Фрагмент для ознакомления
2
Измерение факторов, влияющих на выбор обуви (с помощью фак-торного анализа)
Обувь – это одна из основ нашего образа. Достаточно сложно пред-ставить современного человека, одетого, но босиком. Часто обувь высту-пает основой при формировании полного образа. Так сложилось, что со-временная молодежь выбирает обувь стильную, модную и этим они хотят быть в тренде, когда они выбирают обувь и не смотрят на качество обуви и на то что, их модная обувь может принести вред здоровью.
В данном исследовании мы собираемся исследовать факторы, влия-ющие на выбор обуви с использованием метода факторного анализа. При-чем нашими испытуемыми будут не только женщины, но и мужчины.
Факторный анализ – это процедура, с помощью которой большое число переменных, относящихся к имеющимся наблюдениям, сводят к меньшему количеству независимых влияющих величин – факторов. В один фактор объединяются переменные, сильно коррелирующие между собой. При этом переменные из разных факторов слабо коррелируют между со-бой.
Концепция факторного анализа заключается в «сжатии» информа-ции.
Цель факторного анализа – сокращение числа переменных на основе их классификации и определения структуры взаимосвязей между ними.
Благодаря сокращению числа переменных вместо исходного набора переменных появляется возможность анализировать данные по выделен-ным факторам, число которых значительно меньше исходного числа взаи-мосвязанных переменных.
Факторный анализ можно использовать для выделения типов со схожими личностными характеристиками, формами и уровнем агрессив-ности, стратегиями поведения в конфликте.
Матрица смешения — это таблица, куда заносятся результаты изме-рения наблюдаемых переменных: в столбцах матрицы (по числу перемен-ных) представлены оценки испытуемых (или одного испытуемого) каждой из переменной; строки матрицы — это различные наблюдения каждой пе-ременной.
Предмет исследования: факторы выбора обуви.
Цель – выявление основных критериев выбора обуви.
Задачи:
1. Подготовка стимульного материала и измерительных средств.
2. Сбор эмпирического материала.
3. Обработка бланков исследования.
4. Провести статистическую обработку в программе SPSS (фактор-ный анализ).
5. Интерпретация полученных факторов.
Так как исследование носит разведочный характер, наличие гипоте-зы не предполагается.
Методика исследования
Испытуемые
В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте от 20 до 25 лет (средний возраст 23,5 лет), из них 5 мужчин и 5 женин. Все обследуе-мые работают.
Материалы
Для исследования были выбраны следующие типы обуви: домашняя обувь (тапочки), летняя обувь (босоножки, сланцы, сандали), демисезонная обувь (ботинки, туфли, полусапожки), зимняя обувь (сапоги), выходная обувь (туфли), спортивная обувь (кроссовки).
Были выделены следующие измеряемые признаки: цена; функцио-нальность (полезность); эстетичность и дизайн; соответствие моде и пре-стижность; удобство в использовании и уходе.
Каждому испытуемому выдавался бланк, на котором в крайнем столбце слева были обозначены объекты, а сверху указаны различные признаки объекта, подлежащие оценке (заполненные бланки – в Приложе-нии 1).
Процедура
Каждый испытуемый получил инструкцию в личных сообщениях (Вконтакте или Facebook), а также мог прочитать необходимую вводную часть в Google Forms: Уважаемый испытуемый, сейчас Вам будут предло-жены различные виды обуви. Каждый вид обуви необходимо оценить по указанным параметрам по шкале от 1 до 7, где 1 – совсем неважно для вас при выборе, а 7 – очень важно для вас при выборе.
Результаты исследования
Алгоритм обработки результатов:
1. Вычисление корреляционной матрицы.
2. Извлечение факторов.
3. Выбор и вращение факторов.
4. Интерпретация факторов.
5. Вычисление значений факторов.
6. Оценка качества модели.
Параметры факторизации
При обработке результатов исследования использовался детермини-рованный факторный анализ методом главных компонент с вращением варимакс. Количество факторов было выбрано с помощью критерия «ка-менистой осыпи» Р. Кеттелла.
Матрица смешения представлена в Приложении 2.
Матрица корреляций представлена в Приложении 3. В ней представ-лены коэффициенты корреляций каждой переменной со всеми другими пе-ременными.
Таблица со значениями показателей КМО и коэффициента сферично-сти Бартлетта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архиреева Т. В. Математические методы в психологии: методические рекомендации. - Великий Новгород: НовГУ им, Ярослава Мудрого, 2014. - 74 с.
2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. – СПб.: Речь, 2008. – 172 с.
3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследова-ния, Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2006. – 392 с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2013. – 350 с.
5. Статистические методы в психологии. УМК. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова, 2010. – 237 с.