Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день процент детей, страдающих речевыми патологиями, неуклонно растет. Наиболее распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, характеризующееся различными речевыми расстройствами, часто сложного характера, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи при нормальном слухе и интеллекте. Данная патология является полиэтиологическим недостатком и может выступать как самостоятельная патология, так и как следствие других, более сложных дефектов: алалия, дизартрия, ринолалия.
В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева, Р.Е. Левина, рассматривая речевое развитие в онтогенезе, отмечали, что главной задачей речевого воспитания ребенка является процесс развития связной речи, которая является неотъемлемым компонентом формирования личности. Обладая социально-значимым аспектом, связная речь выступает высшей формой речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Одной из наиболее серьезных проблем логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие устной речи, является проблема формирования у них самостоятельного связного высказывания. Развитие связной речи происходит в процессе общения с окружающими взрослыми и сверстниками и связано с усложнением форм мышления дошкольников. Одним из этапов овладения связным высказыванием у ребенка можно считать формирование диалогической речи, в рамках которой у ребенка закладывается не только основа повествовательного высказывания, но и готовность к порождению описательного рассказа.
Общее недоразвитие речи III уровня – одно из наиболее распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Становление навыка создания текстов у данной категории детей осуществляется замедленными темпами, характеризуется качественным несовершенством с точки зрения смысловой организации, языкового оформления создаваемых текстов.
Устный текст детей представляет собой набор не связанных между собой предложений. У детей с ОНР третьего уровня нет представления о текстовой целостности. Это говорит о необходимости проведения логопедической работы по формированию умения создавать тексты, в том числе и рассказы-описания.
Обучение описанию разными методами способствует благоприятному формированию связной речи, развитию составления сюжетных рассказов. Вопросы исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи изучали многие авторы, такие как: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко и др.
Не смотря на исследованность данной проблемы, она остается актуальной и требует разработки новых, более эффективных приемом, методов и форм организации работы по развитию связной описательной речи у детей с ОНР.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в обучении, специалисту приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является моделирование. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Приемы моделирования особенно эффективны для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Проблема, в рамках которой осуществляется данное исследование - совершенствование логопедической работы по обучению составлению описательных рассказов старших дошкольников с общим недоразвитием речи на основе наглядного моделирования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий по формированию навыка составления описательного рассказа посредством моделирования.
Объектом исследования: процесс формирования навыка составления описательного рассказа у старших дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии.
Предмет исследования: логопедическая работа по формированию навыка составления описательного рассказа у старших дошкольников с ОНР посредством моделирования.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что использование моделирования в логопедической работе по формированию навыка составления описательного рассказа будет результативной, если:
• при подборе наглядности будет организована специальная работа по анализу схем-моделей (используемые схемы-модели должны быть детям понятны, иметь поверхностное значение, модель должна отображать обобщённый образ предмета, раскрывать существенное в объекте);
• коррекционно-логопедическая работа будет реализовываться последовательно в несколько этапов: подготовительный этап, обучение действиям замещения, составление рассказов-описаний;
• задания составлены и подобраны в соответствии с индивидуальными возможностями старших дошкольников с ОНР и коррекционно-тематическим планированием.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования.
1. Изучить особенности формирования навыка составления описательного рассказа в онтогенезе.
2. Выявить специфику формирования навыка составления описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Проанализировать возможности использования моделирования как средства формирования навыка составления описательного рассказа старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию навыка составления описательного рассказа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством моделирования.
5. Изучить эффективность проведенной работы в формирующем эксперименте по формированию умения составлять описательный рассказ.
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент; метод количественного и качественного анализа результатов исследования; интерпретационные методы.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена: исследованиями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. Выготский, В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, Д.Б.Эльконин и др.); классификацией уровней общего недоразвития речи Р. Е. Левиной; исследованиями в области изучения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области развития навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи В.К. Воробьевой, методика исследования описательной речи В.П. Глухова.
Этапы написания работы.
Теоретико-аналитический. Общее ознакомление с проблемой, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета исследования.
Опытно-экспериментальный. Подбор необходимых методов исследования. Проведение констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента.
Итогово-описательный. Анализ, интерпретация и оформление результатов эксперимента. Выработка практических рекомендаций.
База исследования: частное учреждение дополнительного образования) "Моя Феерия", г. Новосибирск.
1. Теоретический анализ проблемы формирования навыка составления описательного рассказа у старших дошкольников при нормальном и нарушенном речевом развитии посредством моделирования
В дошкольном возрасте формируются и развиваются два вида речи: диалогическая и монологическая. Исходя из нашей темы, мы остановимся на монологическом виде речи, точнее на одном из его типов - описательной речи.
Прежде всего, раскроем понятие связной речи и ее развития в онтогенезе.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.М. Леушина, А.М. Бородич и др.), психологами (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (А.В. Ястребова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.).
Связная речь, – акцентировал внимание Ф.А. Сохин, – это не просто очередность связанных друг с другом идей, которые проявлены четкими словами в грамотно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все без исключения достижения детей в овладении родным языком, в изучении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя [25].
В.П. Глухов считает, что основная функция связной речи коммуникативная [10].
Связная речь – это тематически объединённые фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение.
А.В. Текучев указывает, что под «связной речью» в широком понимании, можно считать любое высказывание, составные языковые части которого, построены логично и грамматически правильно, согласно законам родного языка [43].
М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования [2].
Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития [25].
Связная речь подразумевает собою наиболее сложную форму речевой работы. Она носит тип поочередного регулярного детального изложения. Основная значимость связной речи – коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Разговор как форма речи состоит с реплик, из цепочки речевых взаимодействий, он осуществляется или в виде сменяющих друг друга вопросов и решений, либо в варианте беседы (разговора) двух или нескольких участников. Основывается диалог на совокупности восприятия собеседников, общность ситуации, понимание того, о чем идет разговор. Монологическая речь подразумевается, как связная речь одного лица, коммуникативная задача которой – информация о той или иной реальности. Монолог предполагает собою более непростую форму речи, предназначающуюся для направленной передачи данных.
Монолог - сложная форма речи, служащая для целенаправленной передачи информации. Одним из типов монолога является описание. Оно представляет собой сообщение о фактах действительности, состоящих в отношениях одновременности, представляет собой относительно развёрнутую словесную характеристику предмета или явления, отображение их основных свойств или качеств, данных в статическом состоянии. Овладение навыками продуцирования описательных рассказов детьми с нормальным психофизическим развитием начинается в среднем дошкольном возрасте.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи, как показывают исследования, (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева) формирование навыка рассказывания связано с особыми трудностями. Это с одной стороны обусловлено языковыми и когнитивными особенностями детей с ОНР (В.П. Глухов), а с другой – спецификой описательного рассказа.
Рассматривая возможные нарушения речевой деятельности у детей с ОНР при формировании связной речи необходимо обратить внимание на то, что состояние связной речи у них имеет существенные отличия от речи детей с нормативным речевым развитием [11].
А.Н. Гвоздев в своей научной работе обращает внимание на то, что к основным недостаткам необходимо отнести: трудности в конструировании высказывания; нарушение общей логичности данного высказывания, последовательности и целостности, нежелание детей старшего дошкольного возраста с ОНР вступать в диалог со взрослыми или сверстниками, имеющаяся узость активного словаря данной группы детей, несогласование частей речи во время осуществление связей при проявлениях речи ребенка [6].
По его мнению, связная речь является не только строго определенной последовательностью связанных друг с другом мыслительных процессов, которые должны преобразовываться в соответствующие слова и правильно составленные фразы.
А.Н. Гвоздев считает, что связная речь является совокупностью всех достижений детей к определенному возрасту в овладении родным языком, его грамматики, лексики и фонетики, а также словарного запаса. По тому, каким образом ребенок с ОНР может связно выразить собственную мысль, становится возможно судить об уровне его речевого развития [8].
К моменту школьного обучения уровень развития связной речи у детей с ОНР существенно отстает от установленной нормы, что является значительным препятствием для полноценного освоения ими школьной программы.
Низкий уровень сформированности речевой и коммуникативной компетенции, с точки зрения Е.В. Жулиной, при наличии речевых нарушений, становится значимой причиной для последующей коммуникативной дезадаптации [13].
Е.В. Жулина считает, что правильно организованная и своевременная коррекция нарушений связной речи у детей старшего дошкольного возраста имеет первостепенное значение при осуществлении комплекса коррекционно-логопедической работы через индивидуально – коллективную деятельность.
При наличии определенного словарного запаса, который может быть использован для конструирования собственных высказываний, дошкольники с ОНР через определенные трудности выходят на контакт с окружающими и сверстниками. В данной связи они находятся в ситуации лишения возможности для осуществления словесной коммуникации, учитывая то, что все усвоенные ими речевые формы не могут быть рассчитанными на полное удовлетворение потребности в общении.
Нарушения речи у детей в основном затрагивают сложные речевые единицы. В целом в речи этой категории детей наблюдается искажение звуко-слоговой структуры некоторых многосложных слов, аграмматичность фраз. Фонематическая сторона речи характеризуется отставанием, что в дальнейшем не сможет не отразиться на чтении и письме. Обычно дети этого уровня не могут понять основного смысла текста, логики его изложения. Этому мешает ограниченный словарный запас, трудности подбора нужных слов, соответствующих смыслу той или иной ситуации.
Самая сложная задача для таких детей - самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Дошкольники не до конца понимают смысл прочитанного рассказа, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, ненужные дополнения, затрудняются подобрать нужное слово. Важно дать ребенку возможность думать, рассуждать, выстраивать
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко, В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. – Москва: Феникс, 2008. –144с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва: Академия, 2000. – 400 с.
3. Волосовец, Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
4. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьёва. – Москва: Сфера, 2009. – 324 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва: Лабиринт, 2012. – 352 с.
6. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. – Москва: Академия, 1991.– 215 с.
7. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В. Гербова. – Москва: Просвещение, 2003. – 175 с.
8. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Логопедия. – 2015. – Т.2. – № 3 С. 13-24.
9. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – Москва: Просвещение, 2014. - 68 с.
10. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – Москва: Просвещение, 2014. – 345 с.
11. Емец, Е. В., Леонова, С. В. Особенности монологического высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи Е.В. Емец, С.В. Леонова // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: Сб. научных трудов III Всероссийской заочной научно-практической конференции / Под общ.ред. Е. А. Певцовой. 2016. С. 140–145.
12. Жулина, Е.В., Барабанова, Л.Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Е.В. Жулина, Л.Б. Барабанова // Вестник Мининского университета, 2016. № 4. -147 с.
13. Зотова И.В., Литвиненко С.Л. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования // Наука и образование сегодня. - 2017. - № 5 (16). - С. 49-52
14. Кескевич, В. В. Использование метода наглядного моделирования при формировании монологического высказывания у дошкольников / В. В. Кескевич, О. В. Гоглачева // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: материалы международной научно-практической конференции научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов. – Екатеринбург, 2013. – Ч. 1. – С. 141-145.
15. Ковригина, Л.В. Механизмы нарушения описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л.В. Ковригина // Концепт. 2017. № S11.
16. Коррекция нарушений речи : программы дошк. образоват. учреждений компенсир. вида для детей с нарушениями речи / авт.-сост. Г. В. Чиркина. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 272 с.
17. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков связной речи у детей с общим недоразвитием речи / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – Тамбов, 2006. – № 2 (10). – С. 124-130.
18. Ладыженская, Т. А. Устная речь как средство и предмет изучения : учеб.пособие для студентов / Т.А. Ладыженская. – Москва: Флинта : Наука, 1998. – 840.
19. Лалаева, Р.И. Логопедия / Р.И. Лалаева. – Москва: Владос, 2003.– 304 с.
20. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Союз, 2001. – 219 с.
21. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 3. – С. 136-141.
22. Лебедева, И. Н. Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / И. Н. Лебедева // Специальное образование. – 2011. – № 2. – С. 88-98.
23. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969. – 180 с.
24. Лиманская, О. Н. Конспекты логопедических занятий в старшей группе / О. Н. Лиманская. – Москва: Сфера, 2014, – 128 с.
25. Львов, М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка / М.Р. Львов.– Москва: Просвещение, 2000. – 240 с.
26. Миронова, H. Как учить дошкольников связной монологической речи / H. Миронова // Дошкольное воспитание, 2018. – № 9. – С. 111-116.
27. Мышление и речь: собрание трудов : Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, 2011. – 640 с.
28. Нищева, Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка 4–7 лет / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 92с.
29. Нищева, Н. В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 245 с.
30. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. - Санкт-Петербург, 2016 – 143 c.
31. Основы дошкольной логопедии / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова и др. – Москва :Эксмо, 2015. – 320 с.
32. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
33. Панфиленко Г.И., Кудрина Л.В. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей // Актуальные вопросы современной педагогики. - Уфа: Лето, 2015. - С. 74-77.
34. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; под.ред. проф. Л. В. Лопатиной. – Санкт-Петербург : ЦДК, 2014. – 386 с.
35. Приходько, О. Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей / Щ. Г. Приходько // IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция с международным участием. – Санкт-Петербург: ЛГОУ, 2009. – С. 7-10.
36. Разумова Л.И. Коррекция нарушений речи у дошкольников / Л.И. Разумова – Москва: АРКТИ, 2015. – 248 с.
37. Реан, А. А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2002. – С 482.
39. Сапожникова, О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. - Москва:ТЦ Сфера, 2014. – 126 с.
40. Скоробогатова, А. И. Методика развития речи : учеб.пособие / А. И. Скоробогатова. – Казань : Познание, 2014. – 119 с.
41. Соломенникова, Л. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи / Л. Соломенникова // Дошкольное воспитание. 1999. – № 4. – С. 54-59.
42. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохин. – Москва: Просвещение,1999. – 385 с.
43. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. — Москва: «Просвещение», 1986. — 299 с.
44. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. – Москва: Просвещение , 1981. – 144 с.
45. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16
46. Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д. Занимательные символы / Т.А. Ткаченко, Д.Д. Ткаченко. - Москва: Москва, Прометей, 2002.- 190 с.
47. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва: ГНОМ и Д, 2003. – 112 с.
48. Ткаченко, Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т. А. Ткаченко. – Москва: Гном и Д, 2001. – 9 с.
49. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи : логопедическая тетрадь / Т. А. Ткаченко. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 47 с.
50. Украинская О. Н., Микова М. Е., Шатерникова И. В. Развитие речи дошкольника через ситуации общения / О.Н. Украинская, М.Е. Микова, И.В. Шатерникова// Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 665-667
51. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова.– Москва : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. – 256 с.
52. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва.: учеб. Для студ. и пед.вузов, 2014. – 288 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155. : офиц. текст – М. 2013. – 55 с.
54. Филина А.С. Моделирвоание как средство формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровень) [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов. - № 3. - Режим доступа: https://sibac.info//sites/default/files/conf/file/stud_3_3.pdf.
55. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста :дис. … д-ра пед. наук в форме науч. Докл: 13.00.03 / Т. Б. Филичева ;Моск. гос. пед. ун-т. – Москва , 2000. – 145 с.
56. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – Москва: Гном-Пресс, 1999. – 80 с.
57. Филичева, Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. // Логопедия сегодня, 2019. - № 3. - С. 57-62.
58. Хаустова С.С. Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 132-134.
59. Чаладзе Е.А. Формирование текстообразования у дошкольников с экспрессивной алалией в процессе логопедической работы: дисс. … канд.пед наук. – Самара, 2001. 172 c.
60. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко, В.В. Гербова. – Москва: Просвещение, 1981. – 234 с.
61. Шилова Е.А., Ходякова, А.С. Развитие связного описательного высказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: Сб. научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / Под ред. А. И. Ахметзяновой. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2018. С. 235–238
62. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – Москва: АПН РСФСР, 1958. – 116 с.
63. Campbell R. & Wales R. The study of language acquisition. // New Horizons in Linguistics. / Lyons J.Ed. Penguin, 1970.
64. Cantwell D. & L. Baker Developmental speech & language disorders. -N.Y., 1987.-421p.
65. De Bono, E. New think: The use of lateral thinking in the generation of new ideas. — N.Y.: Basic Books, 1967. — 31 Op.
66. Guilford J.P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo, N.Y. BearlyLimited, 1986. - 247p