Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Деятельность реформаторов всегда вызывала интерес историков. Их жизнь, творческие поиски и последствия перемен стали предметом анализа роли личности в истории. На рубеже 19-20 вв. в России фигура Сергея Юльевича Витте занимала особое место. Глава Министерства путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, первый глава Совета Министров, член Госсовета - вот основные должности, на которых С.Ю. Витте провел почти двадцать лет в имперских коридорах власти.
Актуальность изучения данной темы определяется также важностью изучения проблем модернизации в современной историографии. На рубеже веков Россия пережила период быстрого экономического и промышленного роста, за которым последовала политическая модернизация во время Первой русской революции. В этой трудной и обнадеживающей для страны стране Витте оказывал заметное, а иногда и решающее влияние на различные направления внутренней и внешней политики империи. Именно он принимал непосредственное участие в разработке Манифеста от 17 октября 1905 года.
Цель данной работы - представить общий анализ реформаторских усилий С.Ю. Витте на посту министра путей сообщения, министра финансов, главы Комитета министров, Совета министров, внутренней политики, внешней политики, внешнеэкономической деятельности. политика крестьянской реформы.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
Выявление условий и причин возникновения и расцвета карьеры С.Ю. Витте;
Продемонстрировать важность деятельности Витте в области промышленности и транспорта;
Анализ общественно-политической и экономической деятельности Витте и ее результатов.
1. Реформы Витте в промышленной и торговой политике
Политика Витте в области промышленности и торговли была изложена в программе деятельности Министерства финансов, утвержденной главой Министерства осенью 1893 года. В ней говорилось, прежде всего, об обеспечении благоприятных внешних условий для развития отечественного производства. промышленность, защищая ее от конкуренции со стороны иностранных товаров на внутреннем рынке. С этой целью предусматривалось более активно использовать такие традиционные меры, как защитные таможенные тарифы, выгодные для государства торговые соглашения с другими странами и разумные железнодорожные тарифы. Основная идея программы заключалась в дальнейшем усилении руководящей роли государства в развитии промышленности и торговли.
Для активизации частного предпринимательства было сочтено необходимым пересмотреть в значительной степени устаревшее, в основном дореформенное, промышленное и торговое законодательство. Предполагалось, в частности, упростить оформление документов при создании фабрик и заводов, избавиться от разного рода неприятностей, согласований и задержек со стороны не только местных, но иногда и центральных органов управления; модернизировать правила, регулирующие порядок работы с акционерными фондами; заменить лицензионную систему этого фонда на безопасную, реформировать закон о фондовой бирже. Однако большинство законопроектов, подготовленных различными комитетами для достижения этих целей, были отклонены или подвергнуты преследованию со стороны бюрократических властей, без надежды на их одобрение [2].
Выкуп частных железных дорог казной начался при предшественниках Витте - Бунге и Вышнеградском, но особенно широко эту политику практиковал сам Витте. При нем количество частных железнодорожных компаний сократилось более чем в три раза. Следует также отметить, что независимость этих обществ была относительной, поскольку они не использовали частный капитал, а финансировались из государственной казны.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акиндинова Н.В., Бессонов В.А., Ясин Е.Г. Российская экономика: от трансформации к развитию. Доклад к XIX апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2018. 55 с.
2. Витте С.Ю. Воспоминания. М.: Альфа-книга, 2017. 1247 с.
3. Дорошевич, В. Граф Витте / В. Дорошевич. - Москва: Гостехиздат, 2020. - 571 c.
4. Ильин, С.В. Витте / С.В. Ильин. - М.: Молодая Гвардия, 2017. - 778 c.
5. Кокин, Л. Витте / Л. Кокин. - М.: Армада, 2017. - 394 c.
6. Левин, Д.Ю. Витте С.Ю. – выдающийся железнодорожник. Монография / Д.Ю. Левин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 748 c.
7. Мартынов, С. Государственный человек Витте / С. Мартынов. - М.: Людовик, 2019. - 520 c.
8. Никитин, П.Д. Витте С. Ю. – основатель торговых палат. Под редакцией доктора исторических наук В. И. Федотова / П.Д. Никитин. - М.: Издательские решения, 2020. - 956 c.
9. Российская экономика: кн. 2. Настоящее и перспективы после реформ / под ред. Е.Г. Ясина. М.:. Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 527 с.
10. Сагинадзе Э. Реформатор после реформ: С. Ю. Витте и российское общество, 1906-1915 гг. / Э.Сагинадзе. - М. : Новое литературное обозрение, 2017. - 280 с.
11. Хусаинов, Ф.И. Три портрета. Витте, Загорский, Ясин. Юбилейные очерки. – М. : Издательский Дом «Наука», 2019. – 72 с.