Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Пьесы Островского дают большое количество материала не только для литературной оценки, но и для размышления об общественных проблемах, нравственности, отношениях между людьми.
Внимание журналистов и критиков к Островскому всегда было высоко. Ведущие журналы и газеты публиковали его произведения, в полемику о его литературных работах вступали друг с другом известные журналы. Огромное количество откликов в газетах и журналах порождали и спектакли по пьесам Островского.
Сам Островский долгое время являлся ведущим редактором и критиком журнала «Москвитянин», где собрались его единомышленники, чутко реагировавшие на любую критику произведений автора со стороны других журналов. «Москвитянин» неоднократно вступал в публичную полемику с другими изданиями, отстаивая художественное мастерство Островского. Огромное влияние на общественную позицию автора оказали его коллеги по изданию: тяготеющие к идеям славянофилов, они большое внимание уделяли проблемам семьи и нравственности, крестьянства и национального уклада. Все эти течения заимствует для своего творчества Островский.
Его гуманистические идеи ярко реализуются в дальнейшем в таких произведениях, как «Гроза» и «Бесприданница».
Не считая многочисленных театральных постановок, «Бесприданница» была экранизирована трижды, и фильм Эльдара Рязанова можно назвать самым спорным воплощением пьесы на экране.
В момент выхода фильм получил множество разгромных отзывов от критиков, но обрел любовь зрителей, которые нашли в сюжете вполне современные и близкие их жизни истории.
Спорным в фильме является образ Паратова, который Рязанов всесторонне расширил, придавая ему гуманистические черты, которых не было в пьесе. Критиками такое расхождение с печатным каноном было воспринято крайне скептично. Между тем, образ Паратова можно назвать одной из самых глубоких работ Никиты Михалкова, где он в полную силу реализовался как драматический актер.
Именно привнесение в его образ неоднозначности и драматической составляющей стало новшеством в работе Рязанова над сценарием.
В данный момент фильм все еще любим зрителями, и художественная ценность его неоспорима, хотя нерешенным остается вопрос об обоснованности творческой переработки Рязановым оригинального текста пьесы.
Данное исследование призвано осветить проблему интерпретации Рязановым образа Паратова в экранизации пьесы Островского, как пример тенденции творческой переработки режиссером литературного произведения.
Гипотеза исследования: трансформация литературного образа в экранизации неизбежна и необходима для актуализации литературного произведения в новом времени и в глазах нового зрителя.
Актуальность исследования заключается в том, что гуманистические идеи Островского и его общественные идеалы до сих пор не потеряли своего значения и во многом применимы к жизни современного общества.
Потому данное исследование ставит перед собой цель рассмотреть исторические предпосылки и своеобразие идейного содержания пьесы.
Согласно цели, можно сформулировать следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки создания пьесы и ее место в драматургии автора.
2. Изучить особенности композиции и образной выразительности в произведении.
3. Оценить идейное содержание фильма в контексте интерпретации литературного произведения на примере трансформации образа Паратова.
Исследование носит проблемно-реферативный характер и обращается к элементам описательного анализа в ходе работы с видеоматериалом.
Методологической базой исследования стали работы Лебедева Ю. В., Зубова А. Е., Бойко В. П. и других.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Исторические условия создания и идейное содержание пьесы
Рассматривая пьесу «Бесприданница» в контексте всего авторского творчества, необходимо понимать ситуацию, в которой рождалось произведение, и то положение, которое занимал в отношениях с критикой Островский.
Драматург определяет свою эстетическую позицию в литературе довольно рано, в 50-е годы, и продолжает придерживаться ее в более поздние периоды. Он пишет в известном письме к М. П. Погодину: «Исправители найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим».
С пьес 50-х годов начинается сотрудничество Островского с театрами. В ходе дальнейшей карьеры драматург получает лестные отзывы критиков, например, в журнале «Современник» появляется статья Н. А. Некрасова, в которой он оценивал Островского как первого истинно драматического писателя, призывая его не связывать свой талант ни с какими эстетическими системами. Публикация «Грозы» ставит творчество Островского в центр дискуссий о драматическом искусстве. Анненков ставит Островского в один ряд с Пушкиным и Гоголем, отмечая, что он становится основоположником новой литературной традиции.
В 60-70-е годы известный критик Е. Утин высказывает о проблеме отсутствия конкуренции в мире драматического искусства, отмечая только Островского как сильного литератора этого времени.
Пьеса «Бесприданница» относится уже к зрелому периоду драматургического творчества автора, она написана в период с 1874 по 1878 год. Если в большинстве случаев А. Н. Островский, писал свои вещи в сравнительно короткие сроки (и потому успел сочинить пятьдесят четыре пьесы, из них семь в содружестве с другими драматургами), то «Бесприданницу» он обдумывал и писал несколько лет.
Несмотря на положительное внимание критиков, сопутствующее другим произведениям автора, эта пьеса была воспринята негативно. Период написания пьесы – это годы, когда страна пришла к отмене жесткой цензуры, и сам Островский на тот момент уже является зарекомендовавшим себя литератором, потому его пьеса без препятствий допускается к печати и к постановке в театре.
В период подготовки произведения к печати Островский организует публичные чтения пьесы в Москве, где, по его собственным словам, получает похвальные отзывы даже от давних противников и строгих критиков.
Провальное представление пьесы в театре можно связать с сомнительным качеством первых постановок – в Малом театре произведение было подготовлено к показу второпях, всего за десять дней. Но, по мнению исследователей, плохая постановочная работа не является единственной причиной острой критики в адрес произведения. Современники отметили банальность разыгранного в пьесе сюжета, обозначив его как типичную историю сентиментальной девицы и соблазнителя-повесы, что для литературы было давно не ново. «Русские ведомости» отзываются о пьесе в таком ключе: публика явно переросла те зрелища, какие предлагает ей Островский.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бойко В. П. Русское купечество в пьесах А. Н. Островского и в статьях его критиков // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2017. №48. С.6-13
2. Булатова И. Л. Малая сцена и современная театральная культура // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №39.
3. Зубов А. Е. Драматургия А.Н. Островского в интерпретации сценографов сибирских театров 1940-х 1980-х гг. // Вестник ТГПУ. 2007. №8. С.107-113
4. Зубков К. А. Н. Островский в репертуаре провинциальных театров: 1849-1865 гг // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №2. С.77-84
5. Каспэ И. «Я есть!»: позднесоветское кино через призму реляционной социологии Харрисона Уайта (et vice versa) // Социологическое обозрение. 2017. №3. С.174-206
6. Козлов А. Е. Провинциальные сюжеты русской литературы XIX века: основные принципы типологии // Вестник НГПУ. 2013. №1 (11). С.100-115
7. Костелянец Б. О. «Бесприданница» А. Н.Островского. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://litresp.ru/chitat/ru/К/kostelyanec-boris-osipovich/drama-i-dejstvie-lekcii-po-teorii-drami/7
8. Лебедев Ю. В. У истоков драматургии А. Н. Островского // Вестник КГУ. 2017. №2. С.74-78
9. Малеина Е. А. Никита Михалков - поступок и образ в российском интернет-пространстве // Ярославский педагогический вестник. 2015. №2. С.236-241
10. Молотов К.С. Использование кинофильмов на уроках истории разных форм // Наука и школа. 2012. №6. С.96-100
11. Немцев В. И. Женихи Бесприданницы, или наследие Кнурова // Известия ВГПУ. 2005. №3. С.107-118
12. Островский А.Н. Полное собрание сочинений: В 12 т. – М.: Искусство, 1973-1980, 2; XI, 57
13. Овчинина И. А., Фаркова Е. Ю. Драматургия А. Н. Островского в контексте русской журналистики 1840-1880-х гг // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2011. №70. С.784-803
14. Полякова Е.И. Русская драма эпохи Островского // Русская драма эпохи Островского. – М., 1984. – С. 9-15
15. Правдина М. Советское кино как объект современной культурной рецепции и зрительской привязанности // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2009. №2. С.114-126
16. Прохоров Е. И., комментарий к пьесе «Бесприданница», Полное собрание сочинений Островского в 12 томах, Том 5, 1975 г. 239 с.
17. Рубцов А. С. Союз литературы и кино // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. №3. С.111-113
18. Рудницкий К. Л. Режиссёр Мейерхольд. - М., 1969. - С. 191
19. Тютелова Л. Г. Особенности субъектной сферы драматургии А. Н. Островского // Вестник СамГУ. 2010. №77. С.178-183
20. Тютелова Л. Г. «Роль» и «характер» в русской драматургии XIX века (А. С. Пушкин, А. Н. Островский, А. П. Чехов) // Пушкинские чтения. 2011. №XVI. С.143-151
21. Хапалов А. А. Островский и журнал «Современник» в 1850-е гг // Преподаватель ХХI век. 2011. №4. С.335-338
22. Храмов В. Б. Советское кино как феномен советской культуры // Теория и практика общественного развития. 2009. №2. С.183-200
23. Щедров Я. «Жестокий романс» снимали в настоящем тумане. Московский комсомолец, 20 марта 2008.[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.close-up.ru/articles/detail.php?AID=8435