Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной работе, связана с тем, что многие современные молодые люди в ситуации высоких темпов жизни и высокого уровня занятости зачастую страдают психологическими проблемами, связанными со сложностью выбора преимущественной для них социальной роли.
Одновременное участие в различных сферах жизни (семья, учеба, работа, общественная жизнь, досуг) вызывают некоторые сложности в самоопределении, в актуализации доминирующей роли. Молодые люди, имеющие небольшой жизненный опыт, не всегда умеют вовремя переключиться с одной ролевой модели поведения на другую, что приводит к неуспеху во всех сферах жизни.
Поэтому каждый человек, вне зависимости от возраста и уровня занятости, должен выбрать время, чтобы «разложить по полочкам» все социальные роли, которые ему приходится играть, и расставить собственные приоритеты.
Степень изученности проблемы. Вопрос о дифференциации ролевых моделей поведения достаточно обширно рассматривался в научной литературе. Однако нет единой концепции достижения баланса социальных ролей, а также выработанных специалистами рекомендаций по расстановке приоритетов в этой сфере самоощущения и самовыражения.
Цель исследования – проанализировать доминирующие ролевые модели поведения у современных студентов.
Объект исследования – современные студенты.
Предмет исследования – доминирующие ролевые модели поведения у современных студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать теоретические аспекты изучения ролевой активности.
2. Сформировать выборку из студентов разного пола и форм обучения для проведения практического исследования.
3. Разработать специальную карту-опросник для определения доминирующей ролевой модели поведения студентов.
4. Обработать полученные в ходе исследования результаты.
5. Сформулировать выводы по результатам проведенного исследования.
База исследования: факультет государственного и муниципального управления Северо-западного института управления (филиал РАНХиГС).
Гипотеза исследования: в период студенчества доминирующими ролевыми моделями поведения являются те, которые входят в категорию «учеба», «работа» и «общество / улица», тогда как роли, которые входят в категорию «дом» не являются столь выраженными и существенными для студентов.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование, опрос, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа научных источников, посвященных различным аспектам ролевой активности как социологического явления. Полученные в ходе проведения исследования теоретические данные могут быть полезны для проведения дальнейшей научной работы в этом направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и реализацией программы определения доминирующих ролевых моделей поведения у современных студентов.
Структура исследования. Научно-исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложения.
1. Теоретические аспекты изучения ролевой активности
В научной литературе выделяется ряд понятий, которые связаны с ролевой активностью личности [4].
Центральной категорией в данной плоскости является социальный статус, который подразумевает под собой определенное место, которое человек занимает в обществе. Каждый социальный статус человека является совокупностью социальных ролей, содержание которых определяется совокупностью требований, которые предъявляются к человеку в том или ином социальном статусе.
Каждый индивид существует в ходе своей жизнедеятельности в нескольких категориях, общественных позициях. Каждая из этих позиций предусматривает наличие ряда прав и обязанностей, которые стандартизируют определенный социальный статус и вырабатывают принципы «отыгрывания» каждый социальной роли [7, с. 16].
У каждого из нас всегда бывает несколько социальных статусов, но один из них все же является интегральным, самым главным. Он определяется тем, какая сфера жизни и деятельности является для человека самой главной – профессиональная, домашняя, общественная, творческая. В соответствии с этой доминантной, за каждым членом общества закрепляется определенный интегральный статус, в соответствии с которым его оценивают, анализируют его поведение и соответствие требованиям [1].
Социальные статусы, как утверждают исследователи, могут быть предписанными и приобретенными. Под предписанным социальным статусом понимается то место, которое человеку навязывается самим обществом и к которому не имеет отношение собственная деятельность или способности личности [6].
Приобретенный социальный статус напрямую зависит от того, как личность проявляет себя в обществе, т.е. какие образование и профессию она получает, каким образом строит свою личную и семейную жизнь, каких высот добивается в личном и общественном плане.
Также исследователи классифицируют социальные статусы как профессионально-должностные и естественные. Профессионально-должностной статус зачастую является базой для интегрального социального статуса и обусловлен определенным экономическим и социальным положением человека в обществе. Естественный же статус включает в себя те естественные характеристики индивида, которые возникают в ходе его жизнедеятельности, в том числе они связаны с возрастным периодом его жизни, пол и т.д. [2, с. 139].
Как отмечается в научной литературе, каждая социальная роль обычно делится на две основных категории – ролевые ожидания и ролевое поведение.
Под ролевыми ожиданиями понимается комплекс поведенческих характеристик, которые включены обществом в конкретную социальную роль, т.е. это, по сути, то, чего ожидают от человека, который играет ту или иную социальную роль [5].
Ролевое поведение зачастую противоречит ролевым ожиданиям или отклоняется от него. В это понятие входит набор поведенческих особенностей, который сама личность реализует в той или иной социальной роли.
Входя в определенную социальную роль, каждый человек имеет примерное представление о том, как он должен в ней себя вести, какие права и обязанности он имеет в этой роли. Но часто происходит так, что он вкладывает в социальную роль свое личное представление о правилах поведения, которое может отличаться от общественного [3].
Но общество строго отслеживает соответствие поведенческим особенностям каждого человека в определенной социальной роли и реализует социальный контроль, который может быть выражен в разной
Показать больше