Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной России особое влияние на развитие демократического и правового государства оказывает местное самоуправление, а также такая важная его составляющая, как муниципальная служба, которая является институтом муниципального права - одной из новейших отраслей российского права. Это обусловлено тем, что местное самоуправление как правовой и организационно-управленческий институт начал формироваться сравнительно недавно. Причем это формирование еще продолжается. Именно поэтому проблема правового регу-лирования муниципальной службы является на сегодняшний день одной из самых актуальных.
Эффективность работы муниципальной службы зависит от того, насколько слаженно и профессионально работает управленческий аппарат. В достижении этой задачи особую роль играет, прежде всего, уровень развития законодательст-ва, а также принципы организации и функционирования данной профессиональ-ной деятельности. В связи с этим необходим анализ правого регулирования и ор-ганизационных факторов муниципальной службы.
Объектом исследования являются правовые и организационные основы му-ниципальной службы РФ.
Предметом исследования - муниципальная служба в РФ, ее организацион-ные принципы и правовое регулирование.
Цель курсовой работы - анализ законодательства и основ организации му-ниципальной службы. Разработка рекомендаций по совершенствованию правового и организационного регулирования муниципальной службы.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность муниципальной службы в РФ;
- изучить принципы организации муниципальной службы в РФ;
- проанализировать современный этап развития муниципальной службы в
РФ;
- раскрыть основы организации муниципальной службы в РФ;
- анализ законодательства муниципальной службы в РФ;
- разработка системы рекомендаций по правовому и организационному
регулированию муниципальной службы в РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные ра-боты, труды отечественных ученых в области муниципальной службы, публика-ции в прессе.
Эмпирическую базу исследования составили: Федеральный закон «О муни-ципальной службе в Российской Федерации», Европейская Хартия местного самоуправления, Указ Президента РФ «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации, Указ Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, 2 главы (первая - «Теоретическое обоснование основ муниципальной службы в РФ, вторая - «Анализ организационных и правовых основ муниципальной службы в РФ и пути ее совершенствования»), заключение и список использованных источников.
В заключении представлены основные выводы и рекомендации по результатам исследования.
1 Теоретическое обоснование основ муниципальной службы в РФ.
1.1 Понятие муниципальной службы.
Понятие «муниципальная служба» сравнительно новое для отечест-венного законодательства. Долгое время этот термин отсутствовал в российском законодательстве и в научных трудах отечественных ученых. И даже сейчас Конституция Российской Федерации не содержит такого понятия, в ней упоминается лишь о государственной службе.
На сегодняшний день термин «муниципальная служба» является од-ним из основных в науке муниципального права и отражает особенности муниципальной практики России.
Муниципальная служба представляет собой правовой институт, нор-мы которого регулируют особый тип общественных отношений, возникаю-щих в результате поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
Главной функцией такого правового института является «обеспечение цельного, относительно законченного, регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида» [7].
Современный термин «муниципальная служба» нашел свое закрепле-ние в Федеральном законе № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации». Так, под ним понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) [12].
Муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти, источником власти при этом выступает население, так как муниципальная деятельность носит публично-властный характер.
Данный вид профессиональной деятельности тесно связан с органами местного самоуправления, так как обеспечивает исполнение полномочий органов МСУ.
Муниципальная служба и органы местного самоуправления взаимо-дополняют друг друга, организуя при этом эффективную работу муници-пального образования. Это проявляется в выполнении муниципальными служащими задач и функций местного самоуправления, так как каждая должность содержит в себе часть полномочий органа местного самоуправления. Должность предполагает решение целого комплекса вопросов:
1. Установление вакансий;
2. Правила и способы их замещения;
3. Порядок аттестации;
4. Порядок перевода с одной должности на другую.
Следовательно, муниципальная служба тесно связана с муниципаль-ной
должностью, и одно без другого не может существовать [3].
Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» определяет должность муниципальной службы, как должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муни-ципального образования, которые образуются в соответствии с уставом му-ниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обес-печению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избира-тельной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность [12].
Как вид деятельности, муниципальная служба обладает рядом признаков. Такими как:
- осуществляется в органах местного самоуправления на муници-пальных должностях муниципальной службы;
- является профессиональной деятельностью, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное вознаграждение из местного бюджета;
- обеспечивает своей деятельностью исполнение полномочий ор-ганов местного самоуправления вопросов местного значения.
Основными задачами муниципальной службы являются:
1. Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
2. Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в преде-лах полномочий органов местного самоуправления;
3. Защита прав и законных интересов муниципального образования
[4].
Понятие «муниципальная служба» вошло в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении и разработкой теории муниципального права. Это понятие связывает всех служащих, занятых исполнением разнообразных функций в органах местного самоуправления.
Институт муниципальной службы может выступать как система, обеспечивающая реализацию публичных отношений местного самоуправле-ния, а также нормой, регламентирующей деятельность самой муниципальной службы, статуса муниципальных служащих и механизма ее прохождения.
Стоить отметить, что реформирование и совершенствование муници-пальной службы продолжается и по сегодняшний день.
1.2 Принципы организации и функционирования муниципальной служб
Под организацией муниципальной службы подразумевается ее фор-мирование как деятельности, и включает в себя множество вопросов.
Например:
- установление наименований должностей и определение круга полномочий по каждой должности отдельно;
- разработка правил поступления на муниципальную службу и ос-нования ее прекращения;
- подготовка кадров и повышение их квалификации;
- определение мер дисциплинарной и иной ответственности.
В основе организации муниципальной службы лежат положения Ев-ропейской Хартии местного самоуправления и Конституции РФ о правах человека и гражданина.
Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее про-хождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, иму-щественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных слу-жащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы [12].
Необходимым элементом любой управленческой структуры, в том числе и структуры местного самоуправления, является должность. Именно иерархия муниципальных должностей обуславливает основы организации муниципальной службы.
В Федеральном законе № 25 муниципальная должность понимается как должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальны-ми правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Для установления порядка учреждения наименований должностей муниципальной службы в РФ вводится термин «Реестр муниципальных должностей».
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в статье 7 устанавливает, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ выступает перечнем наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Разделы реестра могут быть разграничены также в зависимости от типов муниципальных образований, которые образованы в субъекте РФ.
В реестре могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, которые закреплены в законе о муниципальной службе.
Реестр должностей способствует реализации принципа единства ос-новных требований, предъявляемых к муниципальной службе и к повыше-нию эффективности работы органов местного самоуправления.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
В связи с установленным соотношением должностей законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ определяются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
Лица, исполняющие обязанности по муниципальной службе за де-нежное вознаграждение, именуются муниципальными служащими [12].
В Федеральном законе о муниципальной службе особое внимание уделяется выборным муниципальным должностям. Так, лица, занимающие выборные должности, не являются муниципальными служащими. К их числу относятся: должности депутатов, глава города, а также лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, которые не замещают должности муниципальной службы.
Одним их основных организационных пунктов в ФЗ № 25 является закрепление принципа равенства: «при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от по-ла, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж-ностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами» [12].
Основы организации муниципальной службы представляют собой сложную иерархическую систему, позволяющую любому гражданину, в со-ответствие с законодательством, занимать муниципальную должность, избе-гать несправедливости и неравенства. Основные законы, регламентирующие организационные принципы муниципальной службы, находятся в открытом доступе, что позволяет всем желающим знакомиться с необходимой инфор-мацией.
Показать больше