Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы. Любое дело в суде было бы невозможно без предварительного расследования. Для рассмотрения и разрешения дела по существу в судебном заседании необходимо всеми предусмотренными законом способами именно изначально собрать доказательства, а также осуществить уголовное преследование в отношении лица, которое совершило преступление и привлечь это лицо в качестве обвиняемого. И, как следствие, принять меры к тому, чтобы он не уклонялся от следствия и суда.
Самой важной частью уголовного процесса является следующая истина - "лицо, совершившее преступление, не должно уклоняться от ответственности, а невиновный человек не должен привлекаться к уголовной ответственности".
Довольно трудная система данного этапа включает в себя очень тонкий и умело сплетенный комплекс следственных действий, которые должны проводиться строго в соответствии с законом для обеспечения полного всестороннего и объективного расследования уголовных дел.
Важность именно предварительного расследования заключается в том, что следственный орган именно будет устанавливать данные о преступлении, а также лице, его совершившем. Что и будет обеспечивать осуществление установленной законом уголовной ответственности.
Проведение предварительного расследования пресекает преступную деятельность лица, привлекаемого в качестве обвиняемого, и способствует предупреждению преступлений другими лицами. Надзор и судебный контроль прокуратуры за действиями и решениями следователей и дознавателей обеспечивает законность расследования.
Обновленный Уголовно-процессуальный кодекс России, прежде всего, приблизил судебную стадию уголовного судопроизводства к международным стандартам. Однако на практике сохраняется старая система досудебного производства по уголовным делам.
Поэтому в настоящее время, на стадии предварительного следствия, тенденция продолжается, отставая от реформы досудебного производства от решения судебных и судебных вопросов. Это не позволяет оптимально решать задачи, поставленные органами предварительного следствия, но указывает на крайнюю необходимость оптимизации.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе проведения предварительного расследования.
Предметом исследования являются уголовно-процессуальные нормы, регулирующие порядок проведения предварительного расследования, а также конституционное и иное законодательство, регулирующее досудебное производство в целом.
Цель данной научно – исследовательской работы – изучить предварительное расследование, понятие, формы и этапы.
Задачи данной научно – исследовательской работы:
1. Изучить исторические аспекты становления и развития института производства предварительного расследования.
2.Выявить общие условия предварительного расследования.
3.Рассмотреть формы предварительного расследования.
3.Проанализировать процессуальный порядок проведения предварительного следствия.
4. Рассмотреть особенности производства дознания и дознания в сокращенной форме.
5.Сделать анализ совершенствования предварительного расследования в уголовном процессе России.
6.Рассмотреть предварительное расследование: современное состояние и перспективы развития.
7.Выявить проблемы реализации общих условий предварительного расследования в правоприменительной практике и пути их решения.
Методологической основой исследования является универсальный метод научного познания, а также общенаучные и частнонаучные методы: исторический, логический, статистический, сравнительно-правовой, социологический, системно-структурный.
Теоретической основой данной курсовой работы являются труды ученых различных процессов, таких как: О. Л. Васильев, В. Назаренко, А. Бабенко, Я. Яблоков, А. В. Шилин, А. В. Егоров, В. М. Быков, С. П. Ефимичев, А. С. Есина, Е. Н. А. Сергеев, С. В. Познышев.
Исследовательский раздел
Глава 1 Предварительное расследование как самостоятельная стадия уголовного процесса
1.1.Исторические аспекты становления и развития института производства предварительного расследования
Предварительное следствие - это деятельность, регламентируемая нормами уголовно-процессуального законодательства, в ходе которой следователь (дознаватель) собирает доказательства вины лица (лиц) в совершении преступлений, принимает меры по возмещению причиненного ущерба и готовит материалы уголовного дела для дальнейшей передачи прокурору и в суд.
Следовательно, дальнейшее развитие уголовного дела и достижение цели уголовного производства в целом зависит от того, как будут реализованы задачи, вытекающие из назначения уголовного производства, и выполнены требования уголовно-процессуального законодательства на стадии досудебного производства [26].
Кроме того, необходимым условием осуществления уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с законом является не только единообразное понимание его всеми субъектами этой деятельности, но и соответствие положений уголовно-процессуального законодательства российским реалиям и потребностям. Это связано с кардинальными изменениями, произошедшими в последние годы в России, которые определяют нынешнее состояние государства и общества, правоохранительной и судебной системы, а также вызывающими ряд проблем, которые необходимо решить [26].
Отечественный опыт, как правило, показывает, что реформирующие изменения в органах предварительного следствия, как правило, проводились в русле масштабных судебных реформ, которые органично вписывались в уникальные жизненные процессы России исторического, экономического, политического и нравственного характера. Важно подчеркнуть, что судебная реформа сама по себе является результатом глобального исторического процесса и часто предшествует изменениям в социально-экономическом формировании того или иного государства.
Такая ситуация обусловливает необходимость рассмотрения вопроса реформирования правовых институтов в контексте комплекса всех реформ, осуществляемых в государстве [23].
Исторический опыт показывает, что коренные изменения в общественно-политическом устройстве государства, как правило, предполагают реформу судебной и правовой систем.
До 1860 года расследованием преступлений в России занималась городская и земская полиция. Предварительное расследование состояло в сборе доказательств, для выявления и изобличения виновных. Он был официально отделен от заповедника. Первой основной задачей является установление обстоятельств совершения преступлений, и в ходе официального расследования необходимо определить, действительно ли обвиняемый совершил преступление, и был ли он наказан.
Одной из первых попыток реформирования предварительного следствия стала разработка собственной канцелярией Императорского Величества законопроекта "Под следствием", в котором эта функция была изъята у полиции, следователей судебной власти Для реализации этой идеи указом императора Александра 1860 года была учреждена должность судебных следователей 6-8 2. Им было поручено расследовать все преступления, подпадающие под юрисдикцию суда. Полиции было поручено расследовать мелкие преступления и проступки.
В дополнение к указу была издана "комиссия судебных следователей", которая регулировала ее деятельность и устанавливала процедуры проведения расследований. Контроль над следователем осуществлялся исключительно судом, который мог приостанавливать и прекращать расследование, давать указания следователю и отменять постановление.
В то же время вступил в силу "приказ полиции о расследовании преступлений и проступков".
Количество следователей определялось в зависимости от количества уголовных дел в каждом округе. Судебный следователь подчинялся Министерству юстиции, но назначался, перемещался и увольнялся губернатором по согласованию с местным прокурором.
Большинство исследователей не имели юридического образования. Каждый объем работы составлял 120-150 дел в год, а в некоторых штатах - до 200-400 дел. Площадь иногда превышала тысячу квадратных миль.
С 1864 года следователь назначается императором на неопределенный срок по рекомендации министра юстиции. Также были усилены требования к кандидатам на должность следователя: он имел высшее юридическое образование и должен был прослужить в судебной системе не менее 3 лет. Его обязанностью было найти оба обстоятельства, которые позволили бы осудить обвиняемого и оправдать его по всей справедливости. В то же время он смог подтвердить и дополнить расследования, проведенные полицией, отменить решения, принятые в ходе расследования, поручить полиции расследование и сбор другой информации.
После революции 1917 года новое правительство упразднило бывший институт исследователей. Функции расследования начали выполнять специальные комитеты при городских и районных советах, которые коллективно рассматривали дела и принимали решения. Расследование преступления также проводилось штабом Красной гвардии. В своей деятельности эти объединения руководствовались исключительно революционным чувством справедливости.
В соответствии с Судебным постановлением 1918/3/7 № 2 и 7/20 № 3 того же года в России была сформирована следственная комиссия окружного суда, которая занималась расследованием убийств, тяжких телесных повреждений, изнасилований, грабежей, подделок документов и спекуляций, а также расследованием наиболее сложных дел, подпадающих под юрисдикцию уездных и городских судов. Расследование государственных преступлений входило в компетенцию ЧК.
Следственная комиссия в полном составе вынесла постановление о возбуждении и прекращении уголовных дел, избрании и изменении меры пресечения и привлечении к уголовной ответственности.
В 1919 году совместное расследование было прекращено. Предварительное расследование было поручено следователю, действующему в одиночку, который был членом Революционного военного суда, учрежденного год назад. Но уже в 1920-8-21 годах правилами местной судебной власти и Народным судом РСФСР того же 10-20 года была учреждена должность народного следователя, состоящая из Совета народных судей, состоящего из следователей по важным делам в провинциальной администрации и Народного судебного комитета.
Народный следователь смог продолжить расследование на основании заявлений граждан, отчетов полиции, должностных лиц и учреждений, решения судьи и по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или его передаче в суд принадлежало Народному суду. Решение следователя может быть обжаловано в суде.
Инструкции следователей в ходе расследования были обязательными для всех граждан, должностных лиц и учреждений. Однако в 1922-5 годах надзор за предварительным расследованием, право давать указания по многим вопросам, связанным с осуществлением следователями процессуальной деятельности, было сохранено специальными положениями прокуратуры, в 1928-1929 годах следователь был полностью выведен из подчинения суда и передан в ведение прокуратуры.
На практике большинство уголовных дел расследовалось полицией. Незадолго до Великой Отечественной войны по заказу департамента в Департаменте уголовного розыска и Департаменте БХСС была создана следственная техника.
После войны были проведены расследования по большинству обычных преступлений. Следователь остался в прокуратуре, но фактически, как и прежде, полиция проводила предварительное расследование более чем по половине уголовных дел.
В соответствии с основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года право на проведение предварительного следствия предоставлялось только следователям прокуратуры и органов государственной безопасности.
В результате вся тяжесть предварительного расследования преступления легла на следователей прокуратуры, где было накоплено огромное количество уголовных дел. С другой стороны, полиция, которая ранее расследовала преступление и имела специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и практическим опытом, могла, согласно закону, выполнять индивидуальное поручение следователя и не имела права проводить полное предварительное расследование.
Создание следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации носило естественный характер. Это было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За более чем полувековую историю были сформированы, укреплены органы предварительного следствия Министерства внутренних дел, определены наиболее подходящая структура, стиль и метод работы [12].
1.2. Общие условия предварительного расследования
Предварительное расследование проводится в соответствии с законом для сбора, проверки и оценки доказательств, в которых устанавливаются обстоятельства, необходимые для дела, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших в результате преступления.
Общие условия предварительного следствия:
1. Установление обстоятельств, которые имеют отношение к уголовному делу, перечисленному в статье 73 Уголовно-процессуального кодекса (решается путем сбора, проверки и оценки доказательств как обвинительного, так и оправдательного характера).
2.Установление и привлечение к уголовной ответственности лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства для предъявления обвинения (решается путем публичного (частно-публичного) уголовного преследования).
3.Создание условий для возможности защиты своих интересов лицами, участвующими в уголовном деле (законодатель уполномочивает органы дознания и предварительного следствия предпринимать действия и принимать решения, направленные на обеспечение прав и свобод подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего).
4.Создание условий для последующего рассмотрения уголовного дела по существу в судебном заседании, обеспечения возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением (решается путем применения мер пресечения, например, задержания обвиняемого, определенных мер процессуального принуждения, например, ареста имущества), ознакомления заинтересованных лиц с материалами уголовного дела в соответствии со статьями 216-217 УПК).
В дополнение к этим задачам предварительного расследования законодатель обязывает органы дознания и следователя решать некоторые другие.
К ним, в частности, относятся:
1. Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления (часть 2 статьи 73, часть 2 статьи 158 УПК).
2. Выявление признаков других преступлений, не связанных с расследуемым уголовным делом (п.3 ч.1, ч.6 ст.154, ст.155 УПК).
3. Формы и общие условия предварительного расследования.
Предварительное следствие проводится в форме предварительного следствия или в форме дознания (статья 150 Уголовно-процессуального кодекса).
Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования уголовного дела. Именно в такой форме расследуются все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также наиболее сложные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести. Предварительное расследование может заменить дознание, и в этой форме расследование любого преступления может быть завершено.
Предварительное следствие проводит следователь, для которого это единственная компетенция.
Расследование в форме дознания проводится дознавателем. Для органов дознания расследование уголовного дела не является единственной или даже основной компетенцией. Основной целью органов дознания является осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Дознание считается вспомогательной и упрощенной формой предварительного следствия. Оно проводится по ряду преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым является факультативным и перечень которых приведен в части 3 статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса.
Общими условиями предварительного расследования являются правовые требования, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным законом (глава 21 Уголовно-процессуального кодекса), основанные на общих принципах уголовного процесса, которые выражают характерные особенности деятельности по расследованию преступлений и определяют общие требования к процедуре следственных действий и принятия решений.
Соблюдение общих условий способствует полноте, всесторонности и объективности предварительного расследования и реализации прав и законных интересов участников уголовного процесса.
Объединение уголовных дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений были совершены одним лицом или группой лиц. Соединение уголовных дел производится на основании постановления руководителя следственного органа. При объединении уголовных дел срок производства по ним определяется уголовным делом, имеющим наибольший срок предварительного следствия. В то же время продолжительность производства по другим уголовным делам поглощается самым длительным периодом и дополнительно не учитывается.
Следовательно, судебный следователь может подтвердить, дополнить и отменить действия сотрудника полиции, а также провести дознание. Он имел право дать указание полиции провести расследование и собрать другую информацию. Статус судебных следователей был равен статусу членов окружного суда.
Судебные следователи пользуются правом на государственные услуги, которым пользуются все служащие. Закон законодательно устанавливает отделение полицейской деятельности от судебной деятельности следователей в ходе предварительного расследования. Однако, правила Устава не определяли ход расследования [26].
Правовой основой деятельности органов предварительного следствия по реализации их законодательных норм о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина являются:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.), (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями). 3.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями.от 17 июля 2009 года), (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). 6.Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", (с последующими изменениями и дополнениями).
7.Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" от 28.12.2010 (с последующими изменениями и дополнениями).
8.Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2009 г. N 1004 "Вопросы деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации".
9. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2008 г. № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации". Научные и образовательные публикации
10. Азаров В.А. "Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России" // Законодательство и практика. - 2019. - № 1. - 98 с. 11.Азаров В.А. Функция предварительного следствия в истории, теории и практике уголовного процесса России: монография. //Омск: изд. Юридическая литература, 2016. 116 с.
12.Азаров В.А. Функция судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России. //Омск: изд. Юридическая литература, 2012. - 116 с.
13.Антонова Е.Е. Функциональные особенности досудебного производства в российском уголовном процессе. //Омск: изд-во Норма, 2018. - 118 с. 14.Баксалова А.М. Уголовно-процессуальная функция обвинения, осуществляемая прокурором, и ее реализация на судебном следствии. // Томск: изд. Устав, 2016. - 95 с.
15.Бастрыкин А.И. Розыск, дознание, расследование. // Л.: изд. Дом права - ВАК- 2017. - 189 с.
16.Бекетов М.В.Процессуальные аспекты взаимодействия при исполнении органами дознания указаний следователя о производстве следственных действий // Уголовное право. - 2019. - № 3.
17.Божев В.М. Процессуальное руководство производством предварительного следствия // Уголовное право. - 2008. - №
18.Волженкин Б.В. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателя на стадии предварительного следствия // Вестник Московского государственного университета. Серия "Закон". - 2018. - № 1, - 260 с.
19.Воронин С.Е. Процессуальный статус органов предварительного следствия России: Монография. //Барнаул - 2017. - 116 с.
20.Гирко С.И. Деятельность полиции в уголовном судопроизводстве.// Москва: изд-во Лан, 2014. - 130 с.
21.Деришев Ю.В. Концепция уголовного досудебного производства в правовой доктрине современной России. Монография.// Омск: изд. Юридическая литература, - 2016. - 168 с.
22.Деришев Ю.В. Органы предварительного следствия России: прошлое, настоящее, будущее. Учебное пособие. //Омск: изд. Юридическая литература, - 2016. - 103 с.
23.Деришев Ю.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: некоторые результаты правоприменения в сфере досудебного производства// Уголовное досудебное производство: проблемы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. /Омск: изд. Юридическая литература, 2018. - 167 с.
24.Дядченко А.А. Историческая ретроспектива становления и развития уголовно-процессуального статуса руководителя органа дознания // История государства и права. - 2008. - № 15.
25. Колоколов Н.А. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации - плохо сбалансированная система в чуждой среде // Уголовное судопроизводство. - 2018. - № 1.
26. Мамонтов А. Г. Становление института предварительного следствия в рамках судебной реформы 1864 года: // Монография. - М., изд. Юридическая пресса - 2018. - 99 с.
27. Назаренко В.Н. Когда предварительное расследование является обязательным. // Законность. 2016. № 2. с.42.
28. Назаренко В.Н. Практическая значимость и перспективность предварительного следствия. // Законность. 2014, № 6. с.21.
29. Назаренко В. Н. Предварительное следствие в современном уголовном процессе. // Законность. 2018. № 8. с.7.
30. Некрасов С. Т. Исчисление сроков предварительного следствия и содержания под стражей. // Законность. 1997. № 6. с.29.
31.Полиция России// Москва: изд. Юрлитинформ, 05.05.2019. - № 5.. Серов Д.О., Аверченко А.К. Вневедомственный следственный аппарат России: планы и реальность// Журнал российского права. - 2018. - № 10.
32. Позднышев С. В. / Уголовный процесс.М., 1913. с.182.
33. Соколов А.Ф. Проблемы организации предварительного следствия в системе Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации// Законодательство России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 34. Статкус В.Ф. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: история, современное состояние и перспективы. - М.: изд. Асгард, 2010. - 143 с.
35.Тюрин А.Г. Реформа предварительного следствия 1860 года и ее значение для дальнейшего преобразования государственно-правовой и судебной системы России"// История государства и права, Москва: изд-во Зеркало, 2018. - 212 с.
36.Упинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации// Москва: изд-во. Баласс, 2016. - 114 с.
37.Тарасов А.А. Уголовный процесс России// Воронеж: изд. Ресурс, 2015. - 126 с.
38.URL: https://base.garant.ru/12125178/27125f41ccce45260deddbff2aa5f70a/ https://ставф.крду.мвд.рф/upload/site122/document_file/11._Obsch._polozh._rassled.pdf (дата обращения 13.11.2021)
39.URL:https://yandex.ru/search/?text=предварительное+расследование%3A+понятие%2C+формы%2C+этапы&lr=10951&clid=9403 (дата обращения 11.11.2021)
40.URL:https://yandex.ru/search/?text=предварительное+расследование%3A+понятие%2C+формы%2C+этапы&lr=10951&clid=9403 (дата обращения 13.11.2021)
41.URL:https://dspace.tltsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/10361/Прохоренко%20А.П._ЮРб-1503.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 12.11.2021)
42.URL:https://alekssandr.jimdofree.com/уголовный-процесс/57-69/ (дата обращения 16.11.2021)
43.URL:http://10ffe9444636222cdc5www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/20d4c02c6f7b7dfb774ca/ (дата обращения 11.11.2021)
44.URL:https://base.garant.ru/12125178/ (дата обращения 10.11.2021)
45.URL:http://www.consultant.ru/law/podborki/theme-predvaritelnoe_rassledovanie/ (дата обращения 10.11.2021)