки и учета затрат внесли такие известные ученые, как И. Балабанов, И. Бланк, А. Быстряков, М. Вознесенский, А. Володин, В. Говиндараджан, В. Ковалев, В. Круглова, М. Лапуста, И. Мизиковский, Д. Шанк, А. Шеремет и др. Теоретические аспекты и практические рекомендации по управлению затратами рассмотрены зарубежными авторами, такими как К. Друри, Дж. Рис, Дж. Фостер, П. Фридман, Д. Хан, Ч.Т. Хорнгрен, Дж. Шим и пр. Большой вклад внесли и отечественные ученые: Аньшина, А. Бакаев, П. Безруких, А. Катаев, Б. Майданчик, М. Макарова, В. Палий, Р. Сайфулин, Г. Соколовская, С. Стуков, В., Л. Шеремет, Ф. Юрлов и др.
Цель работы – разработать рекомендации по улучшению управления затратами предприятия.
Задачи работы:
- представить понятие, структуру и показатели эффективности затрат предприятия, себестоимость;
- проанализировать динамику и структуру затрат предприятия и опреде-лить основные направления улучшения управления затратами предприятия.
Объект исследования – ЗАО «Липецкий Станкозавод «Возрождение».
Предмет исследования – процесс управления затратами предприятия.
Методы исследования: метод сравнения, метод горизонтального и вертикального анализа, метод группировки.
1. Экономическая сущность затрат, издержек и расходов.
Категории стоимости и себестоимости
Затраты являются ресурсами, которые израсходованы на конкретные це-ли, определяются в стоимостном выражении. Величину затрат определяют на основе размера использованных материальных, трудовых и финансовых экономических ресурсов субъекта хозяйствования для производства продукции (выполнения работ и оказания услуг). С целью обеспечения соразмерности разного рода ресурсов размер их должен быть представлен в денежном выражении[9, с.40].Понятие «издержки» очень значимо только касаемо определенной цели и задач субъекта хозяйствования, на которые затраты такие направлены. Таких, к примеру, как: процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществления разного рода капитальных вложений, работы структурного подразделения хозяйствующего субъекта и т.д.[10, с.103]
Вся сущность понятия «расходы» представлена в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и в НК РФ. В качестве «расходов» субъекта хозяйствования признается снижение экономических выгод, которое связано с выбытием активов и появлением обязательств, ведущих к снижению суммы капитала субъекта хозяйствования. В данном случае исключение составляет снижение суммы вкладов согласно решению собственников имущества[2].
Ограничение понятия «расходы» происходит по цели использования экономических ресурсов. Согласно характеру и условиям осуществления деятельности субъекта экономики расходы подразделяют на две главные группы:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы (из них операционные, внереализационные (исключены сегодня), чрезвычайные).
Расходы по обычным видам деятельности непосредственно связаны с процессом производства и реализации продукции, выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров. В торговле расходы по обычным видам деятельности называют издержками обращения.
Затраты являются использованными ресурсами и израсходованными де-нежными средствами на товары и услуги, которые имеют непосредственное отношение к процессу производства конечного продукта.
Затраты на производство и продажу продукции - это себестоимость. Их возмещение происходит в каждом цикле производства при помощи полученной выручки от продажи. При неизменном уровне продажных цен от размера затрат на производство и продажу продукции при прочих условиях равного характера находится в зависимости размер прибыли субъекта хозяйствования и уровень производственной рентабельности[11, с.134].
Нужно отличать понятия стоимости и себестоимости. Себестои-мость включает в себя все те расходы, которые осуществляются предприятием в процессе изготовления единицы продукции. К ним относятся использованные материалы, электроэнергия, заработная плата работников и накладные расходы, которые не могут быть распределены пропорционально на каждую единицу продукции, но, тем не менее, были затрачены на ее изготовление.
Стоимостьскладывается из себестоимости продукции с накруткой на нее определенного процента рентабельности с целью получения прибыли. Этот процент рассчитывается исходя из того, какой объем налогов необходимо за-платить предприятию и какую сумму прибыли планирует получить изготови-тель для дальнейшего развития своей деятельности.Необходимо сразу же отметить тот факт, что одно понятие происходит от другого, то есть на основе себестоимости может быть рассчитана стоимость продукции, но никак не наоборот. Себестоимость – характеристика первого уровня, включающая в себя все те расходы, которые предприятие понесло при изготовлении единицы товара, будь то материальные, энергетические или временные затраты. Стоимость – характеристика второго уровня, поскольку она включает в себя конечное значение себестоимости с добавлением определенного процента рентабельности, чтобы компания не только покрыла свои производственные расходы, но также получила свободные денежные средства с целью осуществления своего дальнейшего развития. То есть стоимость – более комплексная категория.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 [по состоянию на 1 октября 2021 : принят ГД 19 июля 2000] [Электронный ресурс] // Система «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс]: приказ Минфина России №33н: принят 06 мая 1999 // Система «КонсультантПлюс».
3. Баратова, Н.И. Управление затратами на малых предприятиях [Текст] / Н.И. Баратова, А.С. Нейступова // Современные проблемы инноваци-онной экономики. – 2019. - №6. – С.16-22.
4. Борзых, О.А. принципы управления затратами на предприятии [Текст] / О.А. Борзых, А.Д. Климентов // Аллея науки. – 2019. – Т. 1. - №10. – С.210-213.
5. Ермакова, К.Л. Анализ управления издержками на предприятии [Текст] / К.Л. Ермакова, К.В. Штоколова, А.Р. Тусаева // Современные научные исследования и инновации. – 2018. - №1. – С.58-61.
6. Ибрагимов, Р.Г. Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы [Текст] / Р.Г. Ибрагимов. – М.: Юрайт, 2017. – 186с.
7. Ишкулова, Г.Р. Рекомендации по эффективному управлению затратами [Текст] / Г.Р. Ишкулова, Г.М. Мурзагалина // Экономика и социум. – 2018. - №1. – С.1147-1150.
8. Кленина, А.Н. Нормативно-законодательная база, регламентирую-щая формирование затрат на предприятии [Текст] / А.Н. Кленина // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2020. - №2. – С.7-14.
9. Корженгулова, А.А. Сущность затрат и их классификация для формирования себестоимости продукции [Текст] / А.А. Корженгулова // Статистика, учет и аудит. – 2020. - №2. – С.40-44.
10. Лопастейская, Л.Г. Разработка системы управления затратами [Текст] / Л.Г. Лопастейская, М.В. Корчагина // Социально-экономические ас-пекты развития бизнеса в будущем: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа: Агентство международных исследований, 2018. – С.103-106.
11. Степанова, Е.В. Управление затратами предприятия в современных условиях рыночной экономики [Текст] / Е.В. Степанова // Новейшие достижения и успехи развития экономики и управления: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа? ОМЕГА САЙНС, 2018. – С.133-136.