Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра как вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором развивается и совершенствуется самоуправление поведением, и задача педагога - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребенка - игра, тактично поддерживающая лидерство, обогащает игровой опыт ребенка. Большая творческая задача для воспитателя - организовать игры в детском саду так, чтобы жизнь ребенка была познавательной, интересной и увлекательной.
Игровая технология – это тщательно отобранный игровой материал, который встроен в игровую систему и набор игровых трюков для получения конечного результата. Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей. Главное - не менять маленького человека и не переделывать его, не учить его каким-то особым поведенческим навыкам, а дать ему возможность «проживать» в игре ситуации, которые его волнуют, с полным вниманием и сопереживанием взрослому.
1. Особенности дошкольного возраста
Дошкольное детство (с 3 до 7 лет) – особенный период развития ребенка, в котором перестраиваются вся психическая жизнь и его отношение к окружающему миру. Данный период является периодом овладения социальным пространством межличностных отношений путем взаимодействия со взрослыми и через игровые отношения со сверстниками. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер [9, с. 63].
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью1, с. 98.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может быть как положительным, так и отрицательным, что непосредственно влияет на его самочувствие современные научные данные свидетельствуют, что позитивный детский опыт, в особенности доверие, открытость, готовность к сотрудничеству, является основой позитивной самореализации будущей личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизненного поведения.
Нарушение эмоционального баланса приводит к эмоциональным расстройствам, отклонениям в развитии личности, проблемы социальных контактов. Перед воспитателем стоит задача научить дошкольника управлять своим эмоциями и способствовать созданию у него положительного эмоционального настроения; освобождаться от напряжения, скованности; развивать и корректировать эмоциональную сферу детей.
Проблеме эмоций уделяли внимание много отечественных и зарубежных психологов. Об односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (З. Фрейд); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационный-энергетическая» (Спенсер).
Отечественные исследователи Л. С. Выготский, О. М. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн вывели ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о чем регулирует их роль в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. Они утверждают, что эмоции — это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов: аспект переживания (С. Л. Рубинштейн), аспект отношения (П.М. Якобсон, В. Н. Мясищев), аспект отражения (В. К. Вилюнас, Я. М.Веккер).
Дошкольное детство является коротким отрезком в жизни человека и длится до 7 лет, но оно имеет очень большое значение. В этот период развитие идет весьма бурно и стремительно. К концу дошкольного возраста ребенок становится самостоятельной, активной личностью. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчиненность мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Старший дошкольник уже умеет в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. В раннем возрасте дети не способны управлять эмоциями, однако, с развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Это происходит, когда дошкольник усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки и учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния, а так как игра является ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, то ее возможности для развития эмоций ребенка являются колоссальными.
В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Один из видов игровой деятельности – дидактическая игра, соединяющая два начала: познавательное и игровое (А. К. Бондаренко, А. И. Сорокина, А. П. Усова и другие). В дидактической игре четко просматривается ее структура: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила. В то же время игра позволяет решать задачи обучения детей «языку эмоций» в игровой форме. В настоящее время практики дошкольного образования имеют достаточно большой выбор дидактических игр по эмоциональному развитию дошкольников (П. В. Ждановой, О. Л. Князевой, М. Лебедевой, Г. Прохоровой и других авторов). По мнению многих отечественных и зарубежных ученых – эмоции, возникающие в результате столкновения новыми сторонами действительности в сюжетно-ролевых играх, оказывают стимулирующее влияние на формирование психических процессов, на повышение психической активности и физиологической жизнедеятельности организма и способствуют развитию личности детей. Однако, в настоящее время во многих дошкольных учреждения игры применяются не систематизировано, что порождает противоречие между необходимостью эмоционального развития старших дошкольников и недостатком методической разработанности проблемы использования игр с данной целью.
2. Сущность игры и игровая деятельность дошкольников, и ее развитие в онтогенезе
Игра — это право любого ребенка при рождении. игра доставляет удовольствие всем детям, а также помогает им расти лучше.
Игра — это структурированная форма игры, обычно проводимая для развлечения или развлечения, а иногда используемая в качестве учебного пособия. Игры отличаются от работы, которая обычно выполняется за вознаграждение, и от искусства, которое чаще всего является выражением эстетических или идеологических элементов. Однако различие не является четким, и многие игры также считаются работой (например, профессиональные игроки в зрелищные виды спорта или игры) или искусством (например, головоломки или игры с художественным оформлением, такие как маджонг, пасьянс или некоторые видеоигры).
В игры иногда играют исключительно для удовольствия, иногда также для достижения или награды. В них можно играть в одиночку, в командах или онлайн; любителями или профессионалами. У игроков может быть аудитория неигровых игроков, например, когда люди развлекаются, наблюдая за чемпионатом по шахматам. С другой стороны, игроки в игре могут составлять свою собственную аудиторию, когда они в свою очередь играют. Часто частью развлечения для детей, играющих в игру, является определение того, кто является частью их аудитории, а кто игроком. Игрушка и игра — это не одно и то же. Игрушки, как правило, допускают неограниченную игру, в то время как игры поставляются с настоящими правилами.
Ключевыми компонентами игр являются цели, правила, задачи и взаимодействие. Игры обычно включают в себя умственную или физическую стимуляцию, а часто и то, и другое. Многие игры помогают развивать практические навыки, служат формой упражнений или иным образом выполняют образовательную, имитационную или психологическую роль.
Засвидетельствованные еще в 2600 году до н. э. [2][3] игры являются универсальной частью человеческого опыта и присутствуют во всех культурах.
Игры можно охарактеризовать по "тому, что делает игрок». [8] Это часто называют игровым процессом. Основными ключевыми элементами, определенными в этом контексте, являются инструменты и правила, которые определяют общий контекст игры.
Далее рассмотрим игровые инструменты.
Игры часто классифицируются по компонентам, необходимым для их игры (например, миниатюры, мяч, карты, доска и фигуры или компьютер). В местах, где использование кожи хорошо зарекомендовало себя, мяч был популярным игровым предметом на протяжении всей истории, что привело к всемирной популярности игр с мячом, таких как регби, баскетбол, футбол (футбол), крикет, теннис и волейбол. Другие инструменты более специфичны для определенного региона. Например, во многих странах Европы существуют уникальные стандартные колоды игральных карт. Другие игры, такие как шахматы, можно проследить в первую очередь по развитию и эволюции их игровых фигур.
Многие игровые инструменты — это жетоны, предназначенные для представления других вещей. Жетон может быть пешкой на доске, игровыми деньгами или нематериальным предметом, таким как набранное очко.
Такие игры, как прятки или пятнашки, не используют никаких очевидных инструментов; скорее, их интерактивность определяется окружающей средой. Игры с одинаковыми или похожими правилами могут иметь другой игровой процесс, если окружающая среда будет изменена. Например, прятки в школьном здании отличаются от той же игры в парке; автогонки могут радикально отличаться в зависимости от трассы или уличного курса, даже с одними и теми же автомобилями.
Игры часто характеризуются своими инструментами и правилами. В то время как правила подвержены изменениям и изменениям, достаточное изменение правил обычно приводит к "новой" игре. Например, в бейсбол можно играть "настоящими" бейсбольными мячами или мячами для игры в мяч. Однако, если игроки решат играть только с тремя базами, они, возможно, играют в другую игру. Из этого есть исключения в том смысле, что некоторые игры намеренно предполагают изменение своих собственных правил, но даже в этом случае часто существуют неизменные метаправила.
Правила определяют систему учета времени, права и обязанности игроков, методы подсчета очков, установленные границы и цели каждого игрока.
Правила игры можно отличать от ее целей. Для большинства соревновательных игр конечной целью является победа: в этом смысле мат является целью шахмат. Общие условия выигрыша — это сначала набрать определенную квоту очков или жетонов, иметь наибольшее количество жетонов в конце игры (как в "Монополии") или некоторое соотношение своих игровых жетонов с жетонами противника (как в шахматном мате). Также могут быть промежуточные цели, которые являются задачами, которые двигают игрока к победе. Например, промежуточная цель в футболе - забивать голы, потому что забитые голы увеличат вероятность победы в игре, но одного этого недостаточно для победы в игре.
Цель определяет достаточное условие для успешного действия, в то время как правило определяет необходимое условие для допустимого действия. Например, цель шахмат - поставить мат, но, хотя ожидается, что игроки будут пытаться поставить мат друг другу, в шахматах не является правилом, что игрок должен ставить мат другому игроку, когда это возможно. Точно так же в футболе не является правилом, что игрок должен забивать гол с пенальти; хотя ожидается, что игрок попытается, это не обязательно. В то время как достижение целей часто требует определенной степени мастерства и (в некоторых случаях) удачи, следование правилам игры просто требует знания правил и некоторой тщательной попытки следовать им; это редко (если вообще когда-либо) требует удачи или требовательных навыков.
Инструменты и правила игры приведут к тому, что для нее потребуются навыки, стратегия, удача или их комбинация, и классифицируются соответствующим образом.
Показать больше