Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложившаяся ситуация в обществе приводит к изменению традиционных моральных норм морали и нравственности, снижению нравственных убеждений и установок, негативному сальдо в нравственном становлении подрастающего поколения.
В связи с выше перечисленным необходимо организовать нравственное воспитание, формирование нравственных знаний и представлений, обогащение опытом социально одобряемых действий, нравственное развитие личности. Общечеловеческие нравственные ценности должны стать внутренним стимулом для развития формирующейся личности.
Поэтому нравственное воспитание и знание истинной сущности морали в настоящее время очень актуальны. Вскоре равнодушие людей к окружающему миру приводит общество только к жестокости, отсутствию сострадания, еще более страшным поступкам общества и бесконечным преступлениям.
Актуальность темы данного научного исследования определяется возрастанием интереса исследователей к роли нравственных явлений (факторов) в социокультурной жизни российского общества.
Если проанализировать теоретическую литературу, то можно выбрать общий подход к тому, что мы являемся свидетелями падения уровня морали (Богомолов А. П., Журавлева А. Л, Иуревич А. В., Веселов Е. К., Мироненко И. A., Семенов В. Е.). Существует обратная теория, объясняющая идею о том, что моральные нормы общества не уступают прежним (Назаретян А. P.).
Если оценивать нынешнюю ситуацию в морали и нравственности, как рецессию, то все равно есть повод говорить о моральном кризисе. Об этом свидетельствует факт острых переживаний о нравственных основах общества, нашедших отражение в потоке культурных исследований, посвященных данной теме.
Моральный кризис основан на полном или частичном изменении морально-нравственного состояния современного общества, и именно эта проблема исследуется в работе в условиях многообразия в среде современного общества.
Цель исследования: изучить проблему морали и нравственности, как острой социальной проблемы.
Предмет исследования: актуальная социальная проблема нравственности и морали.
Со временем моральные нормы и правила могут меняться, происходят изменения в мышлении людей и их отношении к различным ситуациям.
Задачи данного научного исследования являются следующие:
1.Выявить научные взгляды на мораль и нравственность.
2.Определить функции морали и нравственности.
3.Проанализировать отношение к понятиям мораль и нравственности, как острой социальной проблеме безнравственности в наше время.
Глава 1 Теоретические аспекты морали и нравственности, как острой социальной проблемы в современном мире
1.1 Научные взгляды на мораль и нравственность
Современные культурологические науки свидетельствуют о возрастающем интересе исследователей к роли нравственных явлений (факторов) в социокультурной жизни российского общества, к различным формам социального поведения и способам реализации личностных принципов.
Русская В. И. "Роль СМИ в формировании общественной морали".
Мироненко И. А. "Проблема Морали" (комплекс геокультурных и геополитических факторов).
Большаков В. А. "Проблема морала и духовности в современном обществе" (внутренняя связь личности и духовности в обществе).
Мораль - это один из методов регуляции поведения человека, особая форма общественного сознания, форма социальных отношений.
Мораль - это система принципов, нормалей, определяющая характер отношений между людьми в соответствии с понятиями добра и зла, справедливых и несправедливых, достойных и недостойных принятия в обществе [1].
Мораль - это совокупность понятий, убеждений, намерений, действий и практических действий.
Поскольку союз слов и действий составляет сущность нравственных отношений между людьми, в моральном сознании деятельность и отношение находятся в неразрывном единстве.
Структура морали включает в себя [3]:
1. Моральное сознание (социальное и личностное).
2. Нравственный опыт.
3. Моральные отношения.
Особенностью нравственного сознания является восприятие всех явлений с ценностной точки зрения. Основная задача-не объяснить явление, а определить его причину и, оценить его. Моральное сознание оценивает поведение людей (в категории добра и зла) положительно или отрицательно.
Индивидуальное нравственное сознание относится к внутреннему миру и состоит из нескольких компонентов:
1.Рациональное, выражает мировоззрение человека, нравственные идеи. Элементами этого компонента являются идеалы, оценки, принципы, взгляды и выражения.
2.Моральные качества в отношении добра и зла.
3.Эмоциональная, которая выражает совокупность нравственных переживаний человека (реактивность, сострадание, совесть, стыд, достоинство, честь).
4.Несмотря на давление объективных обстоятельств, существует сильная воля, так как иногда нравственные мотивы реализуются конкретными действиями.
Моральный опыт является результатом морального сознания и основным элементом практики является деятельность.
Структура нравственного опыта может состоять из следующих компонентов:
1.Намерение (намерение или целеполагание).
2.Мотивация, обоснование идей.
3. Выбор целей, средств.
4. Принятие решений.
5. Действия, которые реализуют нравственную позицию человека и способ действия.
Междисциплинарные исследования существуют и в комплексе нравственно- моральной оценки общественной жизни:
"Нравственное воспитание в России. Духовное возрождение - это вопрос выживания государства и это вопрос экономического подъема".
Иванов С. В. "проблема формирования патриотических убеждений в современной России", Журавлева А. Л. Сделали "негативные" выводы и разочарования об уровне морального фона в обществе, такие как "нравственные проблемы современной России".
Если проанализировать теоретическую литературу, то мы видим очень распространенный момент: мы становимся свидетелями падения уровня Морали, "сложного и систематического нравственного падения в нашем обществе".
Критики современных" моральных " теорий, например, Веселов Е. К. [6] отмечает не только явление распада нравственного комплекса, но и восприятие русскими толерантности, толерантности общества, привычного и неразрешимого, не как нормы нашей жизни, а как обыденной: "это ответ на зло и смирение". Это прощает и способствует этому утверждению" [7].
Люди страдают от морального разложения, убийств и насилия над людьми, невозможно сформировать правильное моральное воспитание в среде, которая ухудшает ситуацию.
Так, для оценки телешоу существуют особые условия вражды и конфронтации между участниками и обсуждение тем, противоречащих логике, культуре и нравственному комплексу здорового человека.
Ученые пришли к выводу, что причиной нравственной деградации российского общества в первую очередь называют перестройку и последующие социальные реформы.: "В конце ХХ-начале ХХІ века российское общество вступило сначала в "перестройку", а затем в "радикальную реформу", постоянно испытывая нравственные ориентиры, мораль, ценности и модели поведения, а не социальные, экономические и политические" [6].
Например, ежегодно 2 миллиона детей страдают от жестокого обращения родителей, 5 миллионов человек покидают свои дома, а 5 миллионов женщин ежегодно умирают от избиения своих мужей, насилия в отношении своих жен, престарелых родителей и детей.
По словам Гринберга:
"В России идет интенсивное разрушение моральных и этических элементов из социального бытия, игнорируя моральный и психологический мир человека " [5].
Прекрасным примером этого является сборник научных трудов Санкт-Петербургского государственного университета "ценности и нравственные проблемы в российском обществе: самопознание, образование" под редакцией профессора Семенова В. Е.
Можно сделать вывод, что в культурной, социологической, философской и лингвистической литературе России преобладает оценка современного состояния общества как снижения моральности и нравственной деградации.
Выбор государственного образовательного идеала осложняется неоднородностью российского общества по этническим, религиозным и социальным признакам. Представители разных социальных групп имеют существенные различия в ценностях. Но при этом российские ценности государства должны преобладать над интересами и целями группы
1.2 Функции морали и нравственности
1.Оценочная функция морали-понимание того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. Кроме того, моральная оценка основывается на моральных убеждениях человека и авторитете общественного мнения.
2.Познавательная функция направлена на понимание многообразия накопленного человечеством культурного опыта. Гораздо большую роль играет ощущение, вера и интуитивное восприятие многообразия межличностных отношений и отношений.
3.Регулятивная функция является одной из основных функций морали. Поведение индивида регулируется не только моралью, но и законом, религией, искусством, политическим сознанием, то есть всеми формами общественного сознания. Во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственных идеалов, которых никто не может достичь, а в-третьих, регулятивная функция морали реализуется не авторитетом общественного мнения, а совестью человека.
4.Педагогическая функция нравственности заключается в том, что она участвует в формировании личности человека. Moral помогает понять смысл жизни, понять необходимость уважения собственного достоинства человека, его обязанностей перед другими людьми и обществом, прав личности, достоинства других людей.
Регулятор общественных отношений-это мораль, которая выражает наши мысли о добре и зле, справедливости и несправедливости. Если правильно понимать моральные нормы и опираться на них в деловом общении, можно сделать общение более эффективным и достичь определенных целей. Если он игнорирует моральные нормы общения или искажает содержание, то общение становится невозможным или трудным.
Отечественные исследователи советской эпохи рассматривали нравственную сферу как результат социально-исторического развития и обосновывали ее взаимосвязь с социальными условиями и деятельностью человека. Наиболее влиятельной парадигмой изучения нрав
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. проф. Г.С. Никифорова. - Санкт-Петербург: Речь, 2017. 374с.
2. Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. проф. Г.С. Никифорова. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - С. 359-374.
3. Выготский Л.С. Историческое значение психологического кризиса. // Собр.соч. - М., 1982. - Т. 1.341с.
4. Гринберг Р. С. В поисках равновесия. М.: Магистр, 2016.
5. Губман Б.Л. Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.659с.
6. Гусейнов А., Ирлиц Г. Краткая история этики. М., 2017.431с.
7. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.2018.219с.
8. Иванова С.Ю. Проблемы формирования патриотических убеждений в современной России //Социально-гуманитарные знания. - 2019. - №9.69с.
9. Кочегарова Т. М. Россия между отчаянием и надеждой (о книгах Р. Гринберга) // Социологические исследования. 2017. № 7. 166с.
10. Лазарсфельд, Р. Мертон. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. - М., 2018.438с.
11. Назаретян А.П. "Национальная идея": Россия в глобальных сценариях XXI века // Историческая психология и социология истории, 2014, т. 7, № 1.
12. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. Курс лекций. М.: Наследие, 2016.321с.
13. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации: Очерки эволюционно-исторической психологии. 2-е изд., испр. - М., 2018.
14. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой морали в истории // Прогресс. - Санкт-Петербург, 2017.239с.
15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - Академия. М., 2013.387с.
16. Семенов В. Е. Российская полиментальность и социально-психологическая динамика на стыке эпох. - Санкт-Петербург, 2015.342с.
17. Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал.2016.455с.
18. Семенов В.Е. Ценностно-нравственные проблемы российского общества: самореализация, образование, СМИ. // Отредактировано V.E.Semenov.St Петербург. Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2018.569с.
19.URL:https: / / studful. нет / предварительный просмотр / 5054414 / Страница: 2 (дата обращения 27.12.2021)
20.URL:https://studopedia.ru/9_188842_moralnie-normi-i-printsipi.html (дата обращения 27.12.2021)
21.URL:https://helpiks.org/6-59305.html (дата обращения 27.12.2021)
22.URL:https://mydocx.ru/5-37470.html (дата обращения 27.12.2021)
23.URL:http://www.great-country.ru/rubrika_articles/ros/110301-01.html (дата обращения 27.12.2021)